Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего Лаврентьева А.А.
судей Ситниковой Л.П., Пуминовой Т.Н.
при секретаре Савилове Р.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Дюрягина А.А. на решение Голышмановского районного суда Тюменской области от 16 мая 2016 года, которым постановлено:
" В удовлетворении исковых требований Дюрягина А.А. к Правительству Тюменской области, Администрации Голышмановского муниципального района о предоставлении, как ветерану боевых действий, меры социальной поддержки, предусмотренной действующим законодательством, в виде предоставления за счет средств федерального бюджета из государственного жилищного фонда Тюменской области благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью с учетом членов семьи не менее " ... " квадратных метров на территории р.п. Голышманово Голышмановского района Тюменской области, обязании Администрации Голышмановского муниципального района принять решение о заключении договора социального найма жилого помещения после обеспечения его Правительством Тюменской области жилым помещением - отказать".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Ситниковой Л.П., выслушав объяснения представителя Правительства Тюменской области Сергеенковой Л.Ю., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Дюрягин А.А. обратился в суд с иском к Правительству Тюменской области, Администрации Голышмановского муниципального района о предоставлении, как ветерану боевых действий, меры социальной поддержки, предусмотренной действующим законодательством, в виде предоставления за счет средств федерального бюджета из государственного жилищного фонда Тюменской области благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью с учетом членов семьи не менее " ... " квадратных метров на территории р.п. Голышманово Голышмановского района Тюменской области, обязании Администрации Голышмановского муниципального района принять решение о заключении договора социального найма жилого помещения после обеспечения его Правительством Тюменской области жилым помещением
Требования мотивированы тем, что Дюрягин А.А. в период с " ... " по " ... " выполнял специальные задачи в зоне чрезвычайного положения (военного конфликта) на территории " ... ", удостоверениями подтверждается наличие прав и льгот, предусмотренных ФЗ "О ветеранах", Законом Тюменской области от 27.04.2000 N 173. С " ... " истец и члены его семьи состоят как в льготной, так и в общей очередях на предоставление жилья, поскольку своего жилья не имеют, проживают в жилом помещении площадью " ... ".м., которое не отвечает санитарным нормам и требованиям, возможности приобрести другое жилье не имеют. По мнению истца, поскольку он является ветераном боевых действий, его семья встала на учет на улучшение жилищных условий до " ... ", в собственности жилья не имеют, то они должны быть обеспечены за счет средств федерального бюджета жилым помещением на территории р.п. Голышманово Голышмановского района Тюменской области из расчета по " ... " кв.м. на одного члена семьи.
В ходе судебного разбирательства истец уточнил исковые требования, просил обязать Правительство Тюменской области предоставить и обеспечить предоставление как ветерану боевых действий жилого помещения за счет средств федерального бюджета из государственного жилищного фонда с учетом всех членов семьи на территории п. Голышманово Голышмановского района Тюменской области и заключить с ним договор социального найма после обеспечения жилым помещением (л.д. 95).
Истец Дюрягин А.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить в полном объёме.
Представитель ответчика Администрации Голышмановского муниципального района Пуртов О.П. в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований.
Представитель ответчика Правительства Тюменской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания были извещены.
Суд постановилуказанное решение, с которым не согласен истец Дюрягин А.А. В апелляционной жалобе просит отменить решение суда, как противоречащее нормам права.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика Правительства Тюменской области Сергеенкова Л.Ю. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, судебная коллегия не находит законных оснований для отмены решения суда.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что внеочередное предоставление жилых помещений в целях улучшения жилищных условий ветеранам боевых действий, проходившим службу на территории Российской Федерации, действующим жилищным законодательством и законодательством о ветеранах не предусмотрено.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, так как они мотивированы, основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют установленным обстоятельствам дела, подтверждаются представленными доказательствами, которым в их совокупности дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
В соответствии с пп.1 п.1 ст.3 ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону (п.3 ст.3). В раздел III Перечня включено выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в " ... ".
Согласно пп.3 п.1 ст.16 ФЗ "О ветеранах", ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в п.п. 1 - 4 п.1 ст.3 настоящего Федерального закона, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставлялось право на первоочередное бесплатное получение жилых помещений в домах государственного и муниципальных жилищных фондов, а после внесения изменений ФЗ от 29.12.2004 г. N199-ФЗ - меры социальной поддержки в виде обеспечения за счёт средств федерального бюджета жильём ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учёт до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учёт после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильём в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (пп.3 в редакции ФЗ от 29.12.2004 г. N199-ФЗ).
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения вышеуказанной категории лиц, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
В Тюменской области порядок предоставления социальной поддержки по обеспечению жильем с использованием средств федерального бюджета определен Положением "о мерах социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года и до 1 марта 2005 года", утвержденным Постановлением Правительства Тюменской области от 14.08.2006 N 193-п "О предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем категорий граждан, определенных Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Согласно пунктам 9 Положения формирование списков принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, указанных в п.2 настоящего Положения, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Сводный список формируется в той же хронологической последовательности, в какой эти граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления, с учетом даты возникновения у граждан, указанных в п. 2 настоящего Положения, права на предоставление жилого помещения по договору социального найма в соответствии с ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также статьями 14, 15 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев (ч. 1). Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне (ч. 2).
Из материалов дела следует, что Дюрягин А.А. принимал участие в боевых действиях территории " ... " в период с " ... " по " ... "
Решением жилищной комиссии Дюрягин А.А. как ветеран " ... ", и его семьи как малоимущая и нуждающаяся в улучшении жилищных условий, были принят на учет по общему и льготному спискам (л.д. 23).
Руководствуясь положениями вышеприведенных норм права, суд обоснованно пришел к выводу о том, что Жилищным кодексом Российской Федерации не предусмотрено предоставление жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с наличием у них статуса ветерана боевых действий.
Таким образом, с учетом указанный норм права, Положения, утвержденного Постановлением Правительства Тюменской области от 14.08.2006 N 193-п следует, что обеспечение жильем ветеранов боевых действий осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты постановки на учет, в связи с чем не имеется оснований для возложения на Правительство Тюменской области обязанности по предоставлению истцу как ветерану боевых действий и членам его семьи во внеочередном порядке жилого помещения.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Голышмановского районного суда Тюменской области от 16 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Дюрягина А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.