Волгоградский областной суд
в составе председательствующего судьи: Кубасова И.Г.
при секретаре: Кердан Л.Н.
рассмотрев 02 августа 2016 года в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бедоева Ч.Ш., Кошкина Е.И. и Лизенко В.И. к Комитету по управлению государственным имуществом Волгоградской области и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
установил:
Бедоев Ч.Ш., Кошкин Е.И. и Лизенко В.И. (далее административные истцы) 24 марта 2016 года обратились в Волгоградский областной суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N " ... ", площадью 264 кв.м., расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости в размере.
В обоснование требований указано, что административные истцы являются арендаторами указанного земельного участка. Установленная кадастровая стоимость земельного участка в несколько раз превышает рыночную стоимость, что возлагает на них обязанность по уплате арендной платы в необоснованно завышенном размере.
Административные истцы, извещенные о времени и месте слушания дела, в суд не явились, причины неявки суду неизвестны.
От представителя административных истцов Ненашева М.М. поступило ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие. В ходатайстве также указано, что представитель административных истцов на заявленных требованиях настаивает.
От административных ответчиков Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области поступили ходатайства с просьбой рассмотреть дело в отсутствие их представителей. В ходатайствах административных ответчиков также указано, что при вынесении решения они полагаются на усмотрение суда.
Заинтересованное лицо администрация Волгограда явку представителя в судебное заседание не обеспечила, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом.
Учитывая, что неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной, суд принял решение о рассмотрении дела в их отсутствие (ч. 4 ст. 247 КАС РФ).
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований к удовлетворению заявленных требований в силу следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Пунктом 3 ст. 66 ЗК РФ предусмотрено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), глава III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
Из материалов дела следует, что 21 ноября 2008 года администрацией Волгограда " ... " в аренду предоставлен земельный участок с кадастровым номером N " ... ", площадью 264 кв.м., расположенного по адресу: "адрес". Срок аренды установлен три года. Дополнительным соглашением от 07 марта 2013 года к указанному договору внесены изменения в части состава арендаторов: вместо " ... " арендаторами определены Бедоев Ч.Ш., Кошкин Е.И. и Лизенко В.И., срок аренды установлен на пять лет (л.д. 16-34).
Данный земельный участок относится к категории земель "Земли населённых пунктов, с разрешенным видом использования - для размещения автосервиса для обслуживания транспорта".
Вышеназванным договором аренды подтверждается, что размер арендной платы в отношении спорного земельного участка исчисляется с учетом его кадастровой стоимости. Следовательно определение в отношении спорного объекта недвижимости кадастровой стоимости влияет на размер обязанности арендаторов по уплате арендной платы, в связи с чем у административных истцов имеется правовая заинтересованность в установлении кадастровой стоимости в размере равной рыночной стоимости.
Приказом Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 27 октября 2015 г. N 46-н "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Волгоградской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Волгоградской области, датой утверждения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Волгоградской области является 01 января 2015 года.
В силу указанного нормативного правового акта, а также данных кадастровой справки (л.д. 35), сообщения ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области (л.д. 165) датой определения кадастровой стоимости спорного земельного участка является - 01 января 2015 года. Кадастровая стоимость определена в размере " ... ".
Из положений статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности следует, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно положениям ч. 1 ст. 62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 6 КАС РФ, закрепляющими принцип состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В подтверждение заявленных требований административными истцами суду был представлен отчет " ... " согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N " ... " по состоянию на 1 января 2015 года определена равной " ... " рублей (л.д. 36-136).
Указанный отчет получил положительное экспертное заключение " ... " N N " ... " от 23.03.2016г., из которого следует, что отчет соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (том 1 л.д. 118-138).
Суд находит представленный в материалы дела отчёт в полной мере соответствующим требованиям Закона об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки. Так, выводы оценщика о рыночной стоимости земельного участка сделаны на основе сравнительного подхода с использованием сведений о продаваемых объектах-аналогах, опубликованных в открытых источниках информации, с применением корректирующих коэффициентов. Оценка стоимости земельного участка произведена оценщиком П.М.В., который является членом " ... " и имеет соответствующий диплом о профессиональной подготовке, профессиональная деятельность страховщика застрахована.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о занижении оценщиком рыночной стоимости земельного участка либо о наличии объективных сомнений по поводу достоверности проведенной оценки, суду не представлено.
Административные ответчики по делу и заинтересованные лица возражений о несогласии с заявленными требованиями по мотиву необоснованного снижения кадастровой стоимости объекта оценки суду не представили, как не представили и доказательств того, что величина рыночной стоимости спорного объекта оценки установлена неверно. При таких обстоятельствах заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст.175-180, 249 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Бедоева Ч.Ш., Кошкина Е.И. и Лизенко В.И. к Комитету по управлению государственным имуществом Волгоградской области и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, поступившее в Волгоградский областной суд 22 июня 2016 года, удовлетворить в полном объёме.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N " ... ", площадью 264 кв.м., расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 01 января 2015 года в размере равном его рыночной стоимости " ... " рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Волгоградского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: И.Г. Кубасов
Мотивированное решение изготовлено 02 августа 2016 года
Судья: И.Г. Кубасов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.