Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Пырч Н.В.
судей
Федоровой И.А.
Истоминой И.В.,
при секретаре
Штепа Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прусакова В. И. и Прусаковой О. А. к администрации города Полярные Зори с подведомственной территорией об оспаривании бездействия органа местного самоуправления,
по апелляционной жалобе представителя административных истцов Прусакова В.И., Прусаковой О.А. по доверенности Горячева И.И. на
решение Полярнозоринского районного суда Мурманской области от 21 июня 2016 года, которым постановлено:
" Прусакову В. И. и Прусаковой О. А. в удовлетворении заявленных требований к Администрации г. Полярные Зори с подведомственной территорией о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в не рассмотрении письменного обращения Прусаковой О.А. от 11.12.2015 в период с 18.12.2015 по 04.06.2016, - отказать".
Заслушав доклад судьи Федоровой И.А., объяснения представителя истцов по доверенности Костыговой Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя административного ответчика Соколовой С.Н., полагавшей решение суда правильным, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Прусаков В.И. и Прусакова О.А. обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации города Полярные Зори с подведомственной территорией об оспаривании бездействия органа местного самоуправления.
В обоснование заявленных требований указали, что 11.12.2015 Прусакова О.А. обратилась в отдел полиции с заявлением в своих интересах и интересах супруга Прусакова В.И. о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 6 Закона Мурманской области "Об административных правонарушениях" Г.В.В. в связи с нарушением последним тишины и покоя граждан по причине проводимых в жилище ремонтных работ.
По данному обращению сотрудниками полиции проведена поверка, материалы проверки направлены в администрацию города Полярные Зори для принятия решения и получены администрацией 18.12.2015.
Поскольку сведениями о привлечении к административной ответственности виновного заявитель не располагал, то 25.02.2016 Прусакова О.А. обратилась с жалобой в прокуратуру г. Полярные Зори.
Ответ прокуратуры был получен 24.03.2016, из которого следовало, что заявление, поступившее в администрацию, было передано для проверки и составления протокола об административном правонарушении руководителю сектора гражданской обороны администрации г. Полярные Зори. Вместе с тем, данное должностное лицо проверку не провел, протокол об административном правонарушении не составил.
В связи с выявленными обстоятельствами прокурором г. Полярные Зори в адрес главы муниципального образования города Полярные Зори внесено представление с требованием устранить выявленные нарушения, а также рассмотреть вопрос о привлечении виновного должностного лица к дисциплинарной ответственности.
Истцы полагали, что данным бездействием были нарушены конституционное право на обращение в орган местного самоуправления; право на получение письменного ответа по существу обращения; право на государственную защиту прав и свобод; право на жилище и на благоприятную окружающую среду; права и законные интересы лиц, которым административным правонарушением причинен вред, при этом данные права, предусмотренные ст. 25.2 КоАП РФ, могли быть реализованы только путем возбуждения дела об административном правонарушении.
Считали, что указанное бездействие органа местного самоуправления противоречит статье 36 Устава муниципального образования города Полярные Зори, статьям 10, 14 Федерального закона N 59-ФЗ от 02.05.2006 "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", положениям статьи 19 Закона Мурманской области "Об административных правонарушениях", статьям 28.5, 28.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Просили признать незаконным длящееся с 18.12.2015 бездействие органа местного самоуправления - администрации города, выразившееся в том, что не было рассмотрено письменное обращение Прусаковой О.А. от 11.12.2015, а также возложить на административного ответчика обязанность рассмотреть по существу данное заявление и дать ответ заявителю.
В ходе судебного разбирательства дела административные истцы отказались от требования о возложении на административного ответчика обязанности рассмотреть по существу заявление от 11.12.2015 и дать по нему ответ, так как 04.06.2016 такой ответ они получили. В данной части производство по делу прекращено.
Административные истцы настаивали на требовании о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления - администрации города, выразившегося в том, что не было рассмотрено заявление о привлечении к административной ответственности Г.В.В. в период с 18.12.2015 по 04.06.2016, то есть до того дня, когда ими был получен ответ администрации по данному заявлению.
В судебном заседании представитель административных истцов по доверенности Горячев И.И. поддержал требование о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления.
Представитель административного ответчика администрации города Полярные Зори с подведомственной территорией Соколова С.Н. в судебном заседании просила в удовлетворении иска отказать.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель административных истцов по доверенности Горячев И.И., ссылаясь на неприменение судом закона, подлежащего применению, а также на несоответствие выводов суда, обстоятельствам дела, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым исковое требование удовлетворить.
Считает ошибочным вывод суда о том, что администрация города Полярные Зори не допустила бездействия в ходе организации рассмотрения заявления Прусаковых от 11.12.2015.
Полагает, что факт незаконного бездействия администрации установлен материалами прокурорской проверки, а также не оспаривался представителем административного ответчика как в письменном отзыве, так и в судебном заседании.
Указывает, что поскольку письменное обращение административных истцов содержало просьбу о защите прав граждан от действий гражданина Г.В.В., то органом местного самоуправления, не рассмотревшим заявление Прусаковой О.А., было допущено нарушение статьи 45 Конституции Российской Федерации.
Обращает внимание, что в результате незаконного бездействия административного ответчика нарушены личные неимущественные права административных истцов, в связи с чем они имеют право на компенсацию морального вреда на основании пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". При этом восстановление нарушенного права административных истцов возможно только путем отмены обжалуемого судебного решения.
В возражениях на апелляционную жалобу администрация г. Полярные Зори с подведомственной территорией просит решение суда оставить без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились истцы, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка, в силу статей 150-152, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не является препятствием к разбирательству дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями.
Судом установлено, что 11.12.2015 Прусаков В.И. по телефону обратился в отдел полиции с сообщением о том, что соседи производят ремонтные работы, которые мешают отдыхать (л.д. 59).
Указанное сообщение зарегистрировано в КУСП за N 4066 (л.д. 32).
В этот же день Прусакова О.А. обратилась в отдел полиции с заявлением о проведении проверки в отношении соседа Г.В.В., который в результате проводимого в квартире ремонта с применением технических средств создает повышенный шум (л.д. 60). Данное обращение зарегистрировано в КУСП от 11.12.2015 за N 4069 (л.д. 13,34).
Письмом заместителя начальника полиции по ООП МО МВД России "Полярнозоринский" N 51/10444 от 16.12.2015 Прусакова О.А. уведомлена о том, что по факту нарушения тишины в дневное время жильцом кв. N * д. * по ул. ... в г. ... , проведена проверка, в ходе которой вынесено решение о направлении материала в административную комиссию города Полярные Зори для решения вопроса о привлечении Г.В.В. к административной ответственности по факту административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6 Закона Мурманской области от 06.06.2003 N 401-01-ЗМО "Об административных правонарушениях" (л.д. 14).
В администрации города данный материал был зарегистрирован за N 6378 от 18 декабря 2015 года и передан для рассмотрения в Сектор гражданской обороны (л.д. 56).
25.02.2016 Прусакова О.А. обратилась с жалобой к прокурору города Полярные Зори об отсутствии решения по её заявлению, просила провести проверку соблюдения её прав должностными лицами административной комиссии администрации города и принять к виновным меры прокурорского реагирования (л.д. 15-16).
24.03.2016 старший помощник прокурора города Полярные Зори направил в адрес Прусаковой О.А. ответ N 143ж-2016, из содержания которого следует, что прокуратурой города рассмотрено обращение Прусаковой О.А., проведена проверка, в ходе которой установлено, что доводы о нарушениях административной комиссией администрации г. Полярные Зори прав заявителя не нашли своего подтверждения.
Вместе с тем, установлено, что материал проверки и заявление о привлечении Г.В.В. к административной ответственности поступил в администрацию города 18.12.2015 и передан для проверки и составления протокола руководителю сектора гражданской обороны. До 22.03.2016 указанный материал вместе с протоколом в административную комиссию для рассмотрения не поступал.
25.03.2016 по результатам проверки прокурором города в адрес главы муниципального образования г. Полярные Зори внесено представление N 4-159-2016 с требованием устранить и не допускать в дальнейшем выявленные нарушения, а также рассмотреть вопрос о привлечении должностного лица, допустившего нарушение законодательства к дисциплинарной ответственности (л.д. 64-65).
По результатам рассмотрения представления прокурора, должностное лицо было привлечено к дисциплинарной ответственности.
Судом также установлено, что определением специалиста 1 категории правового отдела администрации города Полярные Зори от 31 мая 2016 года отказано в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Г.В.В. на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
О привлечении виновного должностного лица за нарушение сроков составления протокола об административном правонарушении и об отказе в возбуждении дела в отношении Г.В.В. административным истцам было сообщено в письменном ответе от 02.06.2016 N 1951, полученным ими 04.06.2016 (л.д. 69).
Установив изложенные обстоятельства, и отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что администрацией города Полярные Зори не было допущено незаконного бездействия, выразившегося, по мнению истцов, в невозбуждении дела об административном правонарушении.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствуют обстоятельствам дела, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с нормами материального права.
Согласно части 1 статьи 1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьей 6 Закона Мурманской области от 06.06.2003 N 401-01-ЗМО "Об административных правонарушениях" предусмотрена административная ответственность за нарушение тишины и покоя граждан.
На основании статьи 18 указанного Закона Мурманской области, производство по делам об административных правонарушениях осуществляется в соответствии с разделом IV Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при этом согласно статье 19 Закона правом составления протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом, наделяются должностные лица органов местного самоуправления городских округов, в частности, об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6 Закона (пункт 14.1 статьи 19 Закона Мурманской области).
В соответствии с положениями статьи 20 Закона Мурманской области "Об административных правонарушениях" дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьей 6 настоящего Закона, рассматриваются административными комиссиями.
Распоряжением Министерства юстиции Мурманской области от 08.05.2015 N 67-р в муниципальном образовании город Полярные Зори с подведомственной территорией утвержден состав административной комиссии (л.д. 51-55).
Постановлением главы муниципального образования от 18.07.2014 N 833 определен перечень должностных лиц местного самоуправления, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях (л.д. 71-72, 73-74).
Из анализа приведенных выше положений закона следует, что возбуждение производства по делам об административных правонарушениях, в том числе, предусмотренных Законом Мурманской области "Об административных правонарушениях", относится к компетенции должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.
Основания и порядок возбуждения дела об административном правонарушении предусмотрены главой 28 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Частью 3 статьи 28.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях определено, что дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.
Из изложенного следует, что решение вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении отнесено законом к исключительной компетенции соответствующего должностного лица органа административной юрисдикции.
Администрация города Полярные Зори, как орган местного самоуправления, не уполномочена на возбуждение дел об административных правонарушениях, в том числе по статье 6 Закона Мурманской области "Об административных правонарушениях".
При таких данных нарушений прав истцов, выразившихся в невозбуждении дела об административном правонарушении, со стороны администрации города Полярные Зори, не усматривается, в связи с чем отсутствуют основания утверждать, что имело место незаконное бездействие органа местного самоуправления, повлекшее нарушение прав либо свобод заявителей.
Ссылка административных истцов на нарушение административным ответчиком положений Федерального закона 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" несостоятельна. Как следует из материалов дела Прусакова О.А. обратилась 11.12.2015 в отдел полиции с заявлением о привлечении гражданина Г.В.В. к административной ответственности в связи с нарушением последним тишины и покоя граждан. Непосредственно в администрацию города Полярные Зори с письменным заявлением в порядке указанного Федерального закона, не обращалась.
Положениями Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами (часть 1 статьи 1 Закона).
Между тем, установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (часть 2 статьи 1 Закона).
Таким Федеральным законом является Кодекс Российской Федерации об административных правоотношениях, следовательно, на правоотношения, возникшие в связи с обращением истцов в полицию о возбуждении дела об административном правонарушении, не могут распространяться нормы Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", поскольку они регулируются положениями Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Доводы апелляционной жалобы о том, что незаконное бездействие, допущенное администрацией города Полярные Зори, подтверждается материалами прокурорской проверки, безосновательны, поскольку таких выводов в материалах проверки не содержится, имеется указание на нарушение конкретным должностным лицом норм Кодекса РФ об административных правонарушениях, регулирующих порядок возбуждения дела об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствие бездействия органа местного самоуправления - администрации города Полярные Зори, выразившегося в том, что не было рассмотрено заявление в указанный истцами период о привлечении к административной ответственности гражданина Г.В.В.
В целом доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, являются следствием ошибочного толкования действующего законодательства, по существу сводятся к иному изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции.
Ссылок на доказательства и обстоятельства, имеющие правовое значение для рассматриваемого спора, требующие дополнительной проверки, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства РФ, являющимися основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Полярнозоринского районного суда Мурманской области от 21 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административных истцов Прусакова В.И. и Прусаковой О.А. по доверенности Горячева И.И. - без удовлетворения.
председательствующий:
судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.