Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего - Бобряшовой Л.П.,
судей - Котовой М.А. и Тарасовой Н.В.,
при секретаре - Наумовой А.А.,
с участием представителя ответчика Яковлевой О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 сентября 2016 года по докладу судьи Бобряшовой Л.П. гражданское дело по апелляционной жалобе УМВД России по Новгородской области на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 21 июня 2016 года,
У с т а н о в и л а :
Иванов В.Е. обратился в суд с иском к УМВД России по Новгородской области об обязании произвести перерасчет выслуги для назначения пенсии, указав, что являясь сотрудником органов внутренних дел, в период с 18 апреля 2003 года по 15 октября 2003 года находился в командировке на территории Чеченской Республики, выполняя боевые задачи в составе Мобильного отряда МВД России в Северо-Кавказском регионе, указанный период подлежал зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении, однако в льготном исчислении зачтен не весь период командировки, что считает неправомерным.
Судом по делу постановлено вышеуказанное решение, которым УМВД России по Новгородской области обязано зачесть Иванову В.Е. в выслугу лет для назначения пенсии период нахождения в командировке в Чеченскую Республику с 18 апреля 2003 года по 15 октября 2003 года в льготном исчислении - один месяц службы за три месяца,
В апелляционной жалобе УМВД России по Новгородской области с данным решением суда не согласно, считает его незаконным и необоснованным, принятым с неправильным применением норм материального права, а поэтому просит отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции надлежаще извещенный истец Иванов В.Е. не явился, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении судебного разбирательства не просил. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истца.
Проверив материалы гражданского дела, заслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Иванов В.Е., являясь сотрудником УМВД России по Новгородской области, во исполнение Указа Президента РФ от 23.09.1999 года N1255с "О мерах по повышению эффективности контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона РФ" в период с 18 апреля 2003 года по 15 октября 2003 года находился в служебной командировке на территории Чеченской Республики, выполняя боевые задачи и иные мероприятиях по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Чеченской Республики в составе Мобильного отряда МВД России в Северо-Кавказском регионе.
На основании приказов руководителя Управления временной оперативной группировки органов внутренних дел и подразделений МВД (командующего Объединенной группировкой войск (сил) от МВД России на территории Северо-Кавказского региона) из периода с 18 апреля 2003 года по 15 октября 2003 года 16 января 2002 года по 27 апреля 2002 года ответчиком в льготном исчислении (из расчета один день за три дня) было засчитано только 11 дней из 181 дня.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Иванова В.Е. о возложении обязанности на УМВД России по Новгородской области зачесть в выслугу лет для назначения пенсии период его нахождения в командировке х в льготном исчислении, суд первой инстанции со ссылкой на Закон Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооружённых конфликтах", постановление Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1995 г. N 1210 "Об определении зоны вооружённого конфликта в Чеченской Республике", и с учётом принятых по иску Иванова В.Е. о взыскании задолженности по денежным выплатам за дни фактического участия в боевых действиях решения Новгородского городского суда Новгородской области от 08 февраля 2005 года, исходил из того, что предусмотренные названным законом льготы и компенсации предоставляются военнослужащим (сотрудникам МВД Российской Федерации), которые выполняют возложенные на них задачи непосредственно в условиях чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов на определённых в установленном порядке территориях, к которым в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1995 г. N 1210 отнесена вся территория Чеченской Республики. При этом не требуется возложение на сотрудников органов внутренних дел, направленных в зону вооружённого конфликта, выполнения специальных задач.
Исходя из приведённых обстоятельств суд первой инстанции пришёл к выводу о включении времени нахождения Иванова В.Е. в командировке на территории Чеченской Республики в период с 18 апреля 2003 года по 15 октября 2003 года в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении - один месяц службы за три месяца.
Судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции о наличии у Иванова В.Е. права на включение в выслугу лет для назначения пенсии периодов нахождения в командировках в условиях вооружённого конфликта из расчёта один месяц службы за три месяца основаны на неправильном применении и толковании норм материального права, устанавливающих обязательные условия предоставления военнослужащим указанной гарантии.
Закон Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" (далее - Закон Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1), устанавливает, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, для назначения пенсии в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении военнослужащих засчитывается в выслугу лет один месяц военной службы за полтора месяца. Военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооружённых конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца (части 1 и 2 статьи 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1).
Действие настоящего Закона распространяется на лиц рядового и начальствующего состава, курсантов и слушателей образовательных организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах (статья 8 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1 в редакции Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ).
Согласно статье 7 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1 определение порядка установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооружённых конфликтах и установление порядка предоставления дополнительных гарантий и компенсаций, предусмотренных данным Законом, отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации.
Порядок установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах определен постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицам задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" (ред. от 25 февраля 2009 г.) (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280).
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 предусмотрено предоставлять военнослужащим и сотрудникам дополнительные гарантии и компенсации только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооружённого конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооружённого конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооружённого конфликта, определённых Правительством Российской Федерации).
Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооружённых конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1995 г. N 1210 "Об определении зоны вооружённого конфликта в Чеченской Республике" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1995 г. N 1210) вся территория Чеченской Республики была отнесена к зоне вооружённого конфликта, на которую распространялось действие Закона Российской Федерации N 4328-1 от 21 января 1993 г., в том числе в части зачёта в выслугу лет для назначения пенсии одного месяца военной службы за три месяца.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2001 г. N 896 "О зонах вооружённых конфликтов" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2001 г. N 896) признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1995 г. N 1210 "Об определении зоны вооружённого конфликта в Чеченской Республике", и постановлено отнести к выполнению задач в зоне вооружённого конфликта выполнение задач военнослужащими, а также лицами рядового и начальствующего состава, курсантами и слушателями учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации на всей территории Чеченской Республики в период с декабря 1994 г. по декабрь 1996 г. (пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2001 г. N 896).
С учётом изложенных выше нормативных положений судебная коллегия признаёт ошибочным утверждение суда первой инстанции о том, что для получения истцом данной льготы (зачёта в выслугу лет для назначения пенсии одного месяца военной службы за три месяца) не требуется возложение на сотрудников органов внутренних дел, направленных в зону вооружённого конфликта, выполнения специальных задач, льгота предоставляется сотрудникам, которые выполняют возложенные на них задачи непосредственно в условиях чрезвычайного положения и вооружённых конфликтов на определённых в установленном порядке территориях, поскольку территория Чеченской Республики в период нахождения Иванова В.Е. в служебной командировке не была отнесена к зоне вооружённого конфликта.
Таким образом, у суда отсутствовали правовые основания для признания за Ивановым В.Е. права на включение в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении (один месяц службы за три месяца) периода его нахождения в командировке на территории Чеченской Республики с 18 апреля 2003 года по 15 октября 2003 года.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела допущены и другие нарушения норм права.
Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1).
В статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 перечислены лица, на которых распространяется действие данного закона, в частности на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц.
Согласно части 3 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 этого закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "е" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" предусмотрено в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывать на льготных условиях, один день службы за три дня, время непосредственного участия в контртеррористической операции - на основании приказов, издаваемых командирами воинских частей, начальниками органов и подразделений федеральных органов исполнительной власти, военнослужащие и сотрудники которых привлекались для проведения контртеррористической операции, и утверждённых руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией не ранее 3 августа 1998 г. или утверждённых руководителем контртеррористической операции не ранее 10 марта 2006 г. (подпункт "е" введён постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. N651, вступившим в силу с 1 января 2007 года).
Указом Президента Российской Федерации от 7 июня 2000 г. N 1054 "О льготных условиях исчисления срока военной службы (службы) в воинских (специальных) званиях", утратившим силу с 9 июля 2007 г., было предусмотрено засчитывать с 1 августа 1999 г. военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудникам Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и сотрудникам уголовно-исполнительной системы время непосредственного участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в срок военной службы (службы) в воинских (специальных) званиях на льготных условиях - один месяц военной службы (службы) за три месяца.
Подпунктом "в" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" предусмотрено засчитывать указанным в пункте 1 настоящего Постановления сотрудникам и военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии время непосредственного участия в составе специальных сил и сил Объединённой группировки в контртеррористических операциях из расчета 1 месяц службы (военной службы) за 3 месяца. При этом периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 2 августа 2006 г. - руководителем контртеррористической операции.
Из содержания приведённых нормативных положений следует, что предоставление соответствующих дополнительных гарантий и компенсаций производится не всем военнослужащим и сотрудникам, обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, а только тем из них, кто проходил службу в подразделениях, которые в установленном порядке компетентным должностным лицом были привлечены к проведению контртеррористических операций, и непосредственно в них участвовали в конкретные дату или периоды.
Районным судом не было принято во внимание, что сам по себе факт нахождения истца в служебной командировке на территории Северо- Кавказского региона Российской Федерации в составе Мобильного отряда МВД России, направленного для выполнения задач по обеспечению правопорядка и безопасности на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, без его участия в проведении каких-либо конкретных контртеррористических операций, состав участников и зона проведения которых определяется соответствующими приказами, не может являться основанием для признания его участвовавшим в боевых действиях и контртеррористических операциях. Непосредственное участие Иванова В.Е. в контртеррористических операциях должно быть доказано по делу и может быть подтверждено только определёнными средствами доказывания, а именно приказами уполномоченных должностных лиц о проведении таких операций и его в них участия.
Ссылка суда первой инстанции на преюдициальное значение вступившего в законную силу решения Новгородского городского суда Новгородской области от 08 февраля 2005 года является несостоятельной, поскольку указанным решением разрешался вопрос о взыскании денежных выплат за период пребывания Иванова В.Е. в командировке, а не включения указанного периода в его выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении.
Следовательно, судом в нарушение подлежащих применению к спорным отношениям норм права на УМВД России по Новгородской области была возложена обязанность произвести перерасчёт выслуги лет Иванова В.Е., включив период его нахождения в командировке на территории Чеченской Республики в льготном исчислении (один месяц военной службы за три месяца).
Ввиду изложенного решение суда первой инстанции нельзя признать законными, оно принято с существенным нарушением норм материального права, а поэтому данное решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О п р е д е л и л а :
Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 21 июня 2016 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Иванова В.Е. к УМВД России по Новгородской области об обязании зачесть в выслугу лет для назначения пенсии период командировки в Чеченскую Республику с 18 апреля 2003 года по 15 октября 2003 года в льготном исчислении (один месяц службы за три месяца) - отказать.
Председательствующий: Л.П. Бобряшова
Судьи: М.А. Котова
Н.В. Тарасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.