Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего Лаврентьева А.А.,
судей: Жегуновой Е.Е., Пуминовой Т.Н.,
при секретаре Савилове Р.И.
с участием прокурора Спириной О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Правительства Тюменской области на решение Тобольского городского суда Тюменской области от 20 июня 2016 г., которым постановлено:
"Обязать Правительство Тюменской области обеспечить предоставление Айбатову И.И. вне очереди жилое помещение, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории г.Тобольска Тюменской области, с учетом права на дополни тельную жилую площадь.
Обязать администрацию г.Тобольска принять решение о предоставлении Айбатову И.И. вне очереди жилое помещение государственного жилищного фонда, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории г.Тобольска Тюменской области, с учетом права на дополнительную жилую площадь, заключить договор социального найма жилого помещения".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Жегуновой Е.Е., объяснения представителя Правительства Тюменской области - Сергеенковой Л.Ю., действующей на основании доверенности, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, мнение прокурора Спириной О.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
установила:
прокурор города Тобольска обратился в суд с иском в защиту прав Айбатова И.И. к Правительству Тюменской области и Администрации города Тобольска, просил возложить на Правительство Тюменской области обязанность обеспечить предоставление истцу вне очереди по договору социального найма жилого помещения, отвечающего установленным жилищным законодательствам требованиям, находящегося на территории г. Тобольска Тюменской области, общей площадью не менее 18 кв.м с учетом права на дополнительную жилую площадь, на Администрацию города Тобольска - принять решение о предоставлении истцу вне очереди по договору социального найма жилого помещения государственного жилищного фонда Тюменской области и заключить с ним договор социального найма.
Требования были мотивированы тем, что Айбатов И.И. является инвалидом второй группы, страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Жилое помещение, в котором истец сохраняет регистрацию по месту жительства, было уничтожено в результате пожара. Проживает истец по адресу: " ... " в качестве члена семьи нанимателя, совместно с ним в данном помещении проживают его мать, брат и дядя. Мать истца с семьей, в состав которой включен истец, с 1984 года состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В судебном заседании участвовавший в деле прокурор поддержал исковые требования по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель Администрации города Тобольска - Южакова Г.В., действовавшая на основании доверенности, в судебном заседании не возражала относительно удовлетворения исковых требований, указав на то, что после предоставления жилого помещения Правительством Тюменской области администрация сможет заключить с истцом договор социального найма.
Представитель ответчика Правительства Тюменской области в судебное заседание не явился, дело было рассмотрено судом в его отсутствие. В письменных возражениях против иска представитель данного ответчика просил в иске отказать в связи с тем, что истец не относится к категориям граждан, имеющим право на получение жилого помещения государственного жилищного фонда Тюменской области.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен ответчик Правительство Тюменской области, в апелляционной жалобе его представитель просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Ссылается на то, что истец не относится к категориям граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями государственного жилищного фонда Тюменской области. Указывает на то, что судом не было проверено наличие предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований для признания Айбатова И.И. нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Полагает, что действующее законодательство не возлагает на органы государственной власти Тюменской области обязанности по обеспечению инвалидов дополнительной жилой площадью.
Айбатов И.И. представил возражения относительно апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено частью 1 статьи 327 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене, поскольку оно постановлено при неверном применении норм материального права.
Статья 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище.
Статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в том числе граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне (пункт 3 части 2 статьи 57, пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такой перечень утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. (часть 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда (часть 1). Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке (часть 2). Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях (часть 3).
Исходя из правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 551-О, предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях.
Федеральным законодательством предоставление инвалидам жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации не предусмотрено.
Согласно статье 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 01 января 2005 г., устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, и предоставила субъектам Российской Федерации право определять форму предоставления указанных мер социальной поддержки (Статья 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Пунктом 3 Положения о мерах социальной поддержки по обеспечению жильем категорий граждан, определенных, определенных Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Тюменской области от 14 августа 2006 г. N 193-п установлено, что меры социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, указанных в пункте 2 Положения (в том числе постоянно проживающие в Тюменской области инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 01 января 2005 года), осуществляются в форме предоставления указанным гражданам социальных выплат на приобретение жилья в собственность или на возмещение затрат по строительству индивидуального жилого дома.
Согласно части 2 статьи 7 Закона Тюменской области от 07 октября 1999 г. N 137 "О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области" право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области имеют признанные нуждающимися в жилых помещениях инвалиды первой и второй групп, вставшие на учет нуждающихся в жилых помещениях после 01 января 2005 г.
Как следует из материалов дела Айбатов И.И. " ... " года рождения является инвалидом 2 группы, страдает " ... " код заболевания по МКБ-10 " ... " Данное заболевание входит в утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (л.д. 11, 12).
Мать Айбатова И.И. - Айбатова М.А. " ... " была включена в список лиц, нуждающихся в первоочередном предоставлении жилого помещения, и состоит на таком учете в Администрации города Тобольска до настоящего времени с семьей, в состав которой включены сыновья - истец Айбатов И.И. и Айбатов И.И., брат Паттаков С.А. На 2016 год номер ее очереди - 33 (л.д. 16, 14).
Таким образом, истец, являясь инвалидом 2 группы, поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях граждан в составе семьи своей матери в 1984 году. При этом, совершеннолетия истец достиг в 1992 году; данных о том, что инвалидность ему была установлена после 01 января 2005 года и он после этой даты обращался с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях в деле нет.
Поскольку право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области в силу изложенных выше норм имеют признанные нуждающимися в жилых помещениях инвалиды первой и второй групп, вставшие на учет нуждающихся в жилых помещениях после 01 января 2005 г., к каковым истец не относится, решение суда об обеспечении истца жильем из государственного жилищного фонда Тюменской области, в том числе вне очереди, с заключением договора социального найма нельзя признать законным и обоснованным.
Предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение жилой площадью инвалидов, вставших на учет до 01 января 2005 года, не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании положений Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающих по общему правилу предоставление жилых помещений состоящим на учете в качестве нуждающихся в таком предоставлении гражданам органом местного самоуправления. В рамках настоящего дела требований о предоставлении жилого помещения к данному органу не заявлено.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тобольского городского суда Тюменской области от 20 июня 2016 г. отменить, принять по делу новое решение которым прокурору города Тобольска в заявленном в защиту прав Айбатова Ильшата Инкильевича иске к Правительству Тюменской области и Администрации города Тобольска об обеспечении жилым помещением вне очереди отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.