Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего Ившиной Т.В.,
судей Судак О.Н., Имамовой Р.А.,
при секретаре Рассейно Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску СВН к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге о перерасчёте назначенной пенсии
по апелляционной жалобе СВН на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга Оренбургской области от 12 апреля 2016 года.
Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В., объяснения истца СВН, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге- Хмельницкого А.В., просившего решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
СВН обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге указав, что в 1998 году ему была назначена пенсия *** и определён её размер *** рубля при среднем заработке *** рублей, то есть в размере 43%. С данным размером не согласен, считает, что в тот период времени ему должна была быть назначена пенсия в размере *** рублей, что составляет 75% от среднего заработка.
Просил суд обязать ответчика произвести перерасчёт пенсии согласно ст.ст. 14 и 16 Закона РФ от 20 ноября 1990 N 340-1.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 12 апреля 2016г. СВН в удовлетворении исковых требований к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге о перерасчёте назначенной пенсии отказано.
В апелляционной жалобе СВН просит данное решение суда отменить, вынести по делу новое решение, ссылаясь на незаконность выводов суда.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда по доводам жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии со статьёй 14 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" пенсия в связи с работой на Крайнем Севере устанавливается: мужчинам - по достижении 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеют общий трудовой стаж соответственно не менее 25 лет.
Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в местностях, приравненных к районам Крайнего севера, пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
На основании статьи 16 указанного закона пенсия устанавливается в размере 55 процентов заработка и сверх того, один процент заработка за каждый полный год общего трудового стажа, превышающего требуемый для назначения пенсии.
При назначении пенсии в соответствии со статьями 12 и 14 Закона увеличение ее размера на один процент заработка производится также за каждый полный год специального трудового стажа сверх необходимого для установления пенсии. Размер пенсии, исчисленной в указанном выше порядке, не может превышать 75 процентов заработка.
Согласно статьи 17 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в редакции, действующей на дату назначения пенсии, минимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается не ниже минимального размера оплаты труда.
Размер пенсии повышается на один процент за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20 процентов.
Из статьи 18 данного закона следует, что максимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается на уровне трех минимальных размеров пенсии (часть первая статьи 17 Закона), а пенсии, назначенной в связи с подземной работой, работой с вредными условиями труда и в горячих цехах (пункт "а" статьи 12 Закона), - трех с половиной размеров.
Размер пенсии (часть первая настоящей статьи) повышается на один процент за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20 процентов.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 02 апреля 1998г. СВН обратился в *** с заявлением о назначении государственной пенсии по возрасту за работу в районах Крайнего Севера.
На дату назначения пенсии его стаж в льготном исчислении составил 50 лет 10 месяцев 13 дней, в календарном исчислении - 34 года 07 месяцев 10 дней, стаж в районах Крайнего Севера - 26 лет 09 месяцев 05 дней.
Фактическая среднемесячная заработная плата СВН за период работы с 01 января 1980г. по 31 декабря 1984г. (60 месяцев) была равна *** коп.
Заработная плата, осовремененная в связи с повышением стоимости жизни и изменениями в уровне номинальной оплаты труда в соответствии со ст. 7 Закона РФ от 03 апреля 1992г. N 2654-1 "О досрочном введении в действие закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", составила *** копеек. Данный заработок был рассчитан путём увеличения фактического заработка на все повышающие коэффициенты и индексы, которые были предусмотрены законодательством, действовавшим до 01 января 2002г.
Решением заведующего отделом *** от 10 апреля 1998г. истцу назначена пенсия по старости в соответствии со ст. 14 Закона РФ N 340-1 "О государственных пенсиях в РФ" в размере *** копейки начиная с 09 мая 1998г.
С 01 июня 2010г. пенсионное дело истца в связи с переездом было поставлено на учет в УПФР в г. Оренбурге с выплатой пенсии в размере *** рубля, исчисленной в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 N 173 -ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Судом проверен расчёт размера пенсии СВН, исчисленной по Закону Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации". При этом суд пришёл к выводу о том, что установленный истцу размер пенсии рассчитан верно.
С данным выводом судебная коллегия соглашается на основании следующего.
Размер пенсии истца составит *** руб. ( *** х 75% = ***), из которых *** руб. - осовремененная заработная плата истца, 55% - процент для назначения пенсии за требуемые 25 лет стажа, 20% - доплата за стаж, превышающий требуемый для назначения пенсии.
Поскольку данный размер пенсии больше максимального размера пенсии, равного *** руб. ( *** руб. х 20% х 1,50) х 3 = *** руб.), с учётом положений статьи 18 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" пенсионный орган ограничил размер пенсии, подлежащей выплате истцу максимальным размером пенсии.
Таким образом, верным является вывод суда о том, что с учётом компенсационной выплаты, установленной Указом Президента РФ N 550 от 15 апреля 1996г. истцу обосновано была установлена пенсия в размере *** копейки, из которых *** копейки максимальный размер пенсии, *** рублей компенсационная выплата.
Кроме того, суд проверил перерасчёт пенсии СВН на основании вступившего в законную силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173- ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно п. 3 ст. 30 указанного закона расчёт пенсии на 01 января 2002г. производится следующим образом:
РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами;
ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек).
Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах:
не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8.
Расчётный размер трудовой пенсии истца составил *** коп.(0,64 (34 года = 0,55 за 25 лет) + 0,09 (за 9 лет) х 1,7 (максимальное отношение ЗР/ЗП) х 1671 (СЗП) = ***). Оснований не согласиться с данным расчётом размера пенсии суд не усмотрел.
Отказывая истцу в удовлетворении исковых требований суд исходил из того, что с 09 мая 1998г. истцу была назначена пенсия в размере *** копейки в строгом соответствии с действовавшим на тот момент пенсионным законодательством, нарушений при определении размера пенсии не установлено. С 01 января 2002г. оценка пенсионных прав СВН была осуществлена в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", поскольку данный вариант является наиболее выгодным для истца вариантом оценки его пенсионных прав и по данному варианту размер пенсии превышает размер пенсии исчисленной по Закону Российской Федерации N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации". С 01 января 2002 года не предусмотрено исчисление пенсии по нормам ранее действующего законодательства.
Выводы суда являются правильными, основанными на представленных в материалы дела доказательствах, которым суд дал надлежащую оценку, в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Довод жалобы ответчика о том, что размер его пенсии должен быть определён на основании статьи 16 закона Российской Федерации N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" выводов суда не опровергает.
Расчёт пенсий по закону Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" подлежал расчёту на основании статей 16,17,18 указанного закона в их совокупности.
Статьей 18 указанного закона было установлено ограничение размера назначаемых и выплачиваемых пенсий.
Возможность определения размера пенсии без учёта положений статьи 18 закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не допускалась.
Таким образом, оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга Оренбургской области от 12 апреля 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу СВН - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.