Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Сергеева С.С.,
судей Балашовой И.Б., Антропова Е.А.,
при секретаре Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Краснооктябрьского района г. Волгограда в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации Волгограда о возложении обязанности устранить нарушения действующего законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
по апелляционной жалобе представителя комитета дорожного хозяйства, благоустройства и охраны окружающей среды администрации Волгограда Ковалева В.В.
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 4 июля 2016 года, которым постановлено:
требования прокурора Краснооктябрьского района г. Волгограда в интересах неопределенного круга лиц к администрации Волгограда о возложении обязанности по проведению работ - удовлетворить.
Возложить на администрацию Волгограда обязанность устранить нарушения законодательства в сфере безопасности дорожного движения согласно требованиям ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", а именно организовать проведение работ по ремонту повреждений асфальтобетонного покрытия на проезжей части автомобильных дорог:
напротив дома N 18 по ул. Богунская г. Волгограда длиной - 20 см, шириной - 75 см, глубиной - 6 см;
напротив дома N 13 по ул. Башкирская г. Волгограда длиной - 25 см, шириной - 70 см, глубиной 7 см;
напротив дома N 10 по ул. Вершинина г. Волгограда длиной - 25 см, шириной - 90 см, глубиной 8 см
в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Балашовой И.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Краснооктябрьского района г. Волгограда в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, указывая на то, что прокуратурой совместно с сотрудником ОГИБДД проведена проверка соблюдения законодательства о дорожной деятельности на территории Краснооктябрьского района г. Волгограда, в ходе которой установлен, что всем протяжении автомобильных дорог по улицам Богунская, Башкирская, Вершинина г. Волгограда имеются повреждения асфальтобетонного покрытия. Так у люков колодцев напротив дома N 18 по ул. Богунская г. Волгограда повреждения асфальтобетонного покрытия составляют по длине - 20 см, ширине 75 см, глубине - 6 см. Напротив дома N 13 по ул. Башкирская г. Волгограда длиной - 25 см, шириной - 70 см, глубиной 7 см; на проезжей части по ул. Вершинина г. Волгограда, напротив дома N 10 имеются повреждения асфальтобетонного покрытия по длине - 25 см, ширине - 90 см, глубине - 8 см, которые превышают предельно допустимые нормы ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы, требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", что подтверждается актом проверки с фототаблицей.
Согласно перечню автомобильных дорог общего пользования местного значения Волгограда, утверждённого постановлением главы Волгограда 16 октября 2008 года N2143, вышеуказанные улицы, относятся к дорогам общего пользования местного значения.
Полагал, что неисполнение администрацией Волгограда требований законодательства о безопасности дорожного движения в части не приведения в соответствие дорожного покрытия автомобильной дороги по ул. Богунская, ул.Башкирская и ул. Вершинина г. Волгограда согласно требований ГОСТ Р влечёт повышение аварийности на дорогах, угрозу причинения имущественного ущерба автовладельцам, создаёт реальную угрозу жизни и здоровью неопределённого круга лиц.
Сославшись на указанные обстоятельства, просил обязать администрацию Волгограда устранить нарушения действующего законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в Краснооктябрьском районе г. Волгограда согласно требованиям ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы, требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а именно: осуществить ремонт асфальтобетонного покрытия на проезжей части автомобильных дорог: напротив дома N 18 по ул. Богунская г. Волгограда длиной - 20 см, шириной - 75 см, глубиной - 6 см; напротив дома N 13 по ул. Башкирская г. Волгограда длиной - 25 см, шириной - 70 см, глубиной 7 см; напротив дома N 10 по ул. Вершинина г. Волгограда длиной - 25 см, шириной - 90 см, глубиной 8 см.
Судом постановлено указанное выше решение.
Не согласившись с постановленным судом решением, представитель комитета дорожного хозяйства, благоустройства и охраны окружающей среды Ковалев В.В. обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новое решение об оставлении без удовлетворения заявленных прокурором Краснооктябрьского района г. Волгограда требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме (ч. 1 ст. 308 КАС РФ), выслушав прокурора отдела прокуратуры Волгоградской области Мамину Н.Л., судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - ФЗ "О безопасности дорожного движения) обеспечение безопасности дорожного движения - это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Согласно ст. 5 указанного Закона обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством осуществления государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований (п. 4 ст. 6 ФЗ "О безопасности дорожного движения).
Согласно ч. 1, 2 ст. 12 ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения, обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно п. 3.1. ГОСТ Р 50597-93- 3.1.1. - покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. 3.1.2. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
Как следует из ч.1 ст. 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также с п.п. 5 ст. 5 Устава города-героя Волгограда, утвержденного Постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 29 июня 2005 года N 20/362, к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 9 ст. 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации" автомобильными дорогами общего пользования местного значения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения;
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как правильно было определено судом первой инстанции, основываясь на вышеприведенных нормах законодательства, обязанность по содержанию и ремонту автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения возложена на органы местного самоуправления.
Исходя из этого, мероприятия, направленные на устранение нарушений действующего законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на дорогах местного значения должны быть исполнены администрацией города Волгограда.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, 13 апреля 2016 года прокуратурой Краснооктябрьского района Волгограда совместно с и.о. государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД УМВД РФ по г. Волгограду проведена проверка состояния дорожного покрытия, в результате которой установлено, что на всем протяжении проезжей части автомобильных дорог по ул. Богунская, ул. Башкирская, ул. Вершинина г. Волгограда, имеются повреждения асфальтобетонного покрытия дороги, в том числе у люков колодцев. Напротив дома N 18 по ул. Богунская составляют по длине - 20 см, ширине - 75 см, глубине - 6 см. Напротив дома N 13 по ул. Башкирская составляют по длине - 25 см, ширине - 70 см, глубине 7 см; напротив дома N 10 по ул. Вершинина составляют по длине - 25 см, ширине - 90 см, глубине 8 см в нарушение п.п. 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93. Указанные размеры превышают предельно допустимые нормы ГОСТ Р 50597-93 г. "Автомобильные дороги и улицы, требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения".
Согласно перечню автомобильных дорог общего пользования местного значения Волгограда, утверждённому Постановлением Главы администрации от 16 октября 2008 года N 2143 (в ред. 21 марта 2014 года), улицы Богунская (идентификационный N 18 401 380 ОП МГ 078), Башкирская (идентификационный N18 401 380 ОП МГ 073) и Вершинина (идентификационный N18 401 380 ОП МГ 123) относятся к улицам и дорогам местного значения.
На момент обследования, меры по своевременному устранению помех в дорожном движении на проезжей части дороги не приняты.
В ходе судебного разбирательства доказательств устранения указанных нарушений ответчиком не представлено. Не представлено и доказательств тому, что участки указанных дорог соответствует требованиям ГОСТа Р 50597-93 г. "Автомобильные дороги и улицы, требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения".
Поскольку со стороны органа местного самоуправления имеется нарушение требований федерального законодательства, а также Устава города-героя Волгограда об исполнении обязанности по решению вопросов местного значения, а именно по обеспечению безопасности дорожного движения, заявленные прокурором требования являются обоснованными и правильно удовлетворены судом.
В данном случае требования прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав жителей Волгограда на безопасные условия дорожного движения.
Довод апелляционной жалобы о том, что Положения Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования", на которые сослался суд, не являются обязательными и подлежат применению на добровольной основе, не может быть принят судебной коллегией во внимание, поскольку в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 46 ФЗ "О техническом регулировании" требования указанного ГОСТа являются обязательными для организаций и лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что в 2015 и 2016 годах органом местного самоуправления организовано содержание дорог местного значения в рамках постановления администрации Волгограда от 26 июня 2015 года N 890 " Об утверждении ведомственной целевой программы "Строительство, реконструкция и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения Волгограда в 2015-2016 годах с учетом мероприятий по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в связи с подготовкой к проведению чемпионата мира по футболу в 2018 году в Волгоградской области", субсидирования в соответствии с постановлением администрации Волгограда от 26 декабря 2014 года N 1699 "Об утверждении порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) индивидуальным предпринимателям в целях затрат на содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории городского округа город-герой Волгоград", муниципального контракта N 42 от 25 апреля 2016 года, заключенного МУ "Комдострой" с МУП "ДСЭР Советского района" на содержание улично-дорожной сети Ворошиловского, Дзержинского, Краснооктябрьского, Тракторозаводского районов автомобильных дорог местного значения; субсидирования МБУ "Северное", не принимается судебной коллегией во внимание, поскольку данное обстоятельство не определяет наличие или отсутствие необходимости в выполнении этих работ, так как приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, является одним из принципов обеспечения безопасности дорожного движения (статья 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ (ред. от 28 декабря 2013 года) "О безопасности дорожного движения").
Иных правовых оснований, влекущих за собой отмену решения суда, апелляционная жалоба не содержит, судебная коллегия их не установила.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда Волгограда от 4 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя комитета дорожного хозяйства, благоустройства и охраны окружающей среды администрации Волгограда Ковалева В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.