Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего Бобряшовой Л.П.
судей Тарасовой Н.В. и Котовой М.А.
при секретаре Наумовой А.А.
с участием представителя истца Смирнова А.А. и третьего лица на стороне истца, заявляющего самостоятельные требования, - Смирновой В.А., а также третьего лица - Смирновой Т.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Котовой М.А. апелляционную жалобу администрации Валдайского муниципального района Новгородской области на решение Валдайского районного суда Новгородской области от 19 мая 2016 года,
установила:
Смирнов А.А. обратился в суд с иском к администрации Валдайского муниципального района Новгородской области (далее по тексту - Администрация) о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди, указав, что дом по адресу: " ... ", в котором он проживал с матерью Смирновой В.А. и бывшей женой Смирновой Т.Ю., в 2014 году полностью уничтожен в результате пожара и снят с кадастрового учета. Он является инвалидом 3 группы, 20 июля 2015 года признан малоимущим и принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Однако ответчик отказал ему в предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди со ссылкой на то, что в 2013 год он принимал участие в поджоге дома.
Определениями суда к участию в деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования на стороне истца, привлечены Смирнова В.А. и Смирнова Т.Ю.
Решением Валдайского районного суда Новгородской области от 19 мая 2016 года иск Смирнова А.А. удовлетворен и постановлено:
Обязать администрацию Валдайского муниципального района предоставить Смирнову А.А. в составе семьи из трех человек, включая Смирнову В.А., Смирнову Т.Ю. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение вне очереди в черте г. Валдай Новгородской области, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, равноценное ранее занимаемому жилому помещению, общей площадью не менее 64, 2 кв.м.
В апелляционной жалобе администрация Валдайского муниципального района Новгородской области просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушения судом норм процессуального права, а также неправильное применение норм материального права, и принять по делу новое решение, которым в иске Смирнову А.А. отказать. Ссылается на то обстоятельство, что третьи лица малоимущими не являются, с заявлениями о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрацию не обращались. Указывает, что третье лицо Смирнова Т.Ю. членом семьи истца не является. Степень утраты жилого дома в результате пожара не подтверждена. Кроме того, истцом были произведены действия по намеренному ухудшению жилищных условий.
В возражениях на апелляционную жалобу Смирнов А.А., указывая на несостоятельность доводов апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, заслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1, статья 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).
В соответствии со статьей 52 Кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Смирнов А.А., Смирнова В.А. и Смирнова Т.Ю. зарегистрированы в принадлежащем Смирновой В.А. на праве собственности жилом помещении, расположенном по адресу: " ... ".
Согласно справке, выданной начальником ОНД по Валдайскому району от 31 марта 2015 года в жилом доме по адресу: " ... ", 24 августа 2014 года произошел пожар.
Из акта обследования органа кадастрового учета от 25 марта 2015 года видно, что объект недвижимости общей площадью 64,2 кв.м по адресу: " ... ", полностью ликвидирован, в связи с чем, снят с кадастрового учета.
Иных жилых помещений Смирновы в собственности не имеют, что подтверждается выписками из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним.
Постановлением администрации Валдайского муниципального района N 1116 от 20 июля 2015 года Смирнов А.А. признан малоимущим и принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, состав семьи 1 человек.
Согласно протоколу N6 заседания комиссии по жилищным вопросам при администрации Валдайского муниципального района от 26 апреля 2016 года в связи с выявлением в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет (п.6 ч.1 ст.56 ЖК РФ), на основании ст.53 ЖК РФ постановлено снять с очереди малоимущих, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма Смирнова А.А.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 марта 2009 года N 376-О-П, реализуя конституционную обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч.2 ст.49, ч.1 ст.52 ЖК РФ).
При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
При этом ни из статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания. Закрепление такого условия применительно к ситуациям непредвиденной утраты пригодного для проживания жилого помещения противоречило бы принципам равенства и справедливости как конституционным критериям правомерного регулирования прав и свобод человека и гражданина, поскольку означало бы предъявление гражданам, относящимся к данной категории нуждающихся в жилье (к которой относится и заявитель), объективно невыполнимых требований для целей реализации их права на жилище и тем самым ставило бы их в положение объекта государственно-властной деятельности.
Таким образом, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, лишившимся жилища в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Исходя из системного толкования вышеизложенных положений закона, судебная коллегия считает, что принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правильно исходил из того, что поскольку жилой дом, в котором проживали Смирновы, полностью уничтожен в результате пожара, это является основанием для предоставления Смирнову А.А. на состав семьи 3 человека другого жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности решения суда в части предоставления жилого помещения, равнозначного утраченному, заслуживают внимания в связи со следующим.
Разрешая вопрос о характеристиках подлежащего предоставлению Смирнову А.А. жилого помещения, суд первой инстанции исходил из требований статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Однако данная норма содержит характеристики жилого помещения, предоставляемого гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 Жилищного Кодекса Российской Федерации, носит компенсационный характер и не предусматривает возможность предоставления жилья во внеочередном порядке.
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч.5 ст.57 ЖК РФ).
Согласно ч.1 ст.50 ЖК РФ, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Согласно решению Совета депутатов Валдайского городского поселения от 30 сентября 2008 года N160 норма предоставления составляет 16 кв.м.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает необходимым решение суда в части указания на обязанность ответчика предоставить истцу жилое помещение равноценное ранее занимаемому изменить, указав на обязанность предоставить жилое помещение по норме предоставления.
Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неверном толковании положений жилищного законодательства, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и фактически выражают несогласие с решением суда, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судебной коллегией в качестве основания к отмене обжалуемого решения, как не опровергающие правильность выводов суда первой инстанции.
Судебная коллегия полагает, что, разрешая заявленные требования, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Валдайского районного суда Новгородской области от 19 мая 2016 года изменить, изложив абзац второй его резолютивной части в следующей редакции:
Обязать администрацию Валдайского муниципального района предоставить Смирнову А.А. в составе семьи из трех человек, включая Смирнову В.А., Смирнову Т.Ю., по договору социального найма благоустроенное жилое помещение вне очереди в черте г. Валдай Новгородской области, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, по норме предоставления.
В остальной части это же решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Валдайского муниципального района Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий Л.П. Бобряшова
Судьи Н.В. Тарасова
М.А. Котова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.