Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 07 сентября 2016 г. по делу N 33а-1408/2016
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего Костина В.А.,
судей Санникова А.Б., Шуайпова М.Г.,
при секретаре судебного заседания Стецурине Е.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 7 июня 2016 года, которым отказано в удовлетворении заявленных требований "данные изъяты" Руденко В.Я. об оспаривании действий командующего "адрес" флотом, связанных с порядком увольнения истца с военной службы, обеспечения жилым помещением и прохождением переподготовки по одной из гражданских специальностей.
Заслушав доклад судьи Костина В.А., изложившего обстоятельства дела, доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно неё возражений, объяснения представителя командующего "адрес" флотом - Кашина Д.В., возражавшего против доводов жалобы, заключение военного прокурора отдела военной прокуратуры Южного военного округа "данные изъяты" Горевого А.А., полагавшего необходимым решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Руденко В.Я. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным приказ командующего Черноморским флотом от ДД.ММ.ГГГГ N об увольнении его с военной службы по возрасту без обеспечения жильем в избранном в качестве места постоянного жительства городе "адрес" и без прохождения переподготовки по одной из гражданских специальностей, обязать это воинское должностное лицо восстановить его на военной службе в прежней воинской должности.
При этом он сослался на то, что по последнему месту службы в городе "адрес" обеспечен служебным жильем и после исключения из списков личного состава воинской части вынужден будет освободить занимаемое жилое помещение, в период прохождения военной службы не реализовал свое право на прохождение переподготовки.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Руденко В.Я. просит отменить решение гарнизонного военного суда в связи с нарушением норм материального и процессуального права, принять новое решение об удовлетворении его требований.
Истец утверждает, что судом не дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Податель жалобы ссылается на то, что судом, несмотря на заявленное им ходатайство, не было привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица Федеральное государственное казенное учреждение "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации. В связи с этим остались невыясненными противоречия в поступивших на запросы ответах из управления жилищного обеспечения и из отдела этого управления ( "адрес"), касающиеся того, когда он будет обязан сдать служебную квартиру.
Руденко В.Я. считает необоснованным вывод суда со ссылкой на п. N договора найма служебного жилого помещения о том, что обязанность по освобождению служебного жилого помещения возникнет после обеспечения его и членов семьи жилым помещением по договору социального найма. По его мнению, право не быть выселенным из служебного жилья после окончания военной службы ему не гарантировано.
Рассмотрев материалы дела и приведенные в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что эта жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Руденко В.Я. проходил военную службу в войсковой части N, дислоцированной в городе "адрес", где он на состав семьи из "данные изъяты" человек обеспечен служебным жилым помещением, общая площадь которого соответствует установленной учетной норме.
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ истец подал рапорты об увольнении с военной службы по возрасту, в которых просил исключить его из списков личного состава воинской части после обеспечением жилым помещением в городе Москве.
ДД.ММ.ГГГГ Руденко В.Я. и члены его семьи приняты с ДД.ММ.ГГГГ года на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в избранном месте постоянного жительства - городе Москве.
ДД.ММ.ГГГГ Руденко В.Я. подал рапорт, в котором изъявил желание пройти профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей. Командованием воинской части он включен в список для прохождения такой переподготовки в августе-сентябре 2016 года.
Приказом командующего Черноморским флотом от ДД.ММ.ГГГГ N Руденко В.Я. уволен с военной службы по возрасту с оставлением в списках нуждающихся в жилых помещениях.
В п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" содержится запрет на увольнение без их согласия военнослужащих-граждан, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по указанным в этом пункте основаниям, в том числе и по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, без предоставления им жилых помещений по нормам, установленным законодательством.
Каких-либо иных требований, в том числе предназначение жилья для постоянного проживания, эта норма закона не содержит.
Поэтому не имеется препятствий для увольнения военнослужащих, обеспеченных по месту прохождения военной службы служебным жильем по установленной норме. В этом случае за ними сохраняется право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и на получение жилья за счет средств федерального органа исполнительной власти, в котором они проходили военную службу.
Такая правовая позиция выражена в принятом в порядке нормоконтроля решении Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N ВКПИ 07-30, которым признан не противоречащим статье 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" пункт 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы в части, позволяющей при желании вышеуказанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части увольнять их с военной службы без их согласия.
Согласно п. 14 ст. 15 вышеназванного Федерального закона обеспечение жилым помещением военнослужащих той категории, к которой относится Руденко В.Я., и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что истец после исключения из списков личного состава воинской части подлежит выселению из занимаемого им служебного жилого помещения, является необоснованной.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N утверждено Положение об "данные изъяты".
По смыслу п. N этого Положения жилищный договор найма служебного жилого помещения, заключенный с военнослужащим, уволенным с военной службы по возрасту при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не может быть расторгнут до обеспечения военнослужащего и совместно проживающих с ним членов его семьи жилым помещением, предоставляемым по договору социального найма.
Таким образом, такой военнослужащий после увольнения с военной службы не может быть выселен из занимаемого служебного жилого помещения до предоставления ему с семьей жилого помещения в избранном месте постоянного жительства.
Вопреки утверждению в жалобе, оснований для привлечения к участию в деле в качестве заинтересованного лица управления жилищного обеспечения не было, так как требований к нему истцом не предъявлялось.
Нельзя признать обоснованной ссылку в жалобе на наличие противоречий в поступивших на запросы ответах из управления жилищного обеспечения и из отдела этого управления. В ответе начальника отдела управления указано, что необходимость сдачи служебного жилого помещения возникнет после обеспечения Руденко В.Я. и членов его семьи жилого помещения по договору социального найма в избранном месте жительства. В письме заместителя начальника управления жилищного обеспечения сообщается, что вопрос освобождения служебного жилого помещения будет рассматриваться при вынесении решения об обеспечении жильем в избранном месте жительства с учетом формы обеспечения.
Поэтому оснований для устранения противоречий по делу не имелось.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что при увольнении Руденко В.Я. с военной службы его жилищные права командованием не были нарушены, а поэтому правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 7 июня 2016 года по административному исковому заявлению Руденко В.Я. оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий В.А. Костин
Судьи А.Б. Санников
М. "адрес"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.