Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего - Бобряшовой Л.П.,
судей - Котовой М.А. и Тарасовой Н.В.,
при секретаре - Наумовой А.В.,
с участием истца Пирятинца С.Г., представителя истца Салмина В.С., представителя ответчиков Матюшкиной М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 сентября 2016 года по докладу судьи Бобряшовой Л.П. гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Великого Новгорода на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 29 июня 2016 года,
У с т а н о в и л а :
Пирятинец С.Г. обратился в суд с иском к Администрации Великого Новгорода и Комитету по социальным вопросам Администрации Великого Новгорода о признании решения об отказе в присвоении звания "Ветеран труда" незаконным и обязании присвоить звание "Ветеран труда". В обоснование заявления указал, что в октябре 2015г. обратился к ответчику с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда", им были также представлены необходимые документы. Письменным ответом Комитета по социальным вопросам Администрации Великого Новгорода от 20.11.2015г. N 2068 ему отказано в присвоении звания "Ветеран труда" со ссылкой на постановление Администрации Великого Новгорода N 4846 от 17.11.2015г. по тому основанию, что почетная грамота Министерства культуры РФ "За успехи в патриотическом воспитании" не включена в Перечень наград, являющихся ведомственными знаками отличия в труде дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденный постановлением Новгородской областной Думы от 25.01.2006 N 1315-111ОД (с последующими изменениями).
Полагает данный отказ незаконным, т.к. все необходимые условия, предусмотренные ст.7 Федерального закона N 5-ФЗ от 12.01.1995 года "О ветеранах" им соблюдены.
Судом по делу постановлено вышеуказанное решение, которым постановлено:
Признать постановление Администрации Великого Новгорода N 4846 от 17.11.2015г. об отказе Пирятинцу С.Г. в присвоении звания "Ветеран труда" незаконным.
Обязать Администрацию Великого Новгорода принять решение о присвоении Пирятинцу С.Г. звания "Ветеран труда".
В удовлетворении исковых требований к Комитету по социальным вопросам Администрации Великого Новгорода отказать.
Вернуть Пирятинцу С.Г. из местного бюджета государственную пошлину в сумме " ... " руб., уплаченную по чеку-ордеру от " ... ".
В апелляционной жалобе Администрация Великого Новгорода с данным решением суда в части удовлетворения иска не согласна, считает его незаконным и необоснованным, постановленным с неправильным применением норм материального права, а поэтому просит отменить и принять по делу в этой части новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В возражениях на апелляционную жалобу Пирятинец С.Г. считает приведенные Администрацией Великого Новгорода доводы несостоятельными, а потому не подлежащими удовлетворению.
Проверив материалы гражданского дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия решение суда в обжалуемой части находит подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
В силу ст.7 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с приведенными положениями Федерального закона "О ветеранах" 06.02.2006 года Новгородской областной думой принят Областной закон N 624-ОЗ "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" и наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городского округа Великий Новгород отдельными государственными полномочиями"
Согласно п.1 ст. 1 названного Областного закона звание "Ветеран труда" присваивается лицам, место жительства которых находится на территории Новгородской области:
1) награжденным орденами или медалями, либо удостоенных почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награжденных ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет;
2) начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
3) наличие документов, подтверждающих награждение ведомственными знаками отличия в труде по состоянию на 30 июня 2016 года и наличие трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Из части 2 статьи 1 названного Областного Закона (в редакции, действовавшей до 04.05.2016 г.) следует, что под ведомственными знаками отличия в труде в настоящем Законе понимаются награды по перечню согласно приложению к настоящему областному закону, а также награды (почетные грамоты, дипломы, нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, ведомственные медали, звания почетных и заслуженных работников отрасли (ведомства), благодарности), не названные в указанном перечне, но учрежденные в установленном порядке за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд, если награждение производилось нижеуказанными органами. При этом решения о награждении ведомственными знаками отличия в труде должны быть приняты (подписаны) руководителями (заместителями руководителей) органов и учреждений, перечисленных в настоящей части.
В соответствии с Постановлением Новгородской областной думы от 24.10.2012 года N 311- 5 ОД "Об официальном толковании" к ведомственным следует относить награды, которые подпадают одновременно под все вышеперечисленные признаки, а именно:
награда не включена в перечень, который является приложением к настоящему областному закону;
поощрение осуществляется в виде представления работника к одной из перечисленных в скобках наград, перечень которых является закрытым;
решение о поощрении работника должно быть принято в порядке, установленном в положении о награде, в том числе уполномоченным на это лицом;
в нормативных актах министерств и ведомств, которые осуществляют награждение ведомственными наградами, должно содержаться положение о том, что поощрение работника осуществляется "за особые отличия в труде", "продолжительный добросовестный труд".
Таким образом, одним из оснований для присвоения указанного звания является награждение ведомственной наградой за продолжительный добросовестный труд.
Из материалов дела следует, что приказом министра культуры РФ N1-ОН от 28 мая 2015 года истец Пирятинец С.Г. награжден почетной грамотой "За успехи в патриотическом воспитании".
В связи с награждением указанной почетной грамотой Пирятинец С.Г. обратился в Комитет по социальным вопросам Администрации Великого Новгорода с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда", однако указанное звание ему не присвоено со ссылкой на то, что данная почетная грамота Министерства культуры РФ не относится к ведомственным наградам за отличия в труде, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда"..
Истец Пирятинец С.Г, считая, что его права нарушены, обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя требования Пирятинца С.Г. о признании вышеуказанного решения незаконным, суд первой инстанции, исходил из того, что почетная грамота "За успехи в патриотическом воспитании" является ведомственной наградой и при наличии у истца необходимого трудового стажа для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, дает основания для присвоения звания "Ветеран труда".
Однако судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции согласиться не может.
Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, то субъект Российской Федерации вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте Российской Федерации, а также порядок и условия для присвоения указанного звания..
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 06.08.2012г. N 837 учреждены ведомственные награды Министерства культуры Российской Федерации: Почетная грамота Министерства культуры Российской Федерации, благодарность Министра культуры Российской Федерации, а также утверждены положения о данных ведомственных наградах.
Согласно п.1 Положения о почетной грамоте Министерства культуры РФ почетная грамота является ведомственной наградой Министерства культуры РФ, которой награждаются за эффективную государственную гражданскую службу. Выполнение заданий особой важности и сложности, а также многолетний добросовестный труд.
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 23.10.2013 года N 1592 в целях поощрения за достигнутые успехи в патриотическом воспитании граждан Российской Федерации учреждена Почетная грамота "За успехи в патриотическом воспитании".
Пунктом 3 положения о Почетной грамоте "За успехи в патриотическом воспитании" ходатайство о награждении Почетной грамотой выносится органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, общероссийской общественно-государственной организацией "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России", Российским государственным военным историко-культурным центром при Правительстве Российской Федерации.
Исходя из положений ст.ст. 1, 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" имеет критерий продолжительного добросовестного труда, за осуществление которого гражданин награжден ведомственным знаком отличия в труде. При этом понятие "труд" подразумевает трудовые отношения, возникшие между работодателем и работником на основании трудового договора, по должности, которая предусмотрена в штатном расписании организации (учреждения).
Из Положения о почетной грамоте "За успехи в патриотическом воспитании" следует, что почетная грамота "За успехи в патриотическом воспитании" выдается за личные заслуги и конкретные достижения в патриотическом воспитании без привязки к наличию продолжительных трудовых отношений, не тождественна Почетной грамоте Министерства культуры Российской Федерации, являющейся ведомственной наградой Министерства культуры российской Федерации.
Таким образом, суд первой инстанции необоснованно отнес Почетную грамоту "За успехи в патриотическом воспитании" к ведомственным знакам отличия в труде, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда".
Определяющее значение для решения вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" имеет наличие необходимого стажа и факт признания особых трудовых заслуг гражданина по месту его работы, поэтому не любой знак отличия, учрежденный министерством или ведомством, может служить основанием для присвоения звания, а лишь знак, отмечающий особые заслуги в труде.
Таким образом, награждение Почетной грамотой "За успехи в патриотическом воспитании" Министерства культуры РФ не в рамках осуществления трудовой деятельности, не может расцениваться как награждение ведомственным знаком отличия за длительный и безупречный труд, а потому не может являться основанием для присвоения звания "Ветеран труда".
Учитывая изложенное выше, судебная коллегия находит вывод суда о том, что наличие у Пирятинца С.Г. трудового стажа и Почетной грамоты "За успехи в патриотическом воспитании" являются достаточными для присвоения звания "Ветеран труда" основан на неверном толковании норм материального права, поскольку необходимым условием для присвоения гражданину звания "Ветеран труда" является многолетний и добросовестный труд именно в системе перечисленных министерств и ведомств.
В связи с тем, что судом первой инстанции при вынесении оспариваемого решения были неправильно определены юридически значимые обстоятельства, неправильно применены нормы материального права, оспариваемое решение не может быть признано законным и обоснованным, и подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О п р е д е л и л а :
Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 29 июня 2016 года в части признания незаконным постановления Администрации Великого Новгорода N 4846 от 17.11.2015 года об отказе Пирятинцу С.Г. о присвоении звания "Ветеран труда" и обязании Администрации Великого Новгорода принять решение о присвоении Пирятинцу С.Г. звания "Ветеран труда", о возврате Пирятинцу С.Г. из местного бюджета государственной пошлины в сумме " ... " руб. отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении указанных исковых требований Пирятинца С.Г. отказать.
То же решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований к Комитету по социальным вопросам Администрации Великого Новгорода оставить без изменения.
Председательствующий : Л.П. Бобряшова
Судьи: М.А. Котова
Н.В. Тарасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.