Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего
Колосковой С.Е.,
судей
Ревякина А.В., Глушко А.Р.,
при секретаре
Венцеле А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Попова Р.М. на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 12 мая 2016 года, которым постановлено:
"В удовлетворении иска Попова Р.М. отказать."
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены, представитель третьего лица ФКУ "Военный комиссариат Тюменской области" отдел по Омутинскому и Юргинскому районам" в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил.
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Глушко А.Р., пояснения Попова Р.М., его представителей Храмова С.В. и Сафонова Р.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителей ответчиков УМВД России по Тюменской области Меленец Л.Н., УМВД России по городу Тюмени Быстрицкой А.А. и Жаломановой К.Д., полагавших, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, судебная коллегия
установила:
Попов Р.М. обратился в суд с иском к УМВД России по Тюменской области о признании незаконным отказа УМВД России по Тюменской области в назначении Попову Р.М. пенсии в льготном исчислении за выслугу лет; возложении на ответчика обязанности включить в выслугу лет Попова Р.М. в льготном исчислении период прохождения военной службы в условиях чрезвычайного положения на территории Республики Таджикистан с 28 апреля 2001 года по 19 января 2002 года, как 1 месяц службы за три месяца службы и назначить истцу пенсию по выслуге лет на льготных условиях с 25.12.2014 года, указывая, что Попов Р.М. " ... " уволен из органов внутренних дел по п. 9 части 3 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". На день увольнения выслуга лет в ОВД в календарном исчислении составила 18 лет 6 месяцев 22 дня, в льготном исчислении - 20 лет 0 месяцев 4 дня. Ответчик отказал истцу в назначении пенсии, не включив период прохождения военной службы в условиях чрезвычайного положения на территории республики Таджикистан с 28 апреля 2001 года по 19 января 2002 года, в льготном исчислении, как 1 месяц службы за три месяца службы.
Истец Попов Р.М. и его представитель Храмов С.В. в судебном заседании на удовлетворении иска настаивали.
Представители ответчиков УМВД России по Тюменской области Меленец Л.Н., Княжев Е.Г., УМВД России по городу Тюмени Быстрицкая А.А. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласились.
Представитель третьего лица ФКУ "Военный комиссариат Тюменской области" отдел по Омутинскому и Юргинскому районам, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не известил, об отложении рассмотрения дела не просил.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласен Попов Р.М., который в апелляционной жалобе просит решение Центрального районного суда г. Тюмени от 12 мая 2016 года отменить и принять по делу новый судебный акт, указывая, что факт выполнения Поповым Р.М. задач по конституционной защите прав граждан в период с 28.04.2001 г. по 19.01.2002 г. именно в условиях чрезвычайного положения в зоне вооруженного конфликта на территории Республики Таджикистан подтверждается выпиской из Приказа командира войсковой части ПП 36692 N 98 от 28.04.2001 г. г. Душанбе, согласно которому, рядовой Попов Р.М., прибывший из ВК Омутинского района Тюменской области, с 28.04.2001 г. зачислен в списки личного состава, на все виды обеспечения и приступил к приему дел в должности мастера номер расчет 5 батареи. Отмечает, что в соответствии с приказом МО РФ N 9 от 04.01.1996 года Попову Р.М. установлено с 28.04.2001 г. исчисление выслуги лет на пенсию на льготных условиях: один месяц службы за три месяца, основание: рапорт, план комплектов. Утверждает, что в графе 13 послужного списка Попова Р.М. имеется запись, заверенная подписью врио начальника штаба и печатью войсковой части N 36692 о том, что на остывании приказа командира войсковой части ПП 36692 N 98 от 28.04.2001 г., в период с 28.04.2001 г. по 19.01.2002 г. Попов Р.М. выполнял задачи в условиях чрезвычайного положения в Республике Таджикистан. В военном билете АЕ 0951442, выданном военным комиссариатом Омутинского района Тюменской области 12.03.2001 г., имеется аналогичная запись под N 18. Указывает, что абзацем 13 подпункта "б" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" предусмотрено включение в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на льготных условиях один месяц службы за три месяца при выполнении задач по поддержанию правопорядка, охране и обороне важных государственных объектов на территории Республики Таджикистан в условиях военного конфликта - за время выполнения задач на указанной территории в период с 28 сентября по 28 ноября 1992 г., а также при выполнении в Республике Таджикистан после 5 февраля 1993 г. задач по охране конституционных прав граждан в районах чрезвычайного положения.
На апелляционную жалобу поступили возражения УМВД России по Тюменской области в лице представителя Меленец Л.Н., УМВД России по городу Тюмени в лице представителя Быстрицкой А.А., в которых они полагают решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы истца удовлетворению не подлежащими.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения Центрального районного суда г. Тюмени от 12 мая 2016 года.
Как правильно установлено судом первой инстанции Попов Р.М. с 28 апреля 2001 года по 19 января 2002 года проходил службу по контракту в Республике Таджикистан.
Согласно положениям ст. 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" ст. 13 Закона засчитывается военная служба.
В силу требований ст. 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" (далее - Закон Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1) Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, для назначения пенсии в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении военнослужащих засчитывается в выслугу лет один месяц военной службы за полтора месяца. Военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца.
Статьёй 7 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1 предусмотрено, что порядок установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах определяет Правительство Российской Федерации.
Подпунктом "б" п. 3 постановления Совета министров -Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается на льготных условиях - один месяц службы за три месяца, в том числе при выполнении задач по поддержанию правопорядка, охране и обороне важных государственных объектов на территории Республики Таджикистан в условиях военного конфликта - за время выполнения задач на указанной территории в период с 28 сентября по 28 ноября 1992 г., а также при выполнении в Республике Таджикистан после 5 февраля 1993 г. задач по охране конституционных прав граждан в районах чрезвычайного положения.
Порядок установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах определен постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280).
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 военнослужащие и сотрудники, выполняющие в соответствии с ранее принятыми решениями задачи по установлению мира и поддержанию правопорядка, в том числе, в Республике Таджикистан, находятся в зоне вооружённого конфликта в связи с чем им надлежит предоставлять соответствующие дополнительные гарантии и компенсации.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 предусмотрено предоставление военнослужащим и сотрудникам дополнительных гарантии и компенсации только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством Российской Федерации) (абзац 1). Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп (абзац 2).
Аналогичные вышеприведённым положения о порядке учёта в целях предоставления дополнительных гарантий и компенсаций периодов прохождения службы на территориях, где введено чрезвычайное положение, либо местности, которая отнесена к зоне вооружённого конфликта, содержаться в приказе Министра обороны Российской Федерации от 04.01.1996 г. N 9 "О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах".
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что из содержания приведенных положений указанных нормативных правовых актов следует, что период прохождения военной службы в Республике Таджикистан после 5 февраля 1993 г. засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях - один месяц службы за три месяца только при условии фактического выполнении задач по охране конституционных прав граждан в районах чрезвычайного положения, периоды которых оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришёл к обоснованному выводу о том, что представленными истцом доказательствами, в том числе, выпиской из приказа командира дислоцированной в г. Душанбе войсковой части ПП 36692 N 98 от 28.04.2001 г., согласно которому, рядовой Попов Р.М., прибывший из ВК Омутинского района Тюменской области, с 28.04.2001 г. зачислен в списки личного состава, на все виды обеспечения и приступил к приему дел в должности мастера номер расчета 5 батареи, основанной на вышеуказанном приказе записью в разделе 13 послужного списка Попова Р.М. о выполнении им в период с 28.04.2001 г. по 19.01.2002 г., то есть, в течении всего периода прохождения им службы по контракту на территории Республики Таджикистан, задач в условиях чрезвычайного положения в Республике Таджикистан, а также иными, основанными на вышеуказанных доказательствами, фактическое выполнение Поповым Р.М. задач по охране конституционных прав граждан в районах чрезвычайного положения не подтверждается, вследствие чего оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и к отмене оспариваемого решения суда первой инстанции не имеется.
Поскольку все обстоятельства дела судом первой инстанции установлены полно и правильно, решение вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Тюмени от 12 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Попова Р.М. оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи коллегии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.