Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе председательствующего Соскал О.М., судей Баутдинова М.Т. и Сат Л.Б., при секретаре Ажи А.В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Оюн А.А. к мэрии г. Кызыла о возложении обязанности по предоставлению детям места в дошкольном образовательном учреждении по апелляционной жалобе истца О юн А.А. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 21 июня 2016 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Тыва Соскал О.М., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва
установила:
Оюн А.А. обратилась в суд с вышеуказанным иском, мотивировав свои требования тем, что ее сыновья Э, состоит на учете для определения в муниципальное дошкольное образовательное учреждение на получение дошкольного образования под N, Н, под N. Несмотря на ее неоднократные обращения, место в детском саду для детей предоставлено не было.
Решением суда исковые требования Оюн А.А. удовлетворены частично. Суд обязал мэрию г. Кызыла предоставить места в дошкольном образовательном учреждении г. Кызыла Э, в течение одного месяца, а Н, в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с решением суда, истец Оюн А.А. подала апелляционную жалобу, в которой просит его изменить в части исключения срока исполнения ответчиком обязанности предоставить ее детям места в дошкольном образовательном учреждении г. Кызыла.
Выслушав пояснения истца и ее представителя, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Установлено, что истец Оюн А.А. является матерью несовершеннолетних Э и Н, которые поставлены на учет для получения путевки в детский сад г. Кызыла. Э, 25 ДД.ММ.ГГГГ, состоит на учете для определения в муниципальное дошкольное образовательное учреждение на получение дошкольного образования под N, Н, ДД.ММ.ГГГГ, под N (л.д.11,12).
Места в дошкольном образовательном учреждении детям Оюн А.А. не предоставлены.
Разрешая дело и удовлетворяя частично заявленные требования истца, суд первой инстанции с учетом возраста несовершеннолетних детей возложил обязанность на ответчика предоставить места в дошкольном учреждении Э, в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу, а Н, в течение года со дня вступления решения в законную силу.
Возлагая на ответчика обязанность предоставить несовершеннолетним детям истца места в дошкольном образовательном учреждении г.Кызыла, суд первой инстанции исходил из того, что государство и муниципальные образования в силу положений ст. 43 Конституции Российской Федерации, ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения, гарантировать конституционное право ребёнка на доступное дошкольное образование, закрепленное в Федеральном законе Российской Федерации "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации", а также в Федеральном законе Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации".
Исходя из положений, предусмотренных статьей 67 этого же Закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Как следует из материалов дела, дети Оюн А.А. достигли установленного законом возраста для получения дошкольного образования, а со стороны истца имело место обращение в департамент по образованию мэрии г. Кызыла о предоставлении места во внеочередном порядке в дошкольном учреждении в отношении сына Э (л.д. 13).
В подп. "в" п.1 Указа Президента РФ "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" от 7 мая 2012 N599 предусмотрено обеспечить достижение к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет.
С учетом положений Указа Президента РФ от 7 мая 2012 N599 с выводом суда о возложении обязанности на ответчика по предоставлению Э, места в дошкольном образовательном учреждении в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу судебная коллегия согласна с учетом возраста ребенка (5 лет 6 мес.), а также в связи с тем, что ребенок состоит в очереди для получения места в ДОУ 4 года и 4 месяца.
Судебная коллегия с решением суда в части возложения обязанности на ответчика предоставить место в дошкольном учреждении Н, в течение года со дня вступления решения в законную силу не согласна по следующим основаниям.
Реализация права на прием в образовательное учреждение в группу полного дня возможна лишь в определенном порядке, установленном законом и подзаконными нормативными актами. В отличие от общего образования, являющегося обязательным, где обучение детей начинается с достижения ими возраста 6,5 лет, дошкольное образование реализуется в первую очередь в семье. Поступление ребенка в дошкольные группы муниципальных образовательных учреждений возможно только в порядке, установленном органами местного самоуправления.
Судебная коллегия полагает, что внеочередное предоставление места Н, в группе полного дня ДОУ повлечет нарушение прав других детей, имеющих также право на получение места в ДОУ во внеочередном порядке или очередь которых наступила. Более того, судебная считает, что истец имеет право на обращение с заявлением о предоставлении места в группе кратковременного пребывания и его получение.
Ссылка истца на то, что семья относится к числу многодетных семей, отец детей является ветераном боевых действий не может являться основанием для предоставления места в ДОУ Н, во внеочередном порядке, так как очередь в группе полного дня в ДОУ имеется и среди тех, кто имеет право на получение места в ДОУ во внеочередном и в первоочередном порядке.
В письме Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 8 августа 2013 г. N 08-1063 "О рекомендациях по порядку комплектования дошкольных образовательных учреждений" установлен перечень детей, родителей (законных представителей), имеющих право на внеочередное зачисление ребенка в ДОУ. Так, на внеочередное зачисление ребенка в ДОУ имеют: дети граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; дети граждан из подразделений особого риска, а также семей, потерявших кормильца из числа этих граждан; дети прокуроров; дети судей; дети сотрудников Следственного комитета Российской Федерации (п.11 приложения).
Также в п. 12 приложения определен перечень детей, родителей (законных представителей), которые имеют право на первоочередное зачисление ребенка в учреждение. К числу детей, имеющих право на первоочередное зачисление ребенка в ДОУ, относятся дети из многодетных семей.
Однако, в ходе рассмотрения дела Оюн А.А. не представила доказательств того, что семья является многодетной.
В письме Департамента установлено, что внутри одной льготной категории (право на внеочередное или первоочередное зачисление ребенка в учреждение) заявления выстраиваются по дате подачи заявления.
Количество групп в учреждениях образования и их наполняемость определяется в соответствии с действующим законодательством, с учетом санитарных норм и условий образовательного процесса, предельной наполняемости.
На территории РФ действуют единые для всех субъектов РФ СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 (в ред. 27.08.2015).
Пунктом 1.9 СанПиН предусмотрено, что Количество детей в группах дошкольной образовательной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты - для групп раннего возраста (до 3-х лет) не менее 2,5 метров квадратных на 1 ребенка и для дошкольного возраста (от 3-х до 7-ми лет) - не менее 2,0 метров квадратных на одного ребенка.
Санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов дошкольных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также на дошкольные образовательные организации, осуществляющие услуги по развитию детей и дошкольные группы по уходу и присмотру (п. 1.4 СанПиН).
Так, пунктом 1.10 ранее действовавших СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" было предусмотрено, что количество детей в группах дошкольной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) - для ясельных групп не менее 2,5 метров квадратных на 1 ребенка, в дошкольных группах не менее 2,0 метров квадратных на одного ребенка.
В настоящее время количество групп в существующих ДОУ на территории г.Кызыла недостаточно для обеспечения всех нуждающихся, превышение количества воспитанников в детских учреждениях более установленных норм приведет к нарушению санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, установленных СанПиН 2.4.1.3049-13 и СанПиН 2.4.1.2660-10, которыми определено допустимое количество детей в группах. Прием в дошкольное учреждение детей свыше установленных предельных норм повлечет нарушение прав детей, посещающих дошкольное учреждение, а также нарушение условий выданной учреждению лицензии.
Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая то, что ребенок поставлен на учет с соблюдением требований законодательства, права на внеочередное, первоочередное определение в муниципальное дошкольное образовательное учреждение не имеет, кроме того, возраст ребенка (в настоящее время 1 год 4 месяца), судебная коллегия считает, что решение суда в части возложения обязанности по предоставлению Н, места в дошкольном образовательном учреждении в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу подлежит изменению с вынесением в этой части решения об отказе в удовлетворении иска.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 21 июня 2016 года в части предоставления Оюну Н, места в дошкольном образовательном учреждении в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу изменить и принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В остальной части решение оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 29 августа 2016 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.