Судья Волгоградского областного суда Коробицын А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении " ... "" Пушкаревой Елены Александровны на постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Волгоградской области Б.В.И. от 16 июня 2016 года N " ... "-Э и решение судьи Красноармейского районного суда г.Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ,
установил:
Постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды Волгоградской области Б.В.И. от 16 июня 2016 года N " ... " " ... " Пушкарева Елена Александровна признана виновной в совершении административного правонарушения предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и ей было назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с постановлением административного органа, " ... " Пушкарева Е.А. обратилась с жалобой в Красноармейский районный суд г.Волгограда, в которой просила отменить постановление административного органа от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением судьи Красноармейского районного суда г.Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ, постановление административного органа от ДД.ММ.ГГГГ было оставлено без изменения.
В настоящее время в жалобе поданной в областной суд " ... " Пушкарева Е.А. оспаривает законность и обоснованность постановления государственного инспектора в области охраны окружающей среды Волгоградской области Б.В.И. от ДД.ММ.ГГГГ и решения судьи Красноармейского районного суда г.Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ, просит их отменить, а производство по делу прекратить.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав " ... " Пушкареву Е.А., нахожу постановление административного органа от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Красноармейского районного суда г.Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ подлежащими изменению.
В силу положений ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
На основании ч.1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст.8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со ст. 11 названного Закона, индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
На основании ст. 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду.
Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
Данный порядок определен Приказом Минприроды РФ от 25 февраля 2010 года N50 "О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" (далее - Порядок).
Из п. 7 Порядка следует, что индивидуальные предприниматели и юридические лица (их филиалы и другие территориально обособленные подразделения), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы:
а) заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с указанием следующих сведений:
- полное и сокращённое наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, - для юридического лица.
б) проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанный индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 5 настоящего Порядка.
Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2010 года N717, полномочия по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещения переданы Росприроднадзору.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 года N400 Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы, а также утверждает нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (п. 5.5.9 Положения). На территории Волгоградской области уполномоченным органом является Управление Росприроднадзора по Волгоградской области.
Как следует из материалов дела в ходе проведенной прокуратурой Красноармейского района г. Волгограда проверки было установлено, что в нарушение требований ст.34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 11,14,18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п.7 Приказа Минприроды РФ от 25.02.2010 N 50 "О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение", ООО "Аквариус" осуществляется деятельность в области обращения с отходами без установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в отсутствие документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В результате осуществления хозяйственной деятельности у ООО "Аквариус" образуются собственные отходы: лампы ртутные, ртутнокварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства ФККО 47110101521, аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом ФККО 9 20 ПО 01 53 2, отходы производства металлов щелочных и щелочно-земельных (алюмосодержащий кек) ФККО 3 12 131 00000, ткани фильтровальные из синтетических волокон, загрязненные неорганическими веществами Фильтровальная ткань от фильтрации готового продукта) ФККО 4 43 221 00 00 0, мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) Ф1СКО 7 33 100 01 724 мусор и смет производственных помещений малоопасный ФККО 7 33210 01 72 4, обувь кожаная рабочая, утратившая потребительские свойства ФККО 4 03 101 00 52 4, противогазы в комплекте, утратившие потребительские свойства ФККО 491 102 21 52 4, резиновые перчатки, утратившие потребительские свойства, незагрязненные ФККО 431 141 01 20 4, изделия текстильный прорезиненные, утратившие потребительские свойства, незагрязненные ФККО 4 31 130 01 52 4, отходы тары, упаковки и упаковочных материалов из полипропилена, загрязненные прочими химическими продуктами ФККО 4 38 129 00 00 0, спецодежда из синтетических и искусственных волокон, утратившая потребительские свойства, незагрязненная ФККО 40214001624, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства ФККО 4 05 122 02 60 5, отходы пленки полипропилена и изделий из нее незагрязненные Ф1СКО 4 34 120 02 29 5, лом и отходы стальных изделий незагрязненные ФККО 4 61 200 01 51 5, шланги и рукава из вулканизированной резины, утратившие потребительские свойства, незагрязненные ФЮСО 431 ПО 02 51 5.
На момент проведения проверки ДД.ММ.ГГГГ у предприятия не имелось разработанного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Указанные нарушения, допущенные должностным лицом - " ... " Пушкаревой Е.А., квалифицирующиеся по ст. 8.2 КоАП РФ, подтверждаются актом проверки от 27.04.2016г., постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 29.04.2016г.
Таким образом, " ... " Пушкаревой Е.А. обоснованно было вменено осуществление деятельности в области обращения с отходами без установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, за что предусмотрена административная ответственность по ст. 8.2 КоАП РФ.
Кроме того, помимо указанных нарушений " ... " Пушкаревой Е.А., было вменено отсутствие паспортов на отходы I - IV класса опасности, образующихся в ходе хозяйственной деятельности предприятия на все виды отходов.
В соответствии с пунктами 1, 3 ст. 14 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Порядок проведения паспортизации отходов I - IV класса опасности устанавливается Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 N 712.
При этом, по мнению заместителя прокурора Красноармейского района г. Волгограда Ф.И.Ю. вынесшей постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ и государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Волгоградской области Б.В.И. вынесшего постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ, при отнесении отходов к конкретному классу опасности " ... " Пушкарева Е.А, должна была руководствоваться Приказом МПР от 05.12.2014 года N541 " Порядок отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности".
Вместе с тем, с такими выводами прокурора и административного органа согласиться нельзя.
На основании пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" подтверждения отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 данного Федерального закона, не требуется.
Согласно перечню отходов образующихся в результате осуществления хозяйственной деятельности у ООО "Аквариус", подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, не требуется, поскольку отходы общества включены в федеральный классификационный каталог отходов.
Что касается Приказа МПР от 05.12.2014 года N541 "Порядок отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности" на который ссылаются должностные лица административного органа, то Решением Верховного Суда РФ от 01.07.2016 N АКПИ16-453 абзац второй пункта 5, подпункт "е" пункта 6, абзац второй пункта 13, пункт 15, абзацы второй и третий пункта 19 положения Приказа Минприроды России от 05.12.2014 N 541были признаны недействующими, поскольку не соответствовали Федеральному закону от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", имеющему большую юридическую силу.
Отсюда следует, что ссылки административного органа о том, что " ... " Пушкарева Е.А при отнесении отходов к конкретному классу опасности, должна была руководствоваться Приказом МПР от 05.12.2014 года N541 " Порядок отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности", являются необоснованными, поскольку в данном случае должен быть применен пункт 2 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Таким образом, судья вышестоящей инстанции приходит к выводу о необходимости исключения выводов о вине " ... " Пушкаревой Е.А., выразившейся в отсутствии паспортов на отходы I - IV класса опасности, образующихся в ходе хозяйственной деятельности предприятия на все виды отходов, поскольку на основании пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" подтверждения отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 данного Федерального закона, не требуется.
В соответствии с пунктом 2 части 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
При изложенных обстоятельствах постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Волгоградской области Б.В.И. от ДД.ММ.ГГГГ N " ... "-Э и решение судьи Красноармейского районного суда г.Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в отношении генерального директора ООО "Аквариус" Пушкаревой Е.А. подлежат изменению в части исключения выводов о виновности " ... " Пушкаревой Е.А. в отсутствии паспортов на отходы I - IV класса опасности, образующихся в ходе хозяйственной деятельности предприятия на все виды отходов.
В остальной части постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Волгоградской области Б.В.И. от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " и решение судьи Красноармейского районного суда г.Волгограда от 10 августа 2016 года, подлежат оставлению без изменения.
На основании выше изложенного и руководствуясь ст. 30.6 - 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Волгоградской области Б.В.И. от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " и решение судьи Красноармейского районного суда г.Волгограда от 10 августа 2016 года, в отношении " ... " Пушкаревой Е.А. изменить, исключив из них выводы о виновности " ... " Пушкаревой Е.А. в отсутствии паспортов на отходы I - IV класса опасности, образующихся в ходе хозяйственной деятельности предприятия на все виды отходов.
В остальной части постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Волгоградской области Б.В.И. от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " и решение судьи Красноармейского районного суда г.Волгограда от 10 августа 2016 года, оставить без изменения.
Судья Волгоградского
областного суда подпись Коробицын А.Ю.
" ... "
" ... "
" ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.