Судья Оренбургского областного суда Новоженина О.Р., при секретаре Горященко В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Павленко С.Н. на решение судьи Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 15 июля 2016 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении КФХ Павленко С.Н.,
установил:
определением старшего государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды от 23 июня 2016 года постановление прокурора Советского района г. Орска от 10 июня 2016 года о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении КФХ Павленко С.Н. возвращено для устранения выявленных недостатков.
Не согласившись с указанным определением должностного лица, прокурором Советского района г. Орска принесен протест в Советский районный суд г. Орска Оренбургской области.
Решением судьи Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 15 июля 2016 года определение старшего государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды от 23 июня 2016 года о возврате постановления прокурора Советского района г. Орска от 10 июня 2016 года о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении КФХ Павленко С.Н., для устранения выявленных недостатков, отменено, дело направлено в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области для рассмотрения по существу.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, Павленко С.Н. просит об отмене решения судьи районного суда.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав прокурора отдела прокуратуры Оренбургской области Христич Т.В., находящей решение судьи законным и обоснованным, оснований для удовлетворения жалобы не нахожу в связи со следующими обстоятельствами.
За несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Из материалов дела следует, что 26 мая 2016 года прокуратурой Советского района г. Орска совместно со специалистами Управления Россельхознадзора по Оренбургской области проведена проверка соблюдения требований законодательства о землепользовании, сохранении плодородия почв со стороны крестьянско-фермерского хозяйства, главой которого является индивидуальный предприниматель Павленко С.Н.
По результатам проверки 10 июня 2016 года прокурором Советского района г. Орска в отношении КФХ Павленко С.Н. было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, согласно которому КФХ Павленко С.Н. допустил нарушения ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", а именно: Павленко С.Н. на основании договора аренды земельного участка от 06 мая 2006 года N, заключенного между КФХ Павленко С.Н. и ***, арендует земельный участок с кадастровым номером ***, площадью *** га, расположенный примерно в *** м. по направлению на северо-восток от ориентира очистные сооружения мясокомбината, расположенного за пределами земельного участка, (адрес). На расстоянии *** м. от здания *** выявлен факт размещения на почве отходов производства и потребления - мусор от офисных и бытовых помещений несортированный, обрезь натуральной чистой древесины, а также смет с территории предприятия. Кроме того на расстоянии *** м. от здания курятника выявлено размещение отходов производства и потребления - навоз крупного рогатого скота свежий.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении КФХ Павленко С.Н. было направлено для рассмотрения в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области.
Определением старшего государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды от 23 июня 2016 года постановление прокурора Советского района г. Орска от 10 июня 2016 года о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении КФХ Павленко С.Н. возвращено для устранения выявленных недостатков, поскольку из материалов дела об административном правонарушении и из текста постановления о возбуждении дела об административном правонарушении не предоставляется возможным установить субъект административного правонарушения, а также в тексте постановления о возбуждении дела об административном правонарушении не раскрыты нарушения, выявленные прокуратурой Советского района г. Орска в ходе проведения проверки КФХ Павленко С.Н., и не установлена причинно-следственная связь между выявленными нарушениями и бездействием КФХ Павленко С.Н., повлекшим причинение вреда окружающей среде.
Отменяя определение старшего государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды от 23 июня 2016 года судья районного суда, учитывая, что сведения о субъекте административного правонарушения в постановлении имеются, а также то обстоятельство, что ссылка прокурора в постановлении на Федеральный закон "Об охране окружающей среды" содержит перечень запретов, ограничений и обязанностей в сфере обращения с отходами и опасными веществами, в том числе запреты на сброс отходов в почву, а также указание в постановлении на классы опасности выявленных в ходе проверки отходов, установленные ст. 4.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пришел к обоснованному выводу о направлении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении КФХ Павленко С.Н. для рассмотрения по существу в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области.
Данный вывод судьи является правильным.
Анализ положений п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что право возвратить протокол об административном правонарушении (постановление по делу об административном правонарушении) в административный орган может быть реализовано лишь в исключительных случаях, когда процессуальные нарушения, допущенные при составлении протокола и оформлении иных материалов дела, нельзя восполнить в ходе рассмотрения дела по существу.
Из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении усматривается, что дело об административном правонарушении было возбуждено по результатам проверки исполнения законодательства об охране окружающей среды, проведенной в отношении КФХ Павленко С.Н.
Из свидетельства о постановке на учет в налоговый орган усматривается, что Павленко С.Н. зарегистрирован в соответствии с ФЗ от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" в качестве индивидуального предпринимателя. В постановлении прокурора от 10 июня 2016 года указано, что дело об административном правонарушении возбуждено в отношении КФХ Павленко С.Н., то есть в отношении индивидуального предпринимателя Павленко С.Н. При этом санкцией статьи 8.2 КоАП РФ устанавливает административную ответственность в том числе для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
При таких обстоятельствах согласиться с выводом должностного лица о том, что не определен субъект административного правонарушения нельзя.
Довод жалобы о том, что прокуратурой Советского района г. Орска не раскрыты нарушения, выявленные в ходе проверки, и не установлена причинно - следственная связь между выявленными нарушениями и бездействиями Павленко С.Н., подлежит отклонению.
Постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении содержит указания на выявленные нарушения, сведения о пользователе земельного участка, которым является КФХ Павленко С.Н. на основании договора аренды.
Ссылка прокурора в постановлении на Федеральный закон "Об охране окружающей среды" содержит перечень запретов, ограничений и обязанностей в сфере обращения с отходами и опасными веществами, в том числе запреты на сброс отходов в почву, а также указание в постановлении на классы опасности выявленных отходов в ходе проверки, установленные ст. 4.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Таким образом, требования, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ при составлении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении были соблюдены, оснований для его возвращения не имелось.
При таких обстоятельствах, судьей районного суда сделан верный вывод об отмене определения старшего государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды от 23 июня 2016 года о возврате постановления прокурора Советского района г. Орска от 10 июня 2016 года о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении КФХ Павленко С.Н. для устранения выявленных недостатков и направлении дела в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области для рассмотрения по существу.
Оснований для отмены либо изменения решения судьи Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 15 июля 2016 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении КФХ Павленко С.Н., не имеется.
Доводы Павленко С.Н. о невиновности подлежат оценке при рассмотрении дела по существу.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 15 июля 2016 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении КФХ Павленко С.Н. оставить без изменения, а жалобу Павленко С.Н. - без удовлетворения.
Судья Оренбургского
областного суда О.Р. Новоженина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.