судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего: Ванюхина Н.Н.
судей: Марчукова А.В., Петрушенко Ф.П.,
при секретаре: Бобровской Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области в интересах ФИО1 к Государственному учреждению - Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности по предоставлению технических средств реабилитации,
по апелляционной жалобе ФИО1 и апелляционному представлению Михайловского межрайонного прокурора,
на решение Центрального районного суда Волгоградской области от 23 мая 2016 года, которым
было отказано в удовлетворении искового заявления Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области в интересах ФИО1.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Марчукова А.В., выслушав прокурора Мамину Н.Л., не поддержавшую доводы апелляционного представления и жалобы, представителя ГУ ВРО ФСС РФ по доверенности ФИО2, полагавшего, что жалоба и апелляционное представление не подлежат удовлетворению, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Михайловский межрайонный прокурор Волгоградской области в интересах ФИО1 обратился с иском к ГУ ВРО ФСС РФ о возложении обязанности по предоставлению технических средств реабилитации.
В обоснование заявленных требований указал, что ФИО1 является инвалидом " ... " группы и в соответствии с индивидуальной программой реабилитации бюро МСЭ N " ... " ФКУ "ГБ МСЭ по Волгоградской области" N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ, нуждается в предоставлении технических средств реабилитации в виде пары ремешков для крепления мочеприемников к ноге в количестве " ... "-ой штуки, мочеприемника ножного дневного в количестве " ... "-го штуки, уропрезерватива самоклеющегося в количестве " ... "го штуки, мочеприемника прикроватного в количестве " ... "-го штуки.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в филиал N " ... " ГУ ВРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении рекомендованных ему технических средств реабилитации. Однако до настоящего времени данными техническими средствами не обеспечен.
На основании изложенного, с учетом уточненных исковых требований просил возложить обязанность на ГУ ВРО ФСС РФ по обеспечению ФИО1 парой ремешков для крепления мочеприемников к ноге в количестве " ... " штуки, мочеприемником ножным дневным в количестве " ... " штуки, уропрезервативом самоклеющимся в количестве " ... " штук, мочеприемником прикроватным в количестве " ... " штуки в соответствии с нормативами, установленными приказом Минтруда России от 24 мая 2013 г. N 215н "Об утверждении сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены" на основании поданного им заявления от ДД.ММ.ГГГГ
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 и в апелляционном представлении Михайловский межрайонный прокурор оспаривают законность и обоснованность решения суда и просят его отменить, как постановленное с нарушением норм материального права. Полагают, что судом не принято во внимание, что после обращения ФИО1 в ГУ ВРО ФСС РФ для получения технических средств реабилитации, до настоящего времени ими не обеспечен.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
Статьями ст. 39, 41 Конституции РФ закреплено право граждан на охрану здоровья и социальное обеспечение в случае болезни и инвалидности.
Согласно ст.ст. 10, 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р утвержден Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
В соответствии с п. 22 Перечня, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р к техническим средствам реабилитации отнесены, в том числе специальные средства при нарушениях функций выделения (моче - и калоприемники).
В силу положений Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов", обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется на основании индивидуальных программ реабилитации, разрабатываемых учреждениями медико-социальной экспертизы по месту жительства, инвалида и определяется Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и Отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240.
В соответствии с п.п. 2,6, 16 Правил утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240, обеспечение инвалида техническим средством реабилитации, рекомендованным индивидуальной программой реабилитации, осуществляется бесплатно организацией, отобранной территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида, уполномоченным на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
Согласно ч. 6 ст.11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации технические средства реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном ч. 14 ст. 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2011 г. N 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации.
Как следует из материалов дела, ФИО1 является инвалидом " ... " группы.
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 подлежит обеспечению техническими средствами реабилитации в виде пары ремешков для крепления мочеприемников к ноге, мочеприемника ножного дневного, уропрезерватива самоклеющегося, мочеприемника прикроватного.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в филиал N " ... " ГУ ВРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении рекомендованных ему технических средств реабилитации.
Из заявления от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 ознакомлен с Приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2011 г. N 57н "Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации".
Средства технической реабилитации, которыми ФИО1 не был обеспечен своевременно, необходимы ему в соответствии с их предназначением периодически для ежедневного применения и в том количестве, предусмотренном программой реабилитации инвалида в соответствии с которой, ФИО1 должны быть предоставлены: пары ремешков для крепления мочеприемников к ноге в количестве " ... " штуки, мочеприемников ножных дневных в количестве " ... " штуки, уропрезервативов самоклеющихся в количестве " ... " штук, мочеприемников прикроватных в количестве " ... " штуки в год.
Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела, исследованными в судебном заседании.
Отказывая в удовлетворении заявления Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области в интересах ФИО1 суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями ст. ст. 10, 11.1, ч. 6 ст.11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2011 г. N 57н и исходил из того, что законом не предусмотрена возможность по обеспечению инвалида специальными средствами необходимыми в соответствии с их предназначением (гигиеническими средствами) за прошедшее время.
В этой связи, прокурор вправе требовать только взыскания денежных средств за не предоставленные инвалиду технические средства реабилитации.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.
Доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления о незаконности оспариваемого решения, со ссылкой на заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ему технических средств реабилитации являются не состоятельными, поскольку в рамках возникшего спора нарушенное право ФИО1 не подлежит восстановлению путем предоставления ему технических средств реабилитации за предыдущий период.
Иные доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления, также являются необоснованными и не опровергают выводов суда.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствие с требованиями процессуальных норм. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом также допущено не было.
Судебное постановление по делу не препятствует подаче иска к ответчику о взыскании компенсации за не предоставленные технические средства реабилитации.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы и апелляционного представления, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ по иску Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области в интересах ФИО1 к Государственному учреждению - Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности по предоставлению технических средств реабилитации оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 и апелляционное представление Михайловского межрайонного прокурора, оставить без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Верно:
Судья Волгоградского
Областного суда А.В. Марчуков
судья " ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.