Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего Лаврентьева А.А.,
судей: Жегуновой Е.Е., Пуминовой Т.Н.,
при секретаре Савилове Р.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации г. Тюмени на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 02 июня 2016 г., которым постановлено:
"Исковые требования Пелых О.В. удовлетворить.
Обязать Администрацию г. Тюмени предоставить Пелых О.В. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории г. Тюмени Тюменской области, общей площадью не менее 40,90 кв.м., состоящей из двух комнат".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Жегуновой Е.Е., объяснения представителя Администрации г. Тюмени - Протопоповой С.В., действующей на основании доверенности, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Пелых О.В. обратилась в суд с иском к Администрации г. Тюмени о предоставлении ей и члену ее семьи Култышеву М.В. вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, находящегося на территории г. Тюмени, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, площадью не менее 40,9 кв.м., состоящего из двух комнат.
Требования были мотивированы тем, что истец проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: г. Тюмень, " ... ", на основании договора социального найма. Распоряжением Администрации г. Тюмени от 26 октября 2015 г. " ... " жилой дом, в котором находится данное помещение, был признан аварийным и подлежащим сносу. Жилое помещение взамен аварийного истцу не предоставлено.
В судебном заседании представитель истца Пелых О.В. - Снегирева Т.Я., действовавшая на основании доверенности, поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Истец Пелых О.В. в судебное заседание не явилась.
Представитель ответчика Администрации г. Тюмени - Краснова Е.А., действовавшая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась. В объяснениях по делу и письменном отзыве на иск ссылалась на необходимость нахождения гражданина на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма для возникновения у него права на внеочередное обеспечение жилым помещением взамен аварийного. Также указала на то, что расселение жильцов аварийных домов осуществляется в порядке очередности согласно адресному перечню.
Представитель привлеченного судом в качестве третьего лица, не заявлявшего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Правительства Тюменской области в судебное заседание не явился, дело было рассмотрено судом в его отсутствие.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласна Администрация г. Тюмени, в апелляционной жалобе ее представитель просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Повторно ссылается на то, что расселение жилого дома, в котором находится занимаемое истцом помещение, будет осуществляться в порядке очередности согласно адресному перечню многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу на территории г. Тюмени. Вновь обращает внимание на необходимость нахождения гражданина на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма для возникновения у него права на внеочередное обеспечение жилым помещением взамен аварийного. Полагает, что истец таким правом не наделен, поскольку не состоит на соответствующем учете. Считает положения статей 85, 86 и 89 Жилищного кодекса Российской Федерации неприменимыми по рассматриваемому делу ввиду того, что решение о сносе многоквартирного жилого дома, в котором находится занимаемое истцом помещение, органом местного самоуправления не принималось. Указывает на то, что обжалуемое решение нарушает права ответчика и тех граждан, чьи жилые дома были признаны непригодными для проживания ранее.
Рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено частью 1 статьи 327 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ответчика, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из дела, жилое помещение, расположенное по адресу: г. Тюмень, " ... ", общей площадью 40,9 кв.м. включено в реестр муниципального имущества г. Тюмени с 1998 года (л.д. 55).
08 июля 2013 г. между Департаментом имущественных отношений Администрации г. Тюмени и Мырзак (в настоящее время - Пелых) О.В. был заключен договор социального найма жилого помещения, по условиям которого помещение по указанному выше адресу предоставлялось в бессрочное владение и пользование истца (л.д. 7 - 8).
Согласно поквартирной карточке, по адресу помещения зарегистрированы по месту жительства истец Пелых О.В. и ее брат ... (л.д. 9).
Распоряжением Администрации г. Тюмени от 26 октября 2015 г. " ... " многоквартирный жилой дом, в котором находится указанная квартира, был признан аварийным и подлежащим сносу. Срок отселения физических и юридических лиц из данного жилого дома установлен до 01 января 2027 г. (л.д. 50).
Разрешая спор, суд посчитал факт признания жилого дома, в котором находится занимаемая истцом на условиях социального найма квартира, аварийным достаточным основанием для возникновения у Пелых О.В. права на обеспечение жильем во внеочередном порядке.
Между тем, судом не было учтено следующее.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1, статья 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Для возникновения правоотношений по социальному найму жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).
В соответствии со статьей 52 Кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87 названного кодекса).
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Согласно статье 8.1 Закона Тюменской области от 07 октября1999г. N 137 "О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области" признание граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда осуществляется органом местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Законом. Размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации устанавливается органами местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Законом.
Таким образом, по смыслу вышеуказанных норм действующего жилищного законодательства признание гражданина нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма является необходимым условием для возникновения у него права на внеочередное обеспечение жильем.
Поскольку данных о том, что до 1 января 2005 г. (введения в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации) истец состояла в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, в деле нет, при рассмотрении настоящего спора юридически значимым обстоятельством являлось установление объективной нуждаемости истца в предоставлении жилого помещения в соответствии с требованиями части 2 статьи 49 Жилищного Кодекса Российской Федерации.
Наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого гражданами на условиях социального найма, аварийным (непригодным для проживания) и подлежащим сносу, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий: признания органом местного самоуправления граждан малоимущими в установленном порядке и постановки их на учет.
Из материалов дела следует, что истец на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, не состоит, что ее представитель в суде не отрицал. О признании в соответствующем порядке малоимущей истец в суде не заявляла, доказательства наличия обстоятельств, позволяющих отнести ее к категории малоимущих, не представила.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований о возложении на ответчика обязанности предоставить истцу вне очереди жилое помещение по договору социального найма у суда не имелось.
В связи с изложенным, обжалуемое решение подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Пелых О.В.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Тюмени от 02 июня 2016 г. отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Пелых О.В. к Администрации г. Тюмени о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.