Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе
председательствующего судьи Полтевой В.А.,
судей Морозовой Л.В., Полшковой Н.В.,
при секретаре Лексиковой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу К. А.С. на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 21 апреля 2016 года по гражданскому делу по иску К. А.С. к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды и назначить досрочную страховую пенсию по старости.
Заслушав доклад судьи Полтевой В.А., пояснения истца К. А.С., поддержавшей апелляционную жалобу, представителя ответчика Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге Булгаковой Е.Н., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
К. А.С. обратилась в суд с данным иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге (далее - УПФР в г. Оренбурге), в обоснование требований указав, что решением начальника УПФР в г. Оренбурге от (дата) ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей.
Не согласившись с указанным решением, просила суд признать его незаконным и обязать УПФР в г. Оренбурге включить в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, периоды работы:
с 21.08.1989 по 30.11.1990 - в должности и.о. комсорга по школам Промышленного райкома ВЛКСМ, и.о. секретаря комитета ВЛКСМ Оренбургского автотранспортного техникума, секретаря комитета комсомола Оренбургского автотранспортного техникума,
с 18.03.1991 по 01.01.1992 - в должности секретаря СПТУ-41 Орехово-Зуевского ГК ВЛКСМ,
с 01.08.1995 по 01.09.1995 - в должности методиста на 1 ставку,
с 02.09.1995 по 01.12.1995 - в должности методиста на 1 ставку и педагога дополнительного образования с нагрузкой 12 часов в неделю,
с 02.12.1995 по 30.04.1996 - в должности педагога дополнительного образования с нагрузкой 27 часов в неделю,
с 01.05.1996 по 12.06.1996 - в должности методиста на 1 ставку и педагога дополнительного образования с нагрузкой 12 часов в неделю,
с 13.06.1996 по 25.08.1997 - в должности педагога-организатора и педагога дополнительного образования с нагрузкой 12 часов в неделю,
с 08.09.1997 по 03.03.2002, с 28.04.2002 по 30.08.2002 - в должности руководителя кружка "Затейник" в МОУ "ООШ N N",
с 31.08.2002 по 31.08.2003 - в должности заместителя директора по воспитательной работе на 0,5 ставки + 720 часов кружков работы + 170 часов учителя старших классов в МОУ "ООШ N N
с 01.09.2003 по 31.08.2004 - в должности заместителя директора по воспитательной работе на 0,5 ставки + педагог дополнительного образования 280 часов + 720 часов кружковой работы,
с 24.08.2012 по 29.08.2013 - в должности социального педагога на 1 ставку в МОБУ "СОШ N",
с 25.10.2004 по 13.11.2004, с 09.02.2011 по 11.02.2011, с 16.05.2011 по 28.05.2011, 26.09.2013, 20.03.2014, с 16.04.2014 по 17.04.2014, 15.05.2014 -курсы повышения квалификации с отрывом от производства,
с 20.07.2012 по 11.08.2012 - отпуск без сохранения заработной платы,
с 04.03.2002 по 27.04.2002 - учебный отпуск.
В судебном заседании истец А.С. К. поддержала требования в полном объеме по изложенным в иске доводам и просила удовлетворить.
Ответчик иск не признал.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга 21 апреля 2016 года исковые требования К. А.С. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г. Оренбурге о включении периодов в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости удовлетворены частично.
Суд постановил:признать решение начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге от (дата) N незаконным в части невключения К. А.С. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с 25.10.2004 по 13.11.2004, с 09.02.2011 по 11.02.2011, с 16.05.2011 по 28.05.2011, 26.09.2013, 20.03.2014, с 16.04.2014 по 17.04.2014, 15.05.2014.
. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге включить К. А.С. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с 25.10.2004 по 13.11.2004, с 09.02.2011 по 11.02.2011, с 16.05.2011 по 28.05.2011, 26.09.2013, 20.03.2014, с 16.04.2014 по 17.04.2014, 15.05.2014.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге в пользу К. А.С. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований К. А.С. отказать.
Не согласившись с решением суда, К. А.С. в апелляционной жалобе указывает на нарушение судом норм материального права, просит решение отменить.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов поданной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
Решение суда в части отказа в удовлетворения исковых требований о включении в стаж К. А.С., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы с 24.08.2012 по 29.08.2013 в должности социального педагога на 1 ставку в МОБУ "СОШ N" не обжалуется.
В данной части решение судебной коллегией не проверяется.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 года "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются в частности при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067, с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Разрешая заявленный спор, суд пришел к выводу о том, что спорные периоды работы истца в МУДО "Центр детского и юношеского творчества образования, культуры, социальной работы предпринимательства" (адрес) с 01.08.1995 по 01.09.1995 в должности методиста на 1 ставку, с 02.09.1995 по 01.12.1995 в должности методиста на 1 ставку и педагога дополнительного образования с нагрузкой 12 часов в неделю, с 02.12.1995 по 30.04.1996 в должности педагога дополнительного образования с нагрузкой 27 часов в неделю, с 01.05.1996 по 12.06.1996 в должности методиста на 1 ставку и педагога дополнительного образования с нагрузкой 12 часов в неделю, с 13.06.1996 по 25.08.1997 в должности педагога-организатора и педагога дополнительного образования с нагрузкой 12 часов в неделю, периоды работы с 08.09.1997 по 03.03.2002, с 28.04.2002 по 30.08.2002 в должности руководителя кружка "Затейник" в МОУ "Основная общеобразовательная школа N 11", периоды работы в МОУ "Основная общеобразовательная школа N 11" с 31.08.2002 по 31.08.2003 в должности заместителя директора по воспитательной работе на 0,5 ставки + 720 часов кружковой работы + 170 часов учителя старших классов, с 01.09.2003 по 31.08.2004 в должности заместителя директора по воспитательной работе на 0,5 ставки + педагог дополнительного образования 280 часов + 720 часов кружковой работы обоснованно не включены ответчиком в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Судебная коллегия с указанным выводом суда соглашается в связи со следующим.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Однако указанным Списком N 781, равно как и ранее действовавшим Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463, и Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067, не предусматривается право лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, на включение в специальный стаж для назначения пенсии периодов трудовой деятельности в должности "методист", "педагог-организатор", "руководитель кружка".
Следовательно, не любая педагогическая деятельность засчитывается в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, а только та педагогическая деятельность, которая осуществлялась на должностях, предусмотренных приведенными Списками.
Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 года N 367 предусмотрены самостоятельные наименования должностей "методист" и "руководитель кружка (клуба по интересам, коллектива, любительского объединения, секции, студии, туристской группы)", однако в названные Списки данные должности включены не были.
Должность педагога дополнительного образования в образовательных учреждениях дополнительного образования детей впервые была включена в Списки должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, до указанной даты должность "педагог дополнительного образования" ранее действующими Списками предусмотрена не была. Таким образом, период работы в должности "педагог дополнительного образования" мог быть включен в специальный стаж только с 1 ноября 1999 года.
Поскольку работа истца в должности педагога дополнительного образования протекала до 01 ноября 1999 года, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворения исковых требований истца о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы в должности методиста с 01.08.1995 по 01.09.1995, в должности методиста и педагога дополнительного образования с 02.09.1995 по 01.12.1995, в должности педагога дополнительного образования с 02.12.1995 по 30.04.1996, в должности методиста и педагога дополнительного образования с 01.05.1996 по 12.06.1996, в должности педагога-организатора и педагога дополнительного образования с 13.06.1996 по 25.08.1997.
В связи с указанным, ссылка в апелляционной жалобе на то обстоятельство, что работа в должности педагога дополнительного образования в период до 01.01.2001 года включается в льготный стаж педагога без каких-либо ограничений, независимо от условия выполнения нормы рабочего времени, в соответствии с п. 4 Правил N 781, является несостоятельной, поскольку основана на неверном толковании правовых норм.
Определяя право К. А.С. на включение периодов работы с 08.09.1997 по 03.03.2002, с 28.04.2002 по 30.08.2002 в должности руководителя кружка, суд первой инстанции, руководствуясь постановлением Правительства РФ N 665 от 16.07.2014 года, верно применил нормы пенсионного законодательства, действовавшего в тот период работы истца, а именно, постановление Совета министров РСФСР от 06.09.1991 N 463 и постановление Правительства РФ от 22.09.1999 N 1067, которыми должность руководителя кружка не предусмотрена, и пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований истца о включении в специальный стаж названных периодов работы.
Разрешая требования К. А.С. о включении в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периодов ее работы в МОУ "ООШ N" в должности заместителя директора по воспитательной работе на 0,5 ставки с учетом 720 часов кружковой работы, 170 часов учителя старших классов, 280 часов педагогом дополнительного образования, 720 часов кружковой работы, суд первой инстанции руководствовался разъяснениями пункта 4 "Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от (дата) N), согласно которому периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2003 N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников", письмом Минобразования Российской Федерации и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 16.01.2001 N 20-58-196/20-5/7 "О порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений", действовавших в рассматриваемый спорный период, установлена норма педагогической нагрузки на ставку заработной платы для педагогов общеобразовательных учреждений составляет 18 часов в неделю. Аналогичная норма содержится и в Приказе Минобрнауки России от 24.12.2010 N 2075 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников".
Поскольку из представленных в материалы дела доказательств не усматривается, что в спорные периоды истцом выработана педагогическая нагрузка, установленная за ставку заработной платы, а именно: установленная нагрузка 720 часов в год, а у истца 170 часов учителя старших классов, занятие штатной должности учителя не подтверждается, то есть, установленная норма часов не выработана, а в указанный период К. А.С. занимала штатную должность заместителя директора по воспитательной работе на 0,5 ставки, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для включения указанных спорных периодов в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, и об отказе в удовлетворении указанной части исковых требований является законным и обоснованным.
Пунктом 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно которому работа в должностях, указанных в п. 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в п. 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды начиная с 1 января 2001 года засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев: у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в п. 2 раздела "Наименование должностей" и в п. 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
В данном случае совокупность вышеприведенных условий не соблюдается, поскольку на дату 1 января 2001 года продолжительность специального стажа истца, дающего право на назначение пенсии по старости досрочно, составила менее 16 лет 8 месяцев (с учетом включенных периодов).
В этой связи доводы апелляционной жалобы о неприменении судом указанного пункта Правил являются несостоятельными, поскольку отсутствуют предусмотренные законом основания для включения вышеуказанного спорного периода с 01.09.2003 по 31.08.2004 в должности педагога дополнительного образования в специальный стаж педагогической деятельности истца.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда и в части отказа в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж периода работы истца в должности и.о. комсорга по школам Промышленного райкома ВЛКСМ, и.о. секретаря комитета ВЛКСМ, секретаря комитета комсомола Оренбургского автотранспортного техникума, секретаря СПТУ-21 Орехово-Зуевского ГК ВЛКСМ.
Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения, сельского хозяйства", действовавшим в указанный период работы истца, были утверждены Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, а также Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.
В соответствии с пп. "а" п. 1 Положения, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах.
Согласно п. 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров ССР от 17 декабря 1959 года N 1397 время работы, указанной в п. 1, 2, 3 настоящего Положения засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановление, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсии.
Поскольку стаж работы истца, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, с учетом включенных судом периодов продолжительностью 01 месяц 10 дней и засчитанных пенсионным органом периодов продолжительностью 12 лет 09 месяцев 07 дней, составил 12 лет 10 месяцев 17 дней, то есть, менее 2/3 требуемого 25-летнего стажа, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требования истца в указанной части не подлежат удовлетворению.
Являются несостоятельными доводы апелляционной жалобы о том, что периоды с 08.09.1997 по 03.03.2002, с 28.04.2002 по 30.08.2002, с 31.08.2002 по 31.08.2003, с 01.09.2003 по 31.08.2004 подлежат включению с льготный стаж на основании п. 6 Правил N 781, поскольку в указанные периоды истец вела уроки в начальных классах.
Согласно п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в пункте 1.1 раздела "Наименование учреждений" списка, учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что в указанные периоды истец работала в МОУ "Основная общеобразовательная школа N" (адрес), сведений о том, что указанное образовательное учреждение расположено в сельской местности, не имеется.
В связи с тем, что общая продолжительность специального стажа истца составила 12 лет 10 месяцев 17 дней при требуемых 25 лет, является верным вывод суда о том, что не подлежат удовлетворению исковые требования об обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости.
При таком положении, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Все обстоятельства, имеющие значение для разрешения возникшего спора, судом при рассмотрении дела исследованы, им дана правильная оценка, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права допущено не было.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 21 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К. А.С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.