Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 27 июля 2016 г. по делу N 33а-1021/2016
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Потапченко И.Н.,
судей: Колесника А.В. и Патланя В.А.,
при секретаре судебного заседания Мартыщенко А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам представителя командующего войсками "адрес" (далее - "адрес") - Подшибякина П.Ю. и представителя командира войсковой части N - Гасанова Т.Н.о. на решение Волгоградского гарнизонного военного суда от 22 апреля 2016 г., которым частично удовлетворены заявленные требования военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" Литвинова А.В, об оспаривании действий командующего войсками "адрес" и командира войсковой части N, связанных с увольнением с военной службы и исключением из списков личного состава воинской части.
Заслушав доклад судьи Потапченко И.Н., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционных жалоб, объяснения представителя командующего войсками "адрес" - Подшибякина П.Ю. в обоснование апелляционной жалобы, выступление административного истца, возражавшего против доводов жалобы, а также заключение военного прокурора отдела военной прокуратуры "адрес" "данные изъяты" Арефьева М.С., предложившего решение оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Литвинов А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными и подлежащими отмене:
- приказ командующего войсками "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N в части увольнения его с военной службы;
- приказ командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ N о предоставлении ему основного и дополнительного отпуска за ДД.ММ.ГГГГ
- приказ командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ N об исключении его из списков личного состава воинской части.
Решением гарнизонного военного суда заявленные требования Литвинова А.В. удовлетворены частично.
Суд признал незаконными оспариваемые приказы в части увольнения Литвинова А.В. с военной службы и исключения его из списков личного состава воинской части и возложил на указанных воинских должностных лиц обязанность восстановить истца на военной службе и в названных списках. В удовлетворении остальных требований судом отказано.
В апелляционной жалобе представитель командующего войсками "адрес" просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование указывается, что поскольку истцу, состоявшему в распоряжении командования до обеспечения жильём, неоднократно распределялись жилые помещения, от которых он отказывался, а впоследствии была предложена жилищная субсидия, от которой Литвинов А.В. также отказался, то командование приняло обоснованное решение об увольнении его с военной службы до обеспечения жильем.
Кроме того, автор жалобы утверждает, что вывод суда первой инстанции о том, что истец обоснованно отказался от распределенных ему жилых помещений в связи с превышением нормы жилой площади, является неверным.
В апелляционной жалобе представитель командира войсковой части N просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование своей позиции автор жалобы излагает обстоятельства дела и полагает, что истец специально создавал препятствия к своевременному обеспечению его жилым помещением, и таким образом злоупотребил своим правом на обеспечение жильём.
Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы, приведённые в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно выписке из приказа командующего войсками "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N Литвинов А.В. в связи с организационно-штатными мероприятиями зачислен в распоряжение командующего войсками "адрес" до обеспечения жилым помещением с последующим увольнением с военной службы. При этом истец с ДД.ММ.ГГГГ признан нуждающимся в получении жилого помещения, состоит на жилищном учете составом семьи один человек и ДД.ММ.ГГГГ избрал в качестве формы обеспечения жильём получение жилья в избранном после увольнения месте постоянного жительства в "адрес".
Из копий извещений о предварительном распределении жилых помещений усматривается, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцу неоднократно предлагались жилые помещения в "адрес" от получения которых он отказался в связи с отсутствием финансовой возможности для компенсации затрат федерального бюджета за превышение общей площади предоставляемых жилых помещений.
В последующем Литвинову А.В. неоднократно предлагались жилые помещения в "адрес" по избранному им месту жительства после увольнения, однако также с превышением нормы предоставления, которые подлежали денежной компенсации, от получения которых он отказался по тем же основаниям.
Исходя из изложенного, вопреки утверждению в апелляционной жалобе, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии уважительных причин у истца отказаться от предоставляемых ему жилых помещений.
ДД.ММ.ГГГГ заместитель начальника управления жилищного обеспечения направил в адрес Литвинова А.В. уведомление, в котором сообщил ему о готовности представить жилищную субсидию в связи с отсутствием в распределении жилых помещений в г "адрес"
В связи с этим ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в управление жилищного обеспечения с просьбой изменить избранное место жительство - с г "адрес" на г. "адрес". При этом такое обращение, как установлено в суде первой инстанции, было обусловлено не его желанием изменить избранное место жительства, а уведомлением управления жилищного обеспечения о невозможности предоставить ему жилое помещение в г. "адрес".
Таким образом, суд обоснованно расценил сообщение истца от ДД.ММ.ГГГГ как уведомление органа жилищного обеспечения о согласии на получение жилья в г. "адрес" в случае невозможности его обеспечения жилым помещением по избранному месту жительства в г. "адрес".
Однако, как это видно из копии сообщения начальника управления жилищного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано во внесении изменений в его учетные данные и он оставлен на учете нуждающихся в обеспечении жилым помещением с формой обеспечения жильем в натуре в избранном постоянном месте жительства в г. "адрес".
Приказом командующего войсками "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ Литвинов А.В. по причине отказа от получения жилищной субсидии уволен с военной службы, а затем исключен из списков личного состава воинской части в связи с организационно-штатными мероприятиями без его согласия.
В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы, в том числе в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 этого Федерального закона.
В силу положений ст. 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" вышеуказанные военнослужащие, выбравшие населенный пункт в качестве избранного места жительства, в целях обеспечения их жилыми помещениями до 1 января 2014 г., обеспечиваются жилыми помещениями в населенных пунктах, избранных местом жительства до указанной даты.
Военнослужащим, отказавшимся после 1 января 2014 г. от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному до этой даты месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также изъявившим, начиная с 1 января 2014 г., желание изменить избранное до этой даты место жительства, предоставляется жилищная субсидия.
Однако, направляя в адрес истца уведомление от ДД.ММ.ГГГГ N, заместитель начальника управления жилищного обеспечения руководствовался положениями п. 1 ст. 15 и абз. 3 п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", как об этом указано в этом уведомлении.
В свою очередь, абз. 3 п. 1 ст. 23 того же Федерального закона установлено, что в случаях, если вышеуказанные военнослужащие отказались от предложенного жилого помещения по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, либо отказались от жилищной субсидии или не представили документы, необходимые для предоставления жилого помещения или жилищной субсидии, в течение 30 дней с даты уведомления их федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, о готовности предоставить жилое помещение или жилищную субсидию, согласия таких военнослужащих на увольнение с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии не требуется.
В целях реализации положений абз. 3 п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" Министр обороны Российской Федерации издал приказ от ДД.ММ.ГГГГ N, регламентирующий Порядок уведомления военнослужащих - граждан Российской Федерации, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащих увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, о готовности предоставить им жилое помещение или жилищную субсидию для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), приложением N 1 установлена форма направляемого в адрес истца уведомления о готовности предоставить субсидию для приобретения или строительства жилого помещения.
Исходя из анализа вышеприведенных положений законодательства, следует прийти к выводу о том, что положения абз. 3 п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" представляют собой правовой механизм, позволяющий при наступлении перечисленных в этой норме условий, увольнять с военной службы определенную категорию военнослужащих без их согласия.
Литвинов А.В. выбрал форму обеспечения жильем в виде предоставления жилого помещения в избранном месте жительства, от предложенного жилого помещения, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, не отказывался, поскольку таковые помещения ему не предлагались, и не изъявлял желания изменить избранное ранее место жительства. Следовательно, вопреки доводу автора жалобы отсутствие его согласия на получение предложенной субсидии, в данном случае, не могло быть расценено командованием как основание для увольнения административного истца с военной службы без его согласия, с оставлением в списках очередников на получение жилой площади по избранному месту жительства.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований истца в данной части.
Что касается мнения в апелляционной жалобе о злоупотреблении истцом своим правом на получение жилого помещения, то оно является ошибочным, поскольку Литвинову А.В. предлагались жилые помещения не соответствующие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Волгоградского гарнизонного военного суда от 22 апреля 2016 г. по административному исковому заявлению Литвинова А.В, оставить без изменения, а апелляционные жалобы представителей командующего войсками Южного военного округа и командира войсковой части 22220 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.