Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего - Бобряшовой Л.П.,
судей - Котовой М.А. и Тарасовой Н.В.,
при секретаре - Наумовой А.А.,
с участием истца Тонких И.Ю,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 сентября 2016 года по докладу судьи Бобряшовой Л.П. гражданское дело по апелляционной жалобе Тонких И.Ю. на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 01 июня 2016 года,
У с т а н о в и л а :
Тонких И.Ю. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Великом Новгороде и Новгородском районе Новгородской области (межрайонное) (далее по тексту - Управление) о признании незаконным отказа в индексации пенсии, обязании ответчика проиндексировать ее пенсию в соответствии со ст.25 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" N166-ФЗ от 15.12.2001 года с 01 февраля 2016 года. В обоснование заявленных требований указала, что является получателем страховой пенсии по старости и вознаграждения как приемный родитель. 24 февраля 2016 года истица обратилась в Управление с заявлением об индексации назначенной ей пенсии как неработающему пенсионеру, однако письмом N12-05/Т-76 от 24 марта 2016 года в удовлетворении заявления было отказано. Отказ полагает незаконным, нарушающим ее права, поскольку осуществление обязанностей приемного родителя на возмездной основе нельзя считать выполнением оплачиваемой работы.
Судом по делу принято вышеуказанное решение, которым в удовлетворении исковых требований Тонких И.Ю. отказано.
В апелляционной жалобе Тонких И.Ю. с данным решением суда не согласна, ссылаясь на судебную практику, в том числе и Верховного Суда РФ полагает, что вознаграждение приемным родителя следует отнести к мерам социальной поддержки лицам, осуществляющим воспитание приемных детей, в связи с чем осуществление обязанностей приемного родителя на возмездной основе на основании заключенного договора о приемной семье нельзя считать выполнением оплачиваемой работы. Учитывая изложенное, просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции надлежаще извещенный представитель ответчика не явился, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении судебного разбирательства не просил. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие.
Проверив материалы гражданского дела, заслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены обжалуемого решения суда не находит.
Как следует из материалов дела, истица Тонких И.Ю. с 17 ноября 2011 года является получателем страховой пенсии по старости. На основании договора о приемной семье N " ... " от 26.12.2014 года Тонких И.Ю. является приемным родителем Бузиновой А.Ю., " ... " года рождения. Данным договором предусмотрена, в том числе, выплата приемному родителю денежного вознаграждения.
24.02.2016 года Тонких И.Ю. обратилась в Управление с заявлением об индексации ее пенсии как неработающему пенсионеру.
Письмом Управления N12-05/Т-76 от 24.03.2016 года истице указано на отсутствие правовых оснований для индексации ее пенсии в соответствии с Федеральным законом N385-Ф3 от 29.12.2015 года, поскольку оказывая услуги по воспитанию приемных детей за вознаграждение, как работающее лицо, она не имеет права на индексацию размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировку размера страховой пенсии с 1 февраля 2016 года.
Не согласившись с доводами Управления Тонких И.Ю. обратилась в суд с настоящим иском, в рамках которого просила признать незаконным отказ в индексации пенсии и обязать ответчика проиндексировать ее пенсию в соответствии со ст.25 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" N166-ФЗ от 15.12.2001 года с 01 февраля 2016 года.
Разрешая заявленные требования, суд исходил из следующего.
Согласно ст.25 Федерального закона от 15.12.2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" социальные пенсии индексируются ежегодно с 1 апреля с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за прошедший год. Коэффициент индексации социальных пенсий определяется Правительством Российской Федерации.
Однако с 01.01.2016 года до 01.01.2017 года действие данного положения приостановлено (п. 2 ст. 1 Закона от 29.12.2015 г. N 385-ФЗ).
При таких обстоятельствах, суд правомерно не усмотрел оснований для возложения на ответчика обязанности по индексации пенсии Тонких И.Ю. в соответствии с названным нормативным актом с 01 февраля 2016 года.
Также судом установлено, что плановая индексация страховой пенсии и фиксированной выплаты с 01 февраля 2016 года предусмотрена Федеральным законом от 29 декабря 2015г. N385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий".
Частью 1 статьи 5 названного правового акта предусмотрено, что с 1 февраля 2016 года стоимость одного пенсионного коэффициента увеличивается на коэффициент, равный 1,04, и устанавливается в размере, равном 74 рублям 27 копейкам.
При этом размер страховой пенсии в 2016 году корректируется с 1 февраля в связи с увеличением стоимости одного пенсионного коэффициента в соответствии с частью 1 настоящей статьи (ч.3).
Также с 1 февраля 2016 года размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, предусмотренной частью 1 статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", индексируется на коэффициент, равный 1,04, и устанавливается в сумме, равной 4558 рублям 93 копейкам (ч.1 ст.6).
Между тем, в силу прямого указания ст.7 Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N385-ФЗ, индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 1 статьи 6 настоящего Федерального закона и корректировка размера страховой пенсии в соответствии с частями 1 и 3 статьи 5 настоящего Федерального закона с 1 февраля 2016 года не производятся пенсионерам, осуществлявшим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Отказывая в удовлетворении требования об индексации в соответствии с приведенными правовыми нормами, суд исходил из того, что в спорный период Тонких И.Ю., исполняя обязанности по воспитанию приемного ребенка по договору о приемной семье на возмездной основе, тем самым выполняла оплачиваемую работу, а потому не имеет права, как работающее лицо, на индексацию размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировку размера страховой пенсии с 01.02.2016 года.
Доводы Тонких И.Ю. о том, что вознаграждение, выплачиваемое ей как приемному родителю, является мерой социальной поддержки лицам, осуществляющим воспитание приемных детей, судом отклонены как необоснованные.
Судебная коллегия такой вывод суда первой инстанции находит правильным, соответствующим требованиям действующего законодательства.
По смыслу ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", к неработающим лицам относятся лица, не осуществляющие работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию. На застрахованных лиц распространяется обязательное пенсионное страхование, если они работают по трудовому договору или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг), по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения главы 20 Семейного кодекса РФ (опека и попечительство над детьми). К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной Семейным кодексом РФ, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений (п. п. 1 и 2 ст. 152 Семейного кодекса РФ).
Опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 1 ст. 121 Семейного кодекса РФ), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов (п. 1 ст. 145 Семейного кодекса РФ).
Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств па содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 153.1 Семейного кодекса РФ).
При этом из данных положений (п. 2 ст. 153.1) усматривается, что Семейный кодекс РФ разграничивает вознаграждение приемным родителям, денежные средства на содержание детей и меры социальной поддержки, то есть предусматривает несколько видов обеспечения для приемной семьи. При этом вознаграждение приемным родителям, денежные средства на содержание детей и меры социальной поддержки - это разные виды обеспечения приемной семьи.
Из содержания приведенных норм Семейного кодекса РФ также следует, что приемные родители исполняют обязанности по содержанию, воспитанию и образованию детей по договору о передаче на воспитание ребенка в приемную семью на возмездной основе, получая от данного вида деятельности доход, размер которого определяется законом субъекта Российской Федерации.
В связи с этим к указанным отношениям применяются в том числе и нормы гражданского законодательства о возмездном оказании услуг в части, не урегулированной Семейным кодексом РФ.
Согласно ч. 4 ст. 2 Областного закона Новгородской области от 06 мая 2005 года N 468-03 "О мерах по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", приемным родителям выплачивается вознаграждение, размер которого определяется исходя из областных нормативов финансирования, установленных областным законом об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
В ст. 217 Налогового кодекса РФ приведены виды доходов, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения).
Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, перечислены в ст. 9 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Вознаграждение приемным родителям не относится к предусмотренным ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 9 Федерального закона от 24 июля 2009 года N2 212-ФЗ видам доходов, освобождаемых от налогообложения и обложения страховыми взносами, следовательно, с указанного вознаграждения уплачиваются налоги и производятся отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. При этом периоды, в течение которых в Пенсионный фонд Российской Федерации перечисляются страховые взносы за указанных застрахованных лиц (приемных родителей), включаются при назначении пенсии данным гражданам в страховой стаж как периоды работы.
Поскольку Тонких И.Ю., являясь стороной по договору о приемной семье от 26.12.2014 года, приняла на себя обязательства по оказанию услуг по воспитанию приемного ребенка за вознаграждение, суд обоснованно признал ее выполняющей оплачиваемую работу.
При таких обстоятельствах суд правомерно в удовлетворении заявленных исковых требований Тонких И.Ю. отказал.
При рассмотрении настоящего дела судом достаточно полно и тщательно исследованы представленные доказательства, им дана надлежащая правовая оценка, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные отношения.
Учитывая изложенное, судебная коллегия решение суда находит законным, обоснованным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежащим.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии с ч.4 ст.330 ГПК РФ безусловным основанием для отмены решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О п р е д е л и л а :
Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 01 июня 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Тонких И.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий : Л.П. Бобряшова
Судьи : М.А. Котова
Н.В. Тарасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.