Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Образцова О.В.,
судей Вахониной А.М., Арсеньевой Н.П.,
при секретаре Кустовой Д.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Кобозева Н.Н. на решение Сокольского районного суда Вологодской области от 01 июня 2016 года, которым в удовлетворении исковых требований Кобозеву Н.Н. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сокол Вологодской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, отказано.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Образцова О.В., объяснения Кобозева Н.И., представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сокол Вологодской области по доверенности Горбачевой С.А., судебная коллегия
установила:
решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сокол Вологодской области (далее - ГУ-УПФ Российской Федерации в г. Сокол, пенсионный орган) N ... от "ДАТА" Кобозеву Н.И. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с частью 6 пунктом 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ) со ссылкой на отсутствие у него требуемых 15 календарных лет работы в районах Крайнего Севера, в который не включен период прохождения срочной военной службы по призыву в рядах Советской Армии, так как после нее следовала служба по контракту, а не работа.
Оспаривая правомерность принятого решения, Кобозев Н.И. обратился в суд с иском к ГУ-УПФ Российской Федерации в г. Сокол, с учетом уточнения исковых требований просил отменить решение пенсионного органа N ... от "ДАТА"; обязать ответчика включить в стаж работы в районах Крайнего Севера период прохождения военной службы с 04 января 1980 года по 22 февраля 1985 года и назначить досрочную страховую пенсию по старости. Требования мотивировал тем, что на основании статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" период прохождения военной службы подлежит включению в специальный трудовой стаж.
В суде первой инстанции истец Кобозев Н.И. исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ-УПФ Российской Федерации в г. Сокол в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Представлен отзыв, согласно которым исковые требования не подлежат удовлетворению по мотивам, указанным в решении об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе Кобозев Н.И. ставит вопрос об отмене решения суда по мотиву неправильного применения норм материального права, указывая, что ранее действовавшее законодательство, а именно Закон РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" и Указания Министерства социального обеспечения РСФСР от 01 октября 1991 года N 1-98-У, предусматривали возможность включения в специальный стаж периода сверхсрочной военной службы.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив возражения ГУ-УПФ Российской Федерации в г. Сокол, полагает, что решение принято судом в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, правил их исчисления, перерасчетов, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Федеральный законодатель в пункте 6 пункта 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", определилусловия назначения страховой пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста лицам, осуществляющим трудовую деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в том числе закрепил минимальную продолжительность стажа работы в указанных районах, согласно которых страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Из материалов дела следует, что с 01 ноября 1977 года по 04 января 1980 года Кобозев Н.И. проходил срочную военную службу по призыву в рядах Советской Армии (л.д. 6), с 05 января 1980 года по 22 февраля 1985 года проходил сверхсрочную службу в войсковой части N ... , дислоцировавшейся в "адрес" (л.д. 7, 32).
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу статьи 12 названного федерального закона в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, установлены условия для включения периодов в соответствующий стаж, согласно которым в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (пункт 4)
При этом действующим законодательством зачет периодов прохождения военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера не предусмотрен. Периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" учитываются только в страховой стаж.
Таким образом, период прохождения военной службы включается в страховой стаж и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и не может быть включен в специальный трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера при определении права на пенсию в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Ранее действовавшим пенсионным законодательством время военной службы также засчитывалось только в общий стаж работы и не включалось в специальный стаж, что следует из смысла ст. ст. 14, 88 и 90 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, решение законодателя не включать периоды прохождения указанной службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 октября 2006 года N 380-О, от 29 сентября 2011 года N 1040-О-О, от 25 января 2012 года N 19-О-О, от 24.09.2012 N 1505-О и др.).
Кроме того, абзацем 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" также предусмотрено, что время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы.
С учетом вышеназванных норм закона в совокупности с представленными материалами дела судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции об отказе Кобозеву Н.И. в удовлетворении исковых требований законными и обоснованными.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене или изменению решения, поскольку они направлены на неправильное толкование норм действующего законодательства, иную оценку представленных доказательств, выводов суда, но не опровергают их.
Судебная коллегия считает, что обстоятельства дела судом установлены полно и правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, нормы действующего законодательства применены судом верно. Процессуальных нарушений, которые могут служить основанием к отмене решения, судебная коллегия также не усматривает.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сокольского районного суда Вологодской области от 01 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кобозева Н.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий: О.В. Образцов
Судьи: А.М. Вахонина
Н.П. Арсеньева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.