Судебная коллегия по административным делам Вологодского областного суда в составе
председательствующего Охапкиной Г.А.,
судей Жидковой О.В., Коничевой А.А.,
при секретаре Лабутиной Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Григорьевой Е.А. на решение Сокольского районного суда Вологодской области от 19.05.2016, которым Григорьевой Е.А. отказано в удовлетворении административного иска к сельскому поселению Устьянское Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области о признании незаконными действий по отказу в предварительном согласовании предоставления земельного участка из категории земель населенных пунктов, площадью ... кв.м, расположенного по адресу: "адрес", для личного подсобного хозяйства и предоставлении в аренду указанного земельного участка.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Жидковой О.В., объяснения представителя заинтересованного лица Григорьевой Ю.А. по доверенности Голованцева А.К., судебная коллегия
установила:
20.01.2016 Григорьева Е.А. обратилась в администрацию Устьянского сельского поселения Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области с заявлениями о предварительном согласовании предоставления земельного участка из категории земель населенных пунктов, площадью ... кв.м, расположенного по адресу: "адрес", для личного подсобного хозяйства в аренду, с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (л.д.35,37).
Письмом администрации Устьянского сельского поселения Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области от 25.01.2016 N ... Григорьевой Е.А. сообщено о том, что по ее заявлению будет опубликовано извещение о предоставлении испрашиваемого земельного участка для указанных целей в районной газете "Северная новь", а также разъяснено, что при отсутствии заявлений граждан на участие в аукционе по ее обращению будет принято положительное решение (л.д.36).
По результатам размещения 29.01.2016 в установленном порядке информационного сообщения о предполагаемом предоставлении испрашиваемого Григорьевой Е.А. земельного участка, в администрацию Устьянского сельского поселения Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области также поступили заявления Слугиновой И.Ю. (29.01.2016), Слугинова С.С. (29.02.2016), заинтересованных в предоставлении указанного земельного участка (л.д.42,45).
01.03.2016 прокуратурой Усть-Кубинского района в адрес администрации Устьянского сельского поселения направлено предостережение о недопустимости нарушения закона, согласно которому по результатам рассмотрения обращения Слугиновой И.Ю. установлено, что испрашиваемый Григорьевой Е.А. земельный участок является частью земельного участка, предоставленного администрацией Устьянского сельского поселения Григорьеву Ю.А. по договору аренды от 30.06.2004, в связи с чем не может быть предметом аукциона (л.д.57-58).
Письмом администрации Устьянского сельского поселения Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области от 02.03.2016 N ... Григорьевой Е.А. отказано в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка по основаниям, указанным в предостережении прокуратуры Усть-Кубинского района от 01.03.2016 (л.д.7).
21.03.2016 Григорьева Е.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Устьянского сельского поселения Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области об оспаривании решения.
В обоснование требований указала на незаконность отказа в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка, поскольку договор аренды предоставленного Григорьеву Ю.А. земельного участка, не прошедший государственную регистрацию и не продленный надлежащим образом, не имеет юридической силы и не может являться основанием для отказа в предоставлении ей земельного участка. Кроме того земельный участок, предоставленный Григорьеву Ю.А. по договору аренды, на государственном кадастровом учете не состоит, сведения о его границах в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.
Просила суд признать незаконным отказ администрации сельского поселения Устьянское Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области в предварительном согласовании предоставления земельного участка из категории земель населенных пунктов, площадью ... кв.м, расположенного по адресу: "адрес", для личного подсобного хозяйства и обязать администрацию сельского поселения Устьянское Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области принять решение о предоставлении ей в аренду указанного земельного участка.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе Григорьева Е.А., не приводя новых доводов, просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Григорьева Ю.А. по доверенности Голованцев А.К., Слугинова И.Ю. просят отказать в ее удовлетворении.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица Григорьевой Ю.А. по доверенности Голованцев А.К. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции административный истец Григорьева Е.А., представитель административного ответчика администрации сельского поселения Устьянское Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области, заинтересованные лица Григорьев Ю.А., Слугинова И.Ю., Слугинов С.С., будучи надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, что подтверждается почтовым уведомлением, не явились в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в их отсутствие .
Судебная коллегия, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших возражений, проверив законность и обоснованность решения, не находит основания для его отмены.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При этом в силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, принимается судом по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Из смысла приведенных правовых норм следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований об оспаривании решений и действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего является установление незаконности этих решений и действий и нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.
Совокупности таких обстоятельств из материалов дела не усматривается.
В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В силу положений части 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка в аренду, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, установленных частью 2 названной статьи.
Частью 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса (пункт 15).
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 части 1 которой предусмотрена подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно части 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления этого заявления, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Граждане, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе (часть 4 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 5 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", и направляет указанное решение заявителю.
В силу части 7 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства и иных целей, указанных в статье 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, принимается при условии, что лицо, обратившееся в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок. Наличие иных граждан, заинтересованных в приобретении прав на указанный объект недвижимости, является основанием для принятия решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
С учетом изложенных обстоятельств и положений вышеприведенных правовых норм, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку при наличии трех претендентов (Григорьева Е.А., Слугинова И.Ю. и Слугинов С.С.) на спорный земельный участок, действия администрации Устьянского сельского поселения Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области по отказу в предварительном согласовании предоставления земельного участка из категории земель населенных пунктов, площадью ... кв.м, расположенного по адресу: "адрес", для личного подсобного хозяйства, являются законными и обоснованными, прав и свобод административного истца не нарушают.
При этом суд обоснованно учел, что испрашиваемый Григорьевой Е.А. земельный участок не может быть представлен последней и в силу требований статей 39.15, 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Так, согласно подпункту 2 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
В свою очередь, в силу пункта 2 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса.
Поскольку материалами дела установлено, что спорный земельный участок входит в состав земельного участка, предоставленного на праве аренды Григорьеву Ю.А., основания для предварительного согласования предоставления данного земельного участка Григорьевой Е.А. отсутствуют.
При этом доводы апелляционной жалобы относительно недействительности договора аренды земельного участка от 30.06.2004 N ... , заключенного между администрацией Устьянского сельского поселения Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области и Григорьевым Ю.А., ввиду отсутствия его государственной регистрации, правового значения не имеют, поскольку оспаривание указанной сделки предметом рассмотрения настоящего административного дела не является.
Не может быть принят во внимание и довод Григорьевой Е.А. о фактическом отсутствии объекта земельных правоотношений в виде земельного участка, предоставленного в аренду Григорьеву Ю.А. ввиду отсутствия сведений о нем в ГКН, поскольку отсутствие указанных сведений о недействительности договора аренды не свидетельствует, а представленные администрацией Устьянского сельского поселения Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области сведения о наложении спорных земельных участков (акт осмотра земельного участка и схема расположения земельных участков - л.д.76-78) в установленном законом порядке Григорьевой Е.А. не опровергнуты.
Иные доводы апелляционной жалобы правового значения для разрешения спора не имеют, повлечь отмену правильного по существу судебного решения не могут.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сокольского районного суда Вологодской области от 19.05.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Григорьевой Е.А. - без удовлетворения.
Председательствующий: Г.А. Охапкина
Судьи: О.В. Жидкова
А.А. Коничева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.