Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Устинович С.Е.
судей
Кузнецовой Т.А.
Артамонова М.Г.
при секретаре
Шелия О.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Стрельчука Н. Р. к ФГКУ "Северное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации об оспаривании решения об отказе в принятии на учет нуждающихся в получении жилого помещения по избранному месту жительства, возложении обязанности повторно рассмотреть вопрос о принятии на учет нуждающихся в получении жилого помещения,
по апелляционной жалобе представителя Стрельчука Н. Р. - Хохлова А. Э. на
решение Североморского районного суда Мурманской области от 20 июня 2016 года, по которому постановлено:
"Исковые требования Стрельчука Н. Р. к ФГКУ "Северное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ - оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи Кузнецовой Т.А., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Стрельчук Н.Р. обратился в суд с иском к ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации об оспаривании решения об отказе в принятии на учет нуждающихся в получении жилого помещения по избранному месту жительства, возложении обязанности повторно рассмотреть вопрос о принятии на учет нуждающихся в получении жилого помещения.
В обоснование своих требований указал, что приказом командира войсковой части 13991 от _ _ октября 2007 *-пм уволен с военной службы и с _ _ ноября 2007 года исключен из списков личного состава воинской части, имеет выслугу в Вооруженных Силах Российской Федерации более 20 лет. Решением начальника ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, территориального отделения в Архангельской области - г. Архангельск от _ _ декабря 2015 * ему отказано в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по линии Министерства обороны Российской Федерации, со ссылкой на то, что он в настоящее время не является военнослужащим, на момент увольнения с военной службы не был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, кроме того, ему в период прохождения военной службы уже предоставлялось жилое помещение, которое после увольнения с военной службы он приватизировал. Полагает данный отказ незаконным, поскольку, утратив статус военнослужащего, сохранил право на социальные гарантии и компенсации, предусмотренные Федеральным законом "О статусе военнослужащих". Избрание военнослужащим, имеющим общую продолжительность военной службы более 20 лет, при увольнении с военной службы места жительства, не совпадающего с последним местом его военной службы, является самостоятельным правовым основанием для признания его нуждающимся в получении жилого помещения в избранном месте жительства. Местом постоянного жительства избрал город ***, о чем указал в заявлении о принятии на учет в получении жилого помещения. При обеспечении его и членов его семьи жильем в форме предоставления денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений им будут представлены документы о сдаче ранее полученной квартиры Министерству обороны Российской Федерации и снятии с регистрационного учета по месту жительства.
С учетом уточнения заявленных требований просил признать незаконным решение ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от _ _ декабря 2015 * об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещения, предоставляемых по договору социального найма, обязать ответчика повторно рассмотреть вопрос о принятии его и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Определением Мирнинского городского суда Архангельской области от 30 марта 2016 произведена замена стороны ответчика на ФГКУ "Северное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (далее - ФГКУ "Северрегионжилье" МО РФ), созданное на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 января 2016 года, зарегистрированное в качестве юридического лица _ _ и осуществляющее свои функции, в том числе через территориальное отделение в городе Архангельске.
Стрельчук Н.Р. и его представитель Хохлов А.Э. в судебном заседании заявленные требования поддержали.
Представитель ФГКУ "Северрегионжилье" МО РФ Дорошенко Л.В. в возражал против удовлетворения иска.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель истца Стрельчука Н.Р. - Хохлов А.Э., ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Приводит доводы о том, что, утратив статус военнослужащего, Стрельчук П.Р. не утратил право на социальные гарантии и компенсации, предусмотренные Федеральным законом "О статусе военнослужащих", в части обеспечения жильем. Считает несостоятельной ссылку суда на пункт 13 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 1998 N 1054, и пункты 14, 27 и 28 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2009 N80, поскольку в настоящее время действует только инструкция, утвержденная приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 N1280. Поскольку квартира в настоящее время передана в собственность администрации Мирного и с истцом заключен договор социального найма жилого помещения, вывод суда об избрании им способа обеспечения жильем, по мнению подателя жалобы, также является несостоятельным.
Указывает на то, что, суд, принимая во внимание обеспечение истца жильем по установленным нормам, не дал оценку тому обстоятельству, что избрание военнослужащим, имеющим общую продолжительность военной службы более 20 лет, при увольнении с военной службы места жительства, не совпадающего с последним местом его военной службы, является самостоятельным правовым основанием для признания его нуждающимся. Обращает внимание, что при обеспечении жилым помещением в форме предоставления денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений, Стрельчуком Н.Р. будут предоставлены документы о сдаче жилого помещения федеральному органу исполнительной власти.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились Стрельчук Н.Р. и его представитель Хохлов А.Э., представитель ФГКУ "Северрегионжилье" МО РФ, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда, руководствуясь частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, поскольку их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.
В соответствии с положениями статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Механизм реализации права военнослужащих на жилище, а также источники и формы обеспечения их жильем, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма, урегулированы положениями Федерального закона от 27 мая 1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", а также нормами жилищного законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации
Согласно пункту 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Согласно пункту 10 действующей Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 N 1280, условием обеспечения военнослужащих жилыми помещениями является принятие их в установленном порядке на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года, сохраняют право стоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные военнослужащие снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "в"-"д" настоящего пункта. Указанным военнослужащим жилые помещения предоставляются в порядке, установленном настоящей Инструкцией.
В силу пункта 2 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" граждане утрачивают статус военнослужащего с окончанием военной службы, которым в соответствии с пунктом 11 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Из приведенных положений законодательства следует, что для реализации права на получение жилого помещения гражданин, уволенный с военной службы, на момент увольнения должен быть признан нуждающимся в жилых помещениях. При этом решение о признании нуждающимся в жилых помещениях федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, принимается только в отношении гражданина-военнослужащего (абзац тринадцатый пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 N76-ФЗ "О статусе военнослужащих"), то есть в период прохождения военной службы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Стрельчук Н.Р. проходил военную службу в Вооруженных Сила СССР и Российской Федерации, приказом командира войсковой части *** от _ _ октября 2007 *-ПМ уволен с военной службы по истечении срока контракта о прохождении военной службы (подпункт "б" пункт 1 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе") и с _ _ ноября 2007 года исключен из списков личного состава воинской части приказом командира войсковой части *** от _ _ ноября 2007 *.
Согласно выписке из приказа от _ _ октября 2007 *-ПМ, общая продолжительность военной службы составила: в календарном исчислении - 21 год 11 месяцев, в льготном исчислении - 30 лет 02 месяца.
Материалами дела подтверждено, что в период прохождения службы Стрельчуку Н.Р. на основании ордера от _ _ октября 1997 года * по линии Министерства обороны Российской Федерации на семью, состоящую из четырех человек, включая супругу С, сына А, *** года рождения, дочь И, *** года рождения, была предоставлена трехкомнатная квартира, общей площадью *** кв.м., в том числе, жилой *** кв.м. расположенная по адресу: ...
Исходя из справки Муниципального унитарного предприятия Мирного "Мирнинская жилищно-коммунальная компания" от _ _ августа 2015 года *, выписки из домовой книги, поквартирной карточки, следует, что истец и члены его семьи с _ _ ноября 1997 года зарегистрированы в вышеуказанном жилом помещении: сын А. до _ _ ноября 2005 года, остальные - до настоящего времени.
_ _ августа 2006 года с истцом заключен договор социального найма жилого помещения в домах муниципального жилищного фонда.
На основании договора передачи квартиры в собственность от _ _ ноября 2007 *, заключенного между администрацией города Мирного Архангельской области и Стрельчуком Н.Р., И., С. указанное жилое помещение безвозмездно передано в их общую долевую собственность (доля в праве каждого из них 1/3), _ _ января 2008 года произведена государственная регистрация договора.
По договору от _ _ августа 2015 года данную квартиру Стрельчук Н.Р., И., С. передали в собственность муниципального образования Мирный Архангельской области, а _ _ сентября 2015 года с истцом заключен договор социального найма на это жилое помещение.
_ _ октября 2015 года истец обратился в ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны Российской Федерации (территориальное, Архангельское) с заявлением о принятии его вместе с супругой С дочерью И на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма, представив необходимые документы.
Решением ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны Российской Федерации (территориальное, Архангельское) от _ _ декабря 2015 * отказано истцу в принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма.
В качестве мотивов отказа указано, что истец на момент обращения с вышеуказанным заявлением утратил статус военнослужащего, более того, ранее использовал право на получение жилого помещения по договору социального найма, впоследствии приватизировав указанную квартиру, и права на повторное обеспечение жилым помещением не имеет.
Разрешая возникший спор, правильно определив характер правоотношений сторон и нормы права, подлежащие применению при рассмотрении дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд обоснованно исходил из того, что истец не имеет права на предоставление жилого помещения по договору социального найма в порядке, предусмотренном статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", поскольку истец в период прохождения военной службы не был признан нуждающимся в жилом помещении, а также утратил статус военнослужащего.
Судебная коллегия находит такие выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах действующего законодательства, регулирующего порядок предоставления гражданам, уволенным с военной службы, жилого помещения за счет средств федерального бюджета, в соответствии с которыми обязательным условием для обеспечения граждан, уволенных с военной службы, жилым помещением по избранному месту жительства по линии Министерства обороны Российской Федерации за счет средств федерального бюджета является признание гражданина на момент увольнения с военной службы нуждающимся в жилых помещениях, при этом решение о признании его нуждающимся в жилых помещениях должно приниматься в период прохождения указанным гражданином военной службы либо данный гражданин должен быть уволен с военной службы с оставлением в списках очередников.
Между тем, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что истец в период прохождения военной службы в установленном законом порядке был признан лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий, и поставлен на соответствующий учет. С заявлением о постановке на соответствующий учет обратился впервые лишь после увольнения _ _ октября 2015 года.
Судом учтено, что ранее по линии Министерства обороны Российской Федерации истец был обеспечен жилым помещением более учетной нормы на одного человека, которое им и членами его семьи приватизировано, а в дальнейшем они распорядились жильем по-своему усмотрению, передав квартиру в собственность муниципального образования Мирный, заключив договор социального найма в отношении данной квартиры, в которой проживают по настоящее время.
Таким образом, достоверно установлено, что на момент увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава воинской части истец был обеспечен в период прохождения военной службы жильем для постоянного проживания и на учете нуждающихся в жилых помещениях не состоял.
Более того, исходя из положений Федерального закона "О статусе военнослужащих", статей 50, 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, при увольнении истец и не мог претендовать на улучшение жилищных условий, поскольку был обеспечен жильем сверх установленной учетной нормы с учетом состава его семьи.
Принято судом во внимание и то обстоятельство, что в настоящее время истец утратил статус военнослужащего.
При таком положении, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что по состоянию на _ _ октября 2015 года у ответчика отсутствовали правовые основания для признания Стрельчука Н.Р. нуждающимся в жилом помещении и постановке на соответствующий учет для обеспечения жилым помещением через органы Министерства обороны Российской Федерации, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении заявленных Стрельчуком Н.Р. требований.
Доводы стороны истца, в том числе и приводимые в апелляционной жалобе, о том, что он имеет право на жилищное обеспечение по линии Министерства обороны Российской федерации, основаны на ошибочном толковании закона.
Приведенные в жалобе доводы по своей сути выражают несогласие с выводами суда и не содержат указания на факты, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения, влияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на ошибочном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены полно и правильно, представленным сторонами доказательствам дана верная правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, которые влекут отмену решения, судом не допущено.
При таком положении оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда, в том числе по доводам апелляционной жалобы у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь статьями 193, 199, 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Североморского районного суда Мурманской области от 20 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Стрельчука Н. Р. - Хохлова А. Э. - без удовлетворения.
председательствующий:
судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.