Оренбургский областной суд в составе:
судьи Оренбургского областного суда Хакимовой О.В.,
при секретаре Бобылевой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Н.А. к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Оренбургской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 10 декабря 2015 года,
установил:
Н.А. обратилась с административным исковым заявлением, которое поступило в суд (дата), об установлении рыночной стоимости находящегося у неё в аренде земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 1200 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: (адрес), Сергиевский сельсовет, (адрес), участок N, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки, в отношении которого установлена кадастровая стоимость в размере 671 976 рублей.
Сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, не соответствуют его рыночной стоимости, которая составляет 221 422, 63 руб. на основании отчета об определении рыночной стоимости земельного участка.
Административный истец полагает, что существенное завышение кадастровой стоимости земельного участка над его рыночной стоимостью влечет нарушение его права, поскольку кадастровая стоимость является базовой для расчета арендной платы.
Н.А. просила установить кадастровую стоимость вышеуказанного земельного участка находящегося у него в аренде, равной рыночной стоимости, указанной в предоставленном суду отчёте об определении рыночной стоимости земельного участка.
Административный истец, представители административного ответчика и заинтересованных лиц ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Оренбургской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Оренбургской области, Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, администрации МО Сергиевский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области, извещённые о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Административный истец, представители ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Оренбургской области, администрации МО Сергиевский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области, Министерства природных ресурсов экологии и имущественных отношений Оренбургской области просили рассмотреть дело без их участия.
На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие сторон и заинтересованных лиц, надлежащим образом извещенных о явке в суд, поскольку их явка не была признана судом обязательной.
Изучив материалы дела, принимая во внимание отзывы административного ответчика и заинтересованных лиц, суд приходит к следующему.
Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об оценочной деятельности") и относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в статье 24.18 предусматривает, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость.
Аналогичные положения содержатся в пункте 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 1 Закона о государственном кадастре недвижимости кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом.
В силу части 5 статьи 4 Закона о государственном кадастре недвижимости сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов.
Пунктами 11, 14 части 2 статьи 7 названного Закона предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Н.А. ячвляется арендатором земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 1200 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: (адрес), Сергиевский сельсовет, (адрес), участок N, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки, что подтверждается договором аренды земельного участка N от (дата).
Из кадастровой справки объекта недвижимости следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 56:21:2211005:13 рассчитана в соответствии с п. 1.2, п. 2.1.3 Методических указаний5 с применением удельного показателя кадастровой стоимости (559,98 руб./кв.м.) для 26 группы видов разрешенного использования в соответствии с постановлением правительства (адрес) от (дата) N-п (Приложение N). Сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере 671 976 рублей внесены в государственный кадастр (дата) на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости N от (дата) и межевого плана от (дата).
Заявленное в настоящем деле требование по существу имеет своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета, внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В подтверждение доводов к административному исковому заявлению приложен отчет N от (дата), составленный оценщиком ООО "Центр Экспертизы и Оценки" В.В., который является членом Некоммерческого Партнерства Саморегулируемой организации оценщиков (Сибирь), что подтверждается свидетельством N от (дата), стаж работы в оценочной деятельности 10 лет.
Указанным отчётом по состоянию на (дата) определена рыночная стоимость вышеуказанного земельного участка в размере 221 422, 63 руб.
Отчёт подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости участка, принадлежащего истцу.
Оценщик руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе нормами Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Исследовав и оценив представленные доказательства, суд установил, что согласно отчету об определении рыночной стоимости земельного участка от 18 апреля 2016 года кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка существенно отличается от его рыночной стоимости.
Согласно представленному экспертному заключению N от (дата), отчет N от 18 апреля 2016 года соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, требованиям стандартов оценки и правилам оценочной деятельности. Определенная в отчете рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером *** является обоснованной.
Доказательств, опровергающих выводы, сделанные в отчете и экспертном заключении, административным ответчиком и заинтересованными лицами не представлено. У суда представленные доказательства сомнения не вызывают.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления.
Доводы Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Оренбургской области о необоснованности привлечения Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Оренбургской области к участию в рассмотрении дела, являются ошибочными.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", пунктов 1 и 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является органом кадастрового учета, который осуществляет функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости как непосредственно, так и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации.
Полномочия по осуществлению государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведению государственного кадастра недвижимости в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и положениями Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11 марта 2010 г. N П/93 делегированы Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Кроме того, в соответствии со статьей 24.20 Закона об оценочной деятельности Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета, то есть на него возложена обязанность по осуществлению организационных мероприятий по исполнению решения суда.
Согласно разъяснениям, данным в абзаце 2 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению суда новые сведения применяются с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (часть пятая статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
В силу пункта 5 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган документов в установленном названным федеральным законом порядке.
Таким образом, установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявление Н.А. к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Оренбургской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 10 декабря 2015 года, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 1200 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: (адрес), Сергиевский сельсовет, (адрес), участок N, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки, равной его рыночной стоимости по состоянию на 10 декабря 2015 года в размере 221 422 рублей 63 копеек на период с 1 января 2016 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Датой подачи заявления считать 1 августа 2016 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Оренбургского областного суда в течение месяца со дня изготовления полного текста решения.
Судья Оренбургского
областного суда О.В. Хакимова
Мотивированное решение суда изготовлено 25 августа 2016 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.