Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего - Тарасовой Н.В.,
судей - Котовой М.А. и Ребровой И.В.,
при секретаре - Наумовой А.А.,
с участием истца - М., представителя ответчика - Белоусова А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 августа 2016 года по докладу судьи Ребровой И.В. гражданское дело по апелляционной жалобе ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Окуловском районе на решение Окуловского районного суда Новгородской области от 17 мая 2016 года, принятое по иску М. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Окуловском районе о включении периода работы в льготный трудовой стаж и обязании назначить досрочную пенсию по старости,
установила:
М. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Окуловском районе Новгородской области (далее - УПФР в Окуловском районе Новгородской области) об обязании зачесть в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды его работы с 20.07.1982 года по 11.05.1986 года в качестве машиниста бульдозера ПО " ... " на участке горных работ, с 16.05.1986 года по 26.06.1989 года в " ... " в качестве электросварщика ручной сварки, с 03.07.1990 года по 09.07.1992 года в качестве помощника машиниста экскаватора на участке горных работ на разрезе " ... "
В обоснование заявленных требований М. указал на то, что он обращался в УПФР в Окуловском районе Новгородской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку он имеет специальный стаж на работах с тяжелыми условиями труда более 12 лет 6 месяцев и на дату обращения достиг возраста 55 лет. Решением УПФР в Окуловском районе Новгородской области области от 15 марта 2016 года ему отказано в назначении трудовой пенсии ранее общеустановленного пенсионного возраста в связи с тем, что указанные выше периоды не подлежат включению в стаж работы, дающей право на назначение досрочной пенсии по старости, поскольку трудовая деятельность осуществлялась им на территории Эстонской Республики.
М. полагает данное решение необоснованным, поскольку спорные периоды его работы имели место в Эстонской Республике, входившей в состав СССР, поэтому приведенные ответчиком положения Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 года применимы при суммарной оценке его трудовых прав, в связи с чем, ответчик должен зачесть спорные периоды работы в специальный стаж работы, дающей право на назначение досрочной пенсии по старости, и назначить ему пенсию по старости с 15 марта 2016 года.
Решением Окуловского районного суда 17 мая 2016 года постановлено:
зачесть М. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды его работы с 20.07.1982 года по 11.05.1986 года в качестве машиниста бульдозера ПО " ... " на участке горных работ, с 16.05.1986 года по 26.06.1989 года в " ... " в качестве электросварщика ручной сварки, с 03.07.1990 года по 09.07.1992 года в качестве помощника машиниста экскаватора на участке горных работ на разрезе " ... ";
обязать ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Новгородской области назначить М. досрочную страховую пенсию по старости с 31 января 2016 года;
взыскать с ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Новгородской области в пользу М. судебные расходы в размере 300 рублей.
В апелляционной жалобе УПФР в Окуловском районе Новгородской области просит решение суда отменить как вынесенное с нарушением норм материального права и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований М.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что 15 января 2016 г. М. обратился в ГУ - УПФР в Окуловском районе Новгородской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании подпункта 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", как имеющему специальный стаж на работах с тяжелыми условиями труда.
Решением ГУ - УПФР в Окуловском районе Новгородской области от 15 марта 2016 г. N 78 М. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы, дающей право на назначение пенсии по старости ранее общеустановленного пенсионного возраста.
М. согласно сведениям трудовой книжки работал в ПО " ... " с 20.07.1982 года по 11.05.1986 года в качестве машиниста бульдозера на участке гонных работ, с " ... " с 16.05.1986 года по 26.06.1990 года в качестве электросварщика ручной сварки, на разрезе " ... " с 03.07.1990 года по 09.07.1992 года в качестве помощника машиниста экскаватора на участке горных работ.
В соответствии со справками предприятий, на которых осуществлялась трудовая деятельность М., в спорные периоды он работал на работах с тяжелыми условиями труда (Список N 2, утвержденный Постановлением СМ СССС от26.01.1991 N10).
Принимая решение об удовлетворении исковых требований о включении М. в специальный страховой стаж работы, дающей право на назначение досрочной пенсии по старости, периодов работы истца на работах с тяжелыми условиями труда на предприятиях, расположенных на территории Эстонской ССР, суд первой инстанции со ссылкой на нормы Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ и положения Договора, заключенного между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 г. исходил из того, что трудовая деятельность осуществлялась М. на территории бывшего СССР и в соответствии с действующим законодательством и международными правовыми актами он имеет право на пенсионное обеспечение по старости наравне с другими гражданами Российской Федерации. При этом суд указал, что названным Договором при назначении пенсии предусмотрен учет периодов пенсионного стажа, приобретенных на территориях стран - участников Договора, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР, а также предусмотрено суммирование пенсионного стажа, приобретенного на территориях сторон Договора, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР, при условии несовпадения во времени периодов приобретения данного стажа.
Разрешая спор в части назначения досрочной трудовой пенсии по старости, суд пришел к выводу о наличии у М. специального стажа работы на работах с тяжелыми условиями труда продолжительностью 7 лет 8 месяцев 9 дней, страхового стажа работы не менее 25 лет, в связи с чем с 31 января 2016 г., то есть с момента достижения истцом 55 лет, обязал территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации назначить М. досрочную пенсию по старости на основании п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400- ФЗ.
Вместе с тем, выводы суда первой инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 1 января 2015 г., трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Указанное положение закреплено и в части 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 1 января 2015 г., которым предусмотрено, что, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на досрочную пенсию по старости предоставляется мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
14 июля 2011 г. между Российской Федерацией и Эстонской Республикой был заключен Договор о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения (далее также - Договор), ратифицированный Российской Федерацией Федеральным законом от 31 января 2012 г. N 1-ФЗ и вступивший в силу с 1 апреля 2012 г. (временно применялся с 16 октября 2011 г.).
Договор распространяется на отношения, относящиеся: 1) в Российской Федерации - к трудовым пенсиям по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца; социальным пенсиям; 2) в Эстонской Республике - к государственному пенсионному страхованию, включая народную пенсию (статья 2 Договора).
Согласно статье 3 указанного Договора он применяется к лицам, проживающим на территориях Договаривающихся Сторон (Российской Федерации и Эстонской Республики) и являющимся их гражданами или лицами без гражданства, на которых распространяется или ранее распространялось действие законодательства каждой из Договаривающихся Сторон в соответствии со статьей 2 Договора.
При назначении пенсии в соответствии с Договором учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР. Если право на назначение пенсии согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны возникает без учета пенсионного стажа, приобретенного согласно законодательству другой Договаривающейся Стороны, то соответствующая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию только за пенсионный стаж, учитываемый на основании своего законодательства, вне зависимости от того, на территории какой Договаривающейся Стороны проживает лицо. Данное правило применяется и в том случае, если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно настоящему Договору пенсионный стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин соответственно. При этом подсчет и подтверждение пенсионного стажа осуществляется согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая назначает пенсию (пункты 1, 2 статьи 5 Договора).
Если право на назначение пенсии на основании законодательства одной Договаривающейся Стороны возникает в результате суммирования пенсионного стажа, приобретенного на основании законодательства обеих Договаривающихся Сторон, то при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается пенсионный стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения (пункт 3 статьи 5 Договора).
Пунктом 3 статьи 5 Договора также установлено, что если право на пенсию не возникает в результате трудовой деятельности по определенной специальности, или на определенной должности, или в определенных условиях, то пенсионный стаж, приобретенный на территориях Договаривающихся Сторон, суммируется как общий пенсионный стаж.
Пунктом 1 статьи 6 Договора предусмотрено, что каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.
Таким образом, названный Международный договор, как следует из его положений, в части пенсионного обеспечения лиц, проживающих на территориях Договаривающихся Сторон, базируется на принципе пропорциональности: полное разделение ответственности за периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории Договаривающихся Сторон, не только после распада СССР, но и в период его существования; за периоды стажа, приобретенного на территориях бывших РСФСР и ЭССР, каждая Договаривающаяся Сторона начисляет и выплачивает пенсию, соответствующую стажу, приобретенному на ее территории, согласно своего законодательства.
Следовательно, в соответствии с приведенными нормами Договора на Российскую Федерацию возлагается обязанность исчисления и выплаты пенсии за стаж, приобретенный лицами на территории Российской Федерации.
6 октября 2011 г. между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством социальных дел Эстонской Республики заключено Соглашение о применении Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 года (далее - Соглашение), согласно которому назначение пенсии осуществляется на основании заявления, заполняемого лицом по форме, используемой в стране его проживания, и других необходимых документов, представляемых им в компетентное учреждение Договаривающейся Стороны, со сроков, установленных законодательством Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию. Для назначения эстонской пенсии лицу, проживающему в Российской Федерации, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляет формуляр об обращении за пенсией (приложение 1), формуляр о пенсионном стаже (приложение 2), при необходимости формуляр о сведениях медицинского обследования (приложение 3) и другие необходимые документы в Департамент социального страхования Эстонской Республики, где принимается соответствующее решение (статья 5).
Судом при разрешении дела установлено и видно из материалов дела, что в соответствии с порядком, предусмотренным Соглашением, ГУ - УПФР в Окуловском районе Новгородской области 29 января 2016 г. направило в Департамент социального страхования Эстонской Республики формуляр об обращении за пенсией М. и формуляр о пенсионном стаже истца с указанием периодов трудовой деятельности, включаемой в пенсионный стаж по законодательству Российской Федерации (л.д. 47 - 48).
Согласно данным формуляра о пенсионном стаже М. от 29 января 2016 года, формуляра о пенсионном стаже, выданных Департаментом социального страхования Эстонской Республики, Эстонская Республика признает право М. по достижении 63 лет (начиная с 01.01.2017 года в возрасте 65 лет) на назначение и выплату части пенсии за счет средств Эстонской Республики за страховой стаж, приобретенный М. на ее территории, продолжительностью 11 лет 6 месяцев 09 (периоды работы с 20.07.1982 г. по 11.05.1986г., с 16.05.1986 г. по 26.06.1990 г., с 03.07.1990 г. по 09.07.1992 года). При этом М. отказано в назначении пенсии на льготных условиях, так как согласно национальному законодательству Эстонской Республики у истца отсутствует необходимый стаж для назначения пенсии со снижением пенсионного возраста.
С учетом того, что стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, выработанный М. на территории РСФСР или Российской Федерации, за который российская сторона в соответствии с Договором о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения и Соглашением, регламентирующим порядок его применения, должна выплачивать пенсионное обеспечение на льготных условиях, у него отсутствует, у суда не имелось оснований для возложения на ГУ - УПФР по Новгородской области обязанности включить М. в стаж работы, дающей право на назначение трудовой пенсии на льготных условиях, периоды работы на территории Эстонской ССР, а также назначить страховую пенсию по старости на основании пп.2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ ранее общеустановленного пенсионного возраста.
Между тем суд в нарушение положений Договора и Соглашения возложил на Российскую Федерацию обязанность выплатить М. денежные средства, полагающиеся к выплате Эстонской Республикой.
В связи с изложенным решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований М. к ГУ - УПФР по Новгородской области нельзя признать законными. Оно принято с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены обжалуемого решения.
Учитывая, что судом первой инстанций допущены ошибки в применении и толковании норм материального права, которые повлияли на исход рассмотрения заявления, решение суда подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 -330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Окуловского районного суда Новгородской области от 17 мая 2016 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований М. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Новгородской области о включении периодов трудовой деятельности в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Председательствующий Н.В. Тарасова
Судьи М.А. Котова
И.В. Реброва
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.