Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 10 августа 2016 г. по делу N 33а-1249/2016
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего Костина В.А.,
судей Корсакова В.А., Цыбульника В.Е.,
при секретаре судебного заседания Стецурине Е.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца - Паршук Н.П. на решение Краснодарского гарнизонного военного суда от 24 мая 2016 года, которым отказано в удовлетворении заявленных требований проходившего военную службу по контракту "данные изъяты" Мартиросяна В.Т. об оспаривании действий командира войсковой части N и руководителя Федерального казенного учреждения "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации" (далее - единый расчетный центр), связанных с исключением истца из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы без обеспечения жилым помещением.
Заслушав доклад судьи Костина В.А., изложившего обстоятельства дела и доводы апелляционной жалобы, заключение военного прокурора отдела военной прокуратуры ЮВО "данные изъяты" Касьянова С.А., полагавшего необходимым решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Мартиросян В.Т. через представителя обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
признать незаконным приказ командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ N об исключении его из списков личного состава воинской части со ДД.ММ.ГГГГ года в связи с увольнением с военной службы по возрасту;
обязать командира войсковой части N отменить указанный приказ, восстановить его в списках личного состава воинской части до восстановления нарушенных прав;
обязать руководителя единого расчетного центра выплатить ему денежное довольствие за период со ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
При этом он сослался на то, что по последнему месту службы в поселке "адрес" он обеспечен служебным жильем, не давал своего согласия на увольнение с военной службы по возрасту до обеспечения жилым помещением в избранном месте постоянного жительства - городе "адрес" путем получения жилищной субсидии.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Мартросян В.Т. просит отменить решение гарнизонного военного суда, считая его незаконным и необоснованным.
Истец утверждает, что приказ командира войсковой части N об исключении его из списков личного состава воинской части нарушает его право на своевременное обеспечение жильем по избранному месту жительства.
При этом ссылается на то, что по месту прохождения военной службы он обеспечен служебным жилым помещением на основании договора найма, заключенного на срок до окончания этой службы, без права регистрации в нем, а также не по норме предоставления, равной "данные изъяты" кв.м на каждого члена семьи. В поданном им рапорте он просил об увольнении с военной службы по возрасту без исключения из списков личного состава воинской части до обеспечения жильем в избранном месте жительства. ДД.ММ.ГГГГ он принят на учет для обеспечения жильем по договору социального найма с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ по его заявлению форма обеспечения жильем изменена на жилищную субсидию.
В жалобе указывается, что суд не дал оценку тому, что договор найма служебного жилого помещения прекратил свое действие со ДД.ММ.ГГГГ.
Рассмотрев материалы дела и приведенные в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что эта жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Мартиросян В.Т. проходил военную службу по контракту в войсковой части N, дислоцированной в поселке "адрес", где он на состав семьи из "данные изъяты" человек обеспечен служебным жилым помещением, общая площадь которого соответствует установленной учетной норме. Общая продолжительность его военной службы составила более "данные изъяты" лет.
Довод жалобы о том, что общая площадь занимаемого служебного жилого помещения менее нормы предоставления ( "данные изъяты" кв.м) является необоснованным, так как при решении вопроса нуждаемости в жилье в расчет принимается учетная норма, которая в данном случае составляет "данные изъяты" кв. м. на одного члена семьи.
ДД.ММ.ГГГГ истец подал рапорт об увольнении с военной службы по возрасту, в котором просил исключить его из списков личного состава воинской части после обеспечения жилым помещением в городе Краснодаре.
ДД.ММ.ГГГГ Мартиросян В.Т. и члены его семьи приняты с ДД.ММ.ГГГГ на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в избранном месте постоянного жительства - городе Краснодаре. ДД.ММ.ГГГГ на основании его заявления форма обеспечения жильем изменена на жилищную субсидию.
Приказами командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ N Мартиросян В.Т. уволен с военной службы по возрасту, а приказом от ДД.ММ.ГГГГ N исключен из списков личного состава воинской части со ДД.ММ.ГГГГ.
В п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" содержится запрет на увольнение без их согласия военнослужащих-граждан, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по указанным в этом пункте основаниям, в том числе и по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, без предоставления им жилых помещений по нормам, установленным законодательством.
Каких-либо иных требований, в том числе предназначение жилья для постоянного проживания, эта норма закона не содержит.
Поэтому не имеется препятствий для увольнения военнослужащих, обеспеченных по месту прохождения военной службы служебным жильем по установленной норме. В этом случае за ними сохраняется право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и на получение жилья за счет средств федерального органа исполнительной власти, в котором они проходили военную службу.
Такая правовая позиция выражена в принятом в порядке нормоконтроля решении Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N ВКПИ 07-30, которым признан не противоречащим статье 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" пункт 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы в части, позволяющей при желании вышеуказанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части увольнять их с военной службы без их согласия.
Согласно п. 14 ст. 15 вышеназванного Федерального закона обеспечение жилым помещением военнослужащих той категории, к которой относится Мартиросян В.Т., и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что истец обеспечен служебным жилым помещением на основании договора найма, который прекратил свое действие со ДД.ММ.ГГГГ, не свидетельствует о том, что это лишает его права проживания в этом помещении после увольнения с военной службы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N утверждено Положение "данные изъяты". По смыслу п. N этого Положения жилищный договор найма служебного жилого помещения, заключенный с военнослужащим, уволенным с военной службы по состоянию здоровья при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не может быть расторгнут до обеспечения военнослужащего и совместно проживающих с ним членов его семьи жилым помещением, предоставляемым по договору социального найма.
Таким образом, такой военнослужащий после увольнения с военной службы не может быть выселен из занимаемого служебного жилого помещения до предоставления ему с семьей жилого помещения в избранном месте постоянного жительства.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что при увольнении Мартиросяна В.Т. с военной службы и исключении из списков личного состава воинской части его жилищные права командованием не были нарушены, а поэтому правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Краснодарского гарнизонного военного суда от 24 мая 2016 года по административному исковому заявлению Мартиросяна В.Т. оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя истца - без удовлетворения.
Председательствующий В.А. Костин
Судьи В.А. Корсаков
В.Е. Цыбульник
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.