Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего
Немчиновой Н.В.,
судей
Ревякина А.В., Левиной Н.В.
при секретаре
Безгубенко А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Некоммерческой организации "Фонд регионального развития" на решение Центрального районного суда г.Тюмени от 14 апреля 2016 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Некоммерческой организации "Фонд регионального развития", отказать".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Немчиновой Н.В., объяснения представителя Некоммерческой организации "Фонд регионального развития" Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тюменской области И., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Административный истец - Некоммерческая организация "Фонд регионального развития" (далее также - Фонд) обратился в суд с административным иском к административному ответчику - Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Тюменской области (далее также - Управление) об оспаривании предупреждения " ... " от " ... "г. о недопустимости нарушения федерального законодательства Российской Федерации, в котором просит признать незаконным (недействительным) указанное предупреждение в части признания следующих фактов расходования денежных средств организации не соответствующими уставным целям организации: расходование денежных средств по договорам добровольного медицинского страхования работников (договоры страхования с ОСАО " ... " ООО " ... "); оплата за годовое обслуживание банковских карт работников (по договору с ОАО " ... "); оплата за фуршеты, организуемые в рамках заседания высшего органа управления организации - Совета; оплата за серию книг "Любимые книги гуру бизнеса"; оплата за оздоровительное плавание работников по договорам с ООО " " ... " и ФГБОУ ВПО " " ... ""; перечисление денежных средств по договору займа Г. и ООО " ... " по договору купли-продажи земельного участка за Г.О.Н., а также в части требования об устранении нарушений, выразившихся в нецелевом расходовании денежных средств организации.
Административный иск мотивирован тем, что с " ... " по " ... " административным ответчиком проведена плановая документарная проверка, по итогам которой составлен акт проверки " ... " от " ... " и вынесено предупреждение о недопустимости нарушения федерального законодательства " ... " от " ... ". Фонд не согласен с вынесенным предупреждением в части нецелевого расходования денежных средств организации, полагая утверждения Управления о нецелевом использовании средств по отдельным статьям расходов необоснованными и неправомерными, так как указанные расходы направлены для эффективной работы административно-управленческого персонала, как меры морального и материального стимулирования, направленные на повышение конечных результатов деятельности Фонда, а также меры по стимулированию здорового образа жизни, занятий спортом, улучшению медицинского обслуживания, организации коллективного досуга. Указывает, что нарушения, которые Управление обозначает в предупреждении как факты нецелевого расходования денежных средств, не могут быть устранены по объективным причинам, ссылаясь на то, что все случаи нецелевого расходования денежных средств представляют собой затраты Фонда, произведенные на основании гражданско-правовых договоров с различными организациями и физическими лицами; на момент вынесения предупреждения соответствующие договоры уже были заключены и исполнены, в связи с чем их расторжение и возврат произведенных выплат невозможен. Управление могло бы потребовать от Фонда не допускать подобных нарушений в будущем, но устранить их в прошлом Фонд не в состоянии, что указывает на неправомерность подобных требований.
Представитель административного истца Некоммерческой организации "Фонд регионального развития" Г. в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Представитель административного ответчика Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тюменской области П. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в возражениях на административное исковое заявление, ссылаясь на то, что имущество, к которому относятся и денежные средства некоммерческой организации, подлежит использованию для достижения ее уставной цели; указанные в предупреждении виды расходования денежных средств не соотносятся с целями организации, определенными уставом Фонда, и не могут являться целевыми.
Судом постановлено указанное выше решение, не соглашаясь с которым Некоммерческая организации "Фонд регионального развития" в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять новое решение, ссылаясь на недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, неправильное применение судом норм материального права. Указывает, что в п.5 ст. 32 ФЗ "О некоммерческих организациях" говорится об осуществлении уполномоченным на то государственным органом контроля за соответствием деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительными документами, то есть о соответствии целям деятельности организации, а не о соответствии расходования средств целям организации; законом не предусмотрено четкого определения, какие конкретно расходы некоммерческой организации являются целевыми, а какие нельзя относить к таковым; суд первой инстанции большинство спорных расходов не проанализировал. Указывает, что используя право по осуществлению предпринимательской деятельности, Фонд принял на себя и соответствующие этой деятельности обязанности, в том числе: обязанность по финансированию мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями в размере не менее " ... "% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), предусмотренную ч.3 ст.226 Трудового кодекса Российской Федерации, при этом суд неверно допускает ограничительное толкование данной нормы закона, указывая, что в ней идет речь исключительно о предпринимательской деятельности. Ссылаясь на п.5 ст.29 ФЗ "О некоммерческих организациях", п.2 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации, указывает, что расходы по оплате фуршетов, которые имели место исключительно в рамках заседания Правления (Совета) Фонда, опосредованно обеспечивают достижение уставных целей, а потому являются правомерными; предоставление кредита своим работникам - физическим лицам соответствует п.п. 2.3, 2.10 Устава Фонда; приобретение книг обуславливается в целях просвещения, повышения уровня квалификации, расширения профессиональных знаний работников Фонда; выводы суда о том, что расходы, понесенные в целях стимулирования работников, не являются расходами, направленными на достижение уставных целей, несостоятельны, так как в законе отсутствует запрет на такие расходы; также суд не рассмотрел заявленное в иске утверждение о незаконности требования Управления об устранении всех перечисленных в предупреждении нарушении, которые не могут быть устранены по объективным причинам, поскольку устранить их в прошлом Фонд не в состоянии.
На апелляционную жалобу поступили возражения от Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тюменской области.
Проверив материалы дела в порядке ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Отказывая в удовлетворении административного иска Некоммерческой организации "Фонд регионального развития", суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое предупреждение было вынесено административным ответчиком в пределах предоставленных полномочий, на основании анализа представленных для проверки материалов.
Данные выводы суда являются правильными, поскольку они соответствуют действующему законодательству и обстоятельствам дела, которым дана надлежащая правовая оценка.
Подпунктом 5 п. 5 ст. 32 Федерального закона от " ... ". " ... "-ФЗ "О некоммерческих организациях" предусмотрено право территориального органа Министерства юстиции, в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца.
Согласно п.1 ст.50 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от " ... ". " ... "-ФЗ "О некоммерческих организациях" установлено, что некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
В соответствии с п.2 ст. 2 Федерального закона от " ... ". " ... "-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
В силу п.4 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.
Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе (п.2 ст.123.18 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно п.1 ст.52 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 14 Федерального закона от " ... ". " ... "-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация действует на основании Устава, который утверждается ее учредителями или уполномоченным лицом (органом) и должен соответствовать требованиям гражданского законодательства Российской Федерации.
Пунктами 2.1, 2.2 Устава Некоммерческой организации "Фонд регионального развития" в редакции от " ... "г. предусмотрены следующие цели и предмет деятельности: Фонд создан для достижения социальных (благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных) целей. Предметом деятельности фонда является: проведение структурной реформы перспективных отраслей экономики, ориентированной на увеличение объемов производства на действующих предприятиях, финансовое оздоровление предприятий, увеличение налоговых поступлений в соответствующие бюджеты; оздоровление и защиту окружающей природной среды; развитие социальной и инженерной инфраструктуры; повышение социальной защищенности населения, создание новых рабочих мест, обеспечение экономического и морального благополучия жителей; развитие и использование фундаментальных знаний; освоение и рациональное использование сырьевых ресурсов. Участие в реализации мер по обеспечению продовольственной безопасности РФ: в развитии агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, Тюменской области, прочих субъектов РФ; в развитии предприятий по переработке и хранению продукции сельского хозяйства, продукции животноводства на территории РФ.
Из акта проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя " ... " от " ... ", следует, что Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тюменской области за период с " ... " по " ... " проведена плановая документарная проверка Некоммерческой организации "Фонд регионального развития".
На момент проверки по сведениям из ЕГРЮЛ организации были внесены следующие данные: основной вид деятельности организации - предоставление различных видов услуг ( " ... "), дополнительные виды деятельности - предоставление займов промышленности ( " ... "), предоставление денежных ссуд под залог недвижимого имущества " ... " капиталовложения в ценные бумаги ( " ... "
При этом в ходе проверки за проверяемый период выявлены факты нецелевого расходования денежных средств Фонда на общую сумму " ... " руб., которая не оспаривается истцом, а именно: нецелевое расходование денежных средств с " ... ". по " ... ". - оплата страховых премий по договору ДМС ОСАО " ... "", страхового взноса по договору страхования ДМС ООО " ... " нецелевое расходование денежных средств с " ... ". по " ... ". - оплата за годовое обслуживание новых банковских карт сотрудников, страховых премий по договору ДМС ОСАО " " ... "", страхового взноса по договору страхования ДМС ООО " " ... "", за обслуживание фуршета, за серию книг "Любимые книги гуру бизнеса", за обслуживание мероприятий АО " " ... ""; нецелевое расходование денежных средств с " ... ". по " ... ". - за обслуживание в ресторане "Чум", за оздоровительное плавание "Нептун", перечисление денежных средств по договору займа, перечисление денежных средств ООО " " ... " по договору купли-продажи земельного участка, страховые премии по договорам; нецелевое расходование денежных средств с " ... ". по " ... ". - страховые премии, оплата за оздоровительное плавание "Нептун", оплата за проживание на базе отдыха "Аван".
Поскольку указанные виды расходования денежных средств направлены на стимулирование работников аппарата, не соотносятся с целями фонда, которые определены Уставом, следовательно, являются нецелевыми расходами, поэтому Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тюменской области правомерно вынесено предупреждение в отношении административного истца.
Доводы апелляционной жалобы Некоммерческой организации "Фонд регионального развития" по существу, являющиеся основанием административного искового заявления, не влекут отмену состоявшегося судебного решения, поскольку судом первой инстанции эти доводы были проверены и им дана надлежащая оценка, с чем судебная коллегия соглашается.
Довод административного истца о том, что предупреждение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тюменской области неисполнимо, не может быть принят во внимание, поскольку оспариваемое предупреждение сформулировано в соответствии с подпунктом 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены судебного решения, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Тюмени от 14 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Некоммерческой организации "Фонд регионального развития" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи коллегии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.