Решение Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 01 августа 2016 г. по делу N 12-102/2016
Судья Северо-Кавказского окружного военного суда Костин Игорь Владимирович (г. Ростов-на-Дону, просп. М. Нагибина, д. 28/1), при секретаре Корчагине Э.А., рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобам потерпевшего ФИО1 и его представителя Саакяна Р.А. на решение судьи Новороссийского гарнизонного военного суда от 16 июня 2016 г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении военнослужащего войсковой части N "данные изъяты"
Манина Александра Александровича, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в "адрес" "адрес" "адрес", проживающего по адресу: "адрес", "адрес", "адрес",
по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.13 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Согласно постановлению инспектора ДПС Манин признан виновным в том, что ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ. на автомобильной дороге " "адрес"", управляя транспортным средством "данные изъяты" и двигаясь по второстепенной дороге, в нарушение п. 13.9 Правил дорожного движения РФ (далее - ПДД) на перекрестке неравнозначных дорог не уступил дорогу приближавшемуся по главной дороге транспортному средству " "данные изъяты"", государственный регистрационный номер N, и допустил столкновение с последним, т.е. совершил правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 12.13 КоАП РФ. В связи с этим Манину назначено административное наказание в виде "данные изъяты".
Решением судьи гарнизонного военного суда указанное постановление инспектора ДПС отменено, дело об административном правонарушении в отношении Манина прекращено на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.
Потерпевший ФИО1 и его представитель Саакян в своих жалобах, поданных в порядке пересмотра, просят постановление судьи ввиду незаконности и необоснованности отменить.
В обоснование каждый из авторов жалоб, ссылаясь на нормы КоАП РФ, иные нормативные правовые акты и приводя собственный анализ доказательств по делу, утверждает, что дело рассмотрено судьёй необъективно, его выводы не соответствуют имеющимся в деле доказательствам, которым надлежащая оценка не дана.
Совокупность имеющихся в материалах дела доказательств подтверждает виновность Манина в совершении административного правонарушения.
Так, при оформлении административного материала Манин согласился с наличием события административного правонарушения и пояснил, что, выезжая со второстепенной дороги, не заметил вклинившееся в колонну транспортное средство.
Главная дорога, по которой ФИО1 осуществлял движение на своём транспортном средстве, не была перекрыта транспортным средством сопровождения или регулировщиком ВАИ, а само сопровождение организованной транспортной (воинской) колонны осуществлялось с нарушением установленного порядка.
При этом показания сотрудников ВАИ ФИО7 и ФИО8, а также сослуживцев Манина - свидетелей ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 и ФИО6 об обратном не могли быть положены в основу выводов судьи, ввиду заинтересованности указанных лиц в исходе дела, а также противоречивости их показаний.
Рассмотрев материалы дела и доводы жалоб, нахожу обжалуемое постановление подлежащим отмене.
Согласно требованиям п. 1.2 ПДД, организованная транспортная колонна - это группа из трёх и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включёнными фарами в сопровождении головного транспортного средства с нанесёнными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами и включёнными проблесковыми маячками синего и красного цветов.
В соответствии с Порядком осуществления сопровождения транспортных средств Вооружённых Сил РФ автомобилями военной автомобильной инспекции, утверждённым приказом Минобороны РФ от 19 мая 2007 г. N 195, воинская колонна - группа из 3-20 механических транспортных средств и (или) единиц самоходной специальной техники. Сопровождение - комплекс мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения по маршруту следования транспортных средств с применением автомобилей сопровождения.
Вывод судьи в решении о невиновности Манина в совершении вменённого административного правонарушения основан исключительно на том, что сопровождение организованной транспортной (воинской) колонны, в которой следовало и транспортное средство под управлением Манина, осуществлялось автомобилями ВАИ в установленном порядке, а причиной столкновения транспортных средств явились действия потерпевшего ФИО1, связанные с нарушением соответствующих требований ПДД.
Однако выяснение вопросов, связанных с нарушением потерпевшим ФИО1 положений ПДД, а также соответствием действий сотрудников ВАИ при сопровождении организованной транспортной (воинской) колонны требованиям соответствующих ведомственных нормативных правовых актов, выходило за пределы судебного разбирательства по делу и не могло повлиять на решение вопроса о наличии либо отсутствии вины в действиях водителя Манина.
При описании обстоятельств происшествия судьёй не дана оценка конкретным действиям водителя Манина на предмет их соответствия требованиям ПДД с учётом движения в составе воинской колонны, что имело существенное значение для решения вопроса о виновности либо невиновности.
Согласно показаниям Манина, перед началом движения в составе организованной транспортной (воинской) колонны сотрудниками ВАИ был проведён инструктаж, в ходе которого до него было доведено, каким должно быть расстояние между транспортными средствами, двигающимися в составе колонны, какова должна быть их скорость, а также о необходимости соблюдения требований ПДД (т. N л.д. N).
Вместе с тем судьёй гарнизонного военного суда остались неисследованными обстоятельства, имеющие существенное значение, а именно: было ли в ходе инструктажа доведено Манину о необходимости следования транспортных средств в составе колонны без остановки или предусматривалась возможность остановки, в том числе в экстренных случаях, а также, что конкретно разъяснялось Манину под требованием о необходимости соблюдения положений ПДД применительно к положениям п. 13.9 ПДД, в том числе с учётом того, что наличие автомобилей сопровождения уже предполагало обеспечение безопасности дорожного движения по маршруту следования транспортных средств МО РФ.
Кроме того, в обжалуемом решении также не дана оценка показаниям инспектора ДПС ФИО9, пояснившего, что на всех перекрёстках при сопровождении организованной транспортной колонны должен был находиться патрульный автомобиль с включёнными проблесковыми маячками, либо регулировщик со светоотражающим жезлом, экипированный таким же жилетом. При составлении административного материала никто ему не пояснял о том, что главная дорога, по которой двигался потерпевший ФИО1, перекрывалась патрульным автомобилем либо регулировщиком.
Таким образом, оставление судьёй без оценки совокупности приведённых обстоятельств следует признать нарушением требований о всестороннем, полном и объективном выяснении обстоятельств дела, предусмотренных ст. 24.1 КоАП РФ.
Кроме того, принимая решение по делу, судья в нарушение п. 3 ч. 1 и ч. 2 ст. 30.7, п. 5 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении не указал норму процессуального права, предусматривающую основания прекращения производства по делу.
Допущенные нарушения влекут отмену решения судьи на основании п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ и возвращение дела на новое рассмотрение, в ходе которого необходимо устранить допущенные нарушения и с учётом этого решить вопрос о виновности либо невиновности Манина.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 и 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Решение судьи Новороссийского гарнизонного военного суда от 16 июня 2016 г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении Манина Александра Александровича по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.13 КоАП РФ, ввиду существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом, отменить.
Дело об административном правонарушении в отношении Манина А.А. возвратить в Новороссийский гарнизонный военный суд на новое рассмотрение в ином составе.
Судья И.В. Костин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.