Судебная коллегия по административным делам Вологодского областного суда в составе
председательствующего Охапкиной Г.А.,
судей Жидковой О.В., Коничевой А.А.,
при секретаре Лабутиной Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Бубнова В.Н. на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 23.05.2016, которым в удовлетворении требований Бубнову В.Н. отказано.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Жидковой О.В., объяснения административного истца Бубнова В.Н., представителей административных ответчиков Главного управления МЧС России по Вологодской области Лавренко М.Э., Жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Вологодской области Козлякова Г.А., заинтересованного лица Бубновой Л.А., судебная коллегия
установила:
решением жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Вологодской области от 21.01.2016, оформленным протоколом N ... , Бубнов В.Н. составом семьи четыре человека снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, на котором состоял с 28.11.1988, в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения более 10 кв.м на каждого члена семьи (л.д. 54-55).
22.03.2016 Бубнов В.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к Главному Управлению МЧС России по Вологодской области, Жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Вологодской области об оспаривании решения.
В обоснование требований указал на отсутствие оснований для снятия его семьи с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку обеспеченность его и членов его семьи жилой площадью составляет менее 9,5 кв.м на человека. При этом действующие нормы общей площади жилого помещения на одного члена семьи не должны учитываться. Полагал, что основания, которые до 01.03.2005 позволяли состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, не отпали.
Просил суд признать незаконным решение Жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Вологодской области от 21.01.2016 о снятии его составом семьи четыре человека с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и восстановить в очереди.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе Бубнов В.Н. ставит вопрос об отмене решения суда ввиду нарушения норм материального и процессуального права, просит принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании апелляционной инстанции административный истец Бубнов В.Н. доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда отменить, принять по делу новое решение .
В судебном заседании апелляционной инстанции представители административных ответчиков Главного Управления МЧС России по Вологодской области Лавренко М.Э., Жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Вологодской области Козляков Г.А., действующие на основании доверенности, возражали против удовлетворения апелляционной жалобы и просили решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании апелляционной инстанции заинтересованное лицо Бубнова Л.A., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Б.А.В., полагала требования Бубнова В.Н. подлежащими удовлетворению.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции заинтересованное лицо Бубнов Д.В., будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, что подтверждается почтовым уведомлением, не явился в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает, что решение вынесено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Разрешая спор и отказывая Бубнову Д.В. в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что добровольно согласившись на получение жилого помещения меньшей площадью, административный истец тем самым реализовал свое право на жилище и утратил право состоять в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда ввиду следующего.
Из материалов дела следует, что Бубнов В.Н. в период с 15.01.1988 по 31.07.2014 проходил службу в подразделениях Государственной противопожарной службы МВД России и МЧС России. Общая выслуга лет по состоянию на 31.07.2014 составила 27 лет 10 месяцев 03 дня (л.д. 56-59).
С 28.11.1988 Бубнов В.Н. состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий составом семьи два человека (л.д. 114), а с 12.03.1999 на основании решения жилищно-бытовой комиссии УГПС УВД Вологодской области, составом семьи четыре человека (л.д. 115).
Решением жилищно-бытовой комиссии УГПС УВД Вологодской области от 13.07.2000 Бубнову В.Н. на состав семьи четыре человека, включая супругу, сына и дочь, выделена двухкомнатная квартира по адресу: "адрес", жилой площадью 29,1 кв.м (л.д. 120). При этом Бубнов В.Н. с семьей оставлен в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Лицевым счетом N ... и извлечением из технического паспорта на квартиру в жилом доме подтверждается, что общая площадь квартиры по адресу: "адрес" составляет 54,9 кв.м, жилая - 29,1 кв.м (л.д. 11, 12).
С 10.11.2000 по настоящее время административный истец и члены его семьи (супруга - Бубнова Л.А., дочь - Б.А.В., сын - Бубнов Д.В.) зарегистрированы и проживают по указанному адресу (л.д. 36).
06.06.2007 Управлением Росреестра по Вологодской области на основании договора на передачу квартиры в собственность граждан от 09.10.2006 зарегистрировано право общей долевой собственности Бубновой Л.А., Б.А.В. и Бубнова Д.В. на указанное жилое помещение (по 1/3 доли в праве) (л.д. 46-50).
Решением жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Вологодской области от 21.01.2016 Бубнов В.Н. составом семьи четыре человека снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В суде Бубнов В.Н. ставит вопрос о незаконности снятия его и членов его семьи с очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий со ссылкой на пункт 21 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений на территории Вологодской области, утвержденных Постановлением Главы Администрации Вологодской области и Президиума Областного Совета профессиональных союзов от 11.02.1992 N 91, в соответствии с которым граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения, т.е. 9,5 кв.м (а в отдельных случаях согласно пункту 42 - 8 кв.м), и отпали другие основания для предоставления жилого помещения.
Доводы административного истца представляются судебной коллегии неосновательными в силу следующего.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
Основания для снятия граждан с учета, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 01.03.2005, установлены частью 2 статьи 6 Вводного закона.
В силу указанной нормы граждане, принятые на учет до 01.03.2005 в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Аналогичная норма закреплена и в пункте 14 Порядка учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы, нуждающихся в жилых помещениях и предоставлениям им жилых помещений, утвержденного приказом МЧС Росси от 12.01.2012 N 5.
По смыслу указанных выше положений закона, Бубнов В.Н., поставленный на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до 01.03.2005, мог быть снят с этого учета либо по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до 01.03.2005, давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Согласно статье 28 Жилищного кодекса РСФСР граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имели право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, которые до 01.03.2005 давали право на получение жилого помещения по договору социального найма, были установлены в статье 29 Жилищного кодекса РСФСР, согласно пункту 1 части 1 которой нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Постановлением Главы Администрации Вологодской области и Президиума Областного Совета профессиональных союзов от 11.02.1992 N 91 об утверждении Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений на территории Вологодской области, в приложении N 2 установлены учетные нормы при постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, согласно которым, учетная норма жилой площади на одного человека по г.Вологде с момента принятия названного Постановления и вплоть до 01.03.2005 составляла 7 кв.м.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохранялось за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи, в соответствии с пунктом 1 которой граждане подлежали снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.
Бубнову В.Н. в качестве улучшения жилищных условий решением жилищно-бытовой комиссии УГПС УВД Вологодской области от 13.07.2000 было предоставлено жилое помещение в виде отдельной двухкомнатной квартиры, общая площадь которой составляла 54,9 кв.м, жилая - 29,1 кв.м.
Однако, как следует из статьи 40 Жилищного кодекса РСФСР, жилое помещение должно было предоставляться гражданам в пределах нормы жилой площади (статья 38), за исключением случаев, предусмотренных законодательством Союза ССР и РСФСР, но не менее размера, устанавливаемого в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР.
Пунктом 42 Примерных Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 31.07.1984 N 335, действовавших в спорный период времени, предусмотрено, что предоставляемое, гражданам для проживания жилое помещение должно было быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение предоставлялось гражданам на одного человека в размере, устанавливаемом Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов, и не могло быть менее средней обеспеченности жилой площадью в домах государственного и общественного жилищного фонда в населенных пунктах автономной республики, края, области, городах Москве и Ленинграде.
Согласно пункту 42 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений на территории Вологодской области, утвержденных постановлением Главы Администрации Вологодской области и Президиума Областного Совета профессиональных союзов от 11.02.1992 N 91, жилые помещения предоставлялись гражданам Вологодской области в размере не менее 9,5 кв.м на одного человека, в том числе, по состоянию на 2000 год.
Таким образом, учитывая, что Бубнов В.Н. в 2000 году стоял в очереди на улучшение жилищных условий составом семьи 4 человека, ему должно было быть предоставлено жилое помещение не менее 38 кв.м (9,5 кв.м х 4).
Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что при предоставлении административному истцу 13.07.2000 жилого помещения меньшей площадью его права не были нарушены, поскольку он был согласен на предоставление ему жилого помещения общей площадью 54,9 кв.м, из них жилой - 29,1 кв.м, решение о предоставлении ему такого жилого помещения не оспаривал.
При этом, как правильно указал суд первой инстанции, правовой механизм компенсации в связи с получением квартиры меньшей площадью, как ранее действовавшим, так и ныне действующим законодательством не предусмотрен.
Таким образом, после получения в 2000 году вышеуказанного жилого помещения Бубнов В.Н. вместе со своей семьей перестал быть нуждающимся в улучшении жилищных условий, так как имел обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи более 7,0 кв.м, что превышало учетную норму жилого помещения, установленную по г.Вологде при постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Анализ приведенных правовых норм в совокупности с установленными по делу обстоятельствами, свидетельствует об утрате Бубновым В.Н. и членами его семьи права состоять на учете в очереди нуждающихся в жилых помещениях ввиду обеспечения их жилым помещением в пределах нормы учетной жилой площади, действующей на момент предоставления им жилого помещения.
Ссылка подателя жалобы на пункт 21 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений на территории Вологодской области, утвержденных постановлением Главы Администрации Вологодской области и Президиума Областного Совета профессиональных союзов от 11.02.1992 N 91, не может быть признана состоятельной, поскольку положения указанной нормы в части, позволяющей после улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления им жилого помещения государственного или общественного жилищного фонда площадью выше учетной нормы, применяемой при постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (7 кв.м), продолжать состоять в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий (до уровня обеспеченности не менее 9,5 кв.м на человека), не соответствовали требованиям федерального законодательства, действовавшего в спорный период времени, так как ставили их в неравное положение с теми гражданами, которые при норме жилой площади выше учетной (7 кв.м), права на постановку в такую очередь не имели.
Поскольку Бубнов В.Н. с 13.07.2000 имел обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи не ниже уровня, установленного постановлением Главы Администрации Вологодской области и Президиума Областного Совета профессиональных союзов от 11.02.1992 N 91, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об утрате им основания, которое до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давало ему право на получение жилого помещения по договору социального найма, и обоснованности снятия его с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вологодского городского суда Вологодской области от 23.05.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Бубнова В.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий: Г.А. Охапкина
Судьи: О.В. Жидкова
А.А. Коничева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.