Судебная коллегия по административным делам Вологодского областного суда в составе
председательствующего Охапкиной Г.А.,
судей Жидковой О.В., Коничевой А.А.,
при секретаре Михеевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Сосина А.Е. на решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 17.06.2016, которым удовлетворено административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 12 по Вологодской области.
С Сосина А.Е. взыскана задолженность перед бюджетом в размере 35280 рублей 17 копеек, а именно транспортный налог за 2014 год - 34657 рублей, пени по транспортному налогу за период с 02.10.2015 по 18.10.2015 - 162 рубля 02 копейки; земельный налог за 2014 год - 459 рублей, пени по земельному налогу за период с 02.10.2015 по 18.10.2015 - 2 рубля 15 копеек.
С Сосина А.Е. взыскана в бюджет государственная пошлина в размере 1258 рублей 41 копейка.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Жидковой О.В., объяснения представителя административного ответчика Сосина А.Е. по доверенности Тригубович В.Е., судебная коллегия
установила:
26.04.2016 Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 12 по Вологодской области (далее Межрайонная ИФНС N 12 по Вологодской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Сосину А.Е. о взыскании недоимки по земельному и транспортному налогам за 2014 год и пени, ссылаясь на неисполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налоговых платежей.
Просила суд взыскать с Сосина А.Е. недоимку по транспортному налогу за 2014 год в размере ... рублей и пени по транспортному налогу за период с 02.10.2015 по 18.10.2015 в размере ... рубля ... копейки, недоимку по земельному налогу за 2014 год в размере ... рублей и пени по земельному налогу за период с 02.10.2015 по 18.10.2015 в размере ... рубля ... копеек.
Судом дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства и принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Сосин А.Е. просит отменить решение суда, указывая, что задолженность по земельному и транспортному налогам была оплачена им 15.03.2016 и 15.04.2016 соответственно. Платежные документы были представлены в налоговую инспекцию.
В возражениях на апелляционную жалобу Межрайонная ИФНС N 12 по Вологодской области просит отменить решение суда в части взыскания транспортного и земельного налогов, в указанной части дело прекратить. В остальной части решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель административного ответчика Сосина А.Е. по доверенности Тригубович В.Е. доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме, просила решение суда отменить, принять по делу новое решение.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС N 12 по Вологодской области, административный ответчик Сосин А.Е., будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, что подтверждается почтовым уведомлением, в судебное заседание суда апелляционной инстанции пне явились в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших возражений, приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Налоговым кодексом Российской Федерации установлено, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы (пункт 1 статьи 3); налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (абзац первый пункта 1 статьи 45).
Пунктом 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Как следует из материалов дела, в 2014 году Сосину А.Е. на праве собственности принадлежало транспортное средство - ... , регистрационный номер N ... , до 12.03.2014 транспортные средства - снегоход ... , регистрационный номер N ... , снегоход ... , регистрационный номер N ... , до 29.05.2014 транспортное средство - ... , регистрационный номер N ... (л.д. 11).
Транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с данным кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статья 356); налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 данного кодекса, если иное не предусмотрено этой статьей (статья 357).
В соответствии с пунктом 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (пункт 2 статьи 52 и пункт 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно налоговому уведомлению N ... от 16.05.2015 транспортный налог в отношении принадлежащих Сосину А.Е. транспортных средств за 2014 год составляет ... рублей, в том числе в отношении снегохода ... , регистрационный номер N ... за 3 месяца 2014 года - ... рублей, в отношении снегохода ... , регистрационный номер N ... за 3 месяца 2014 года - ... рублей, в отношении автомобиля ... , регистрационный номер N ... , за 11 месяцев 2014 года - ... рублей, в отношении автомобиля ... , регистрационный номер N ... , за 5 месяцев 2014 года - ... рублей, и исходя из положений абзаца 3 части 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации, а также Закона Вологодской области от 15.11.2002 N 842-ОЗ "О транспортном налоге" (в редакции, действовавшей на момент возникновения обязательства по уплате налога), должен быть оплачен последним не позднее 01 октября года следующего за налоговым периодом, т.е. не позднее 01.10.2015.
Из материалов дела также следует, что Сосину А.Е. до 30.01.2014 принадлежал земельный участок с кадастровым номером N ... , расположенный по адресу: "адрес", до 19.05.2014 - земельный участок с кадастровым номером N ... , расположенный по адресу: "адрес" (л.д. 10).
Земельный налог на указанные земельные участки исчислен налоговым органом на основании сведений, предоставленных органом, осуществляющим кадастровый учет.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным; формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Обязанность по уплате земельного налога предусмотрена статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Налоговая база при исчислении размера земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения; кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (пункт 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 02.12.2013 N 334-ФЗ, действующей на момент возникновения у налогоплательщика обязанности по уплате налога) налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно налоговому уведомлению N ... от 16.05.2015 (по налогу за 2014 год со сроком уплаты до 01.10.2015) земельный налог в отношении земельного участка с кадастровым номером N ... за 1 месяц 2014 года составляет ... рубля, в отношении земельного участка с кадастровым номером N ... за 5 месяцев 2014 года - ... рублей (л.д. 7).
В нарушение статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации административный ответчик не исполнил установленную законом обязанность по уплате транспортного и земельного налогов за 2014 год, исчисленных налоговым органом на основании вышеуказанного уведомления.
В соответствии с абзацем 13 пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок, признается недоимкой.
Пунктом 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога.
Согласно пункту 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федеральных законов от 16.11.2011 N 321-ФЗ, от 23.07.2013 N 248-ФЗ) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса.
В силу пункта 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В связи с неуплатой транспортного и земельного налогов за 2014 год в установленный законом срок (до 01.10.2015) налоговым органом в адрес Сосина А.Е. направлено требование N ... об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 18.10.2015 с указанием срока для добровольной уплаты до 28.01.2016.
Этим же требованием должнику в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате транспортного налога в размере ... рубля ... копейки и за несвоевременное исполнение обязанности по уплате земельного налога в размере ... рубля ... копейка (л.д. 5).
Указанное требование выставлено налогоплательщику в установленный налоговым законодательством срок, в добровольном порядке последним не исполнено.
В соответствии с положениями пунктов 1, 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности по уплате налога, налоговый орган, вправе обратиться в суд с заявлением о его взыскании. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Налоговый орган обратился в суд с административным иском в пределах предусмотренного законом срока (26.04.2016).
Вместе с тем, как указано Межрайонной ИФНС N 12 по Вологодской области в возражениях на апелляционную жалобу и установлено судом апелляционной инстанции транспортный налог за 2014 год в сумме ... рублей и земельный налог за 2014 год в сумме ... рублей оплачены Сосиным А.Е. в добровольном порядке 15.04.2016 и 15.03.2016 соответственно (л.д. 24, 26).
С учетом изложенного, решение суда в части взыскания с Сосина А.Е. транспортного налога за 2014 год в размере ... рублей и земельного налога за 2014 год в размере ... рублей подлежит отмене, с вынесением в данной части нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований. Одновременно подлежит изменению и размер взысканной с административного ответчика в доход бюджета государственной пошлины.
В остальном, установив факт неисполнения административным ответчиком обязанности по уплате транспортного и земельного налогов за 2014 год в сроки, указанные в уведомлении и требовании, направленных с соблюдением административным истцом предусмотренных законодательством порядка и сроков взыскания данных налогов, суд первой инстанции, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований о взыскании с административного ответчика пени за период с 02.10.2015 по 18.10.2015 по транспортному и земельному налогам за 2014 год в размере ... рубля ... копейки и ... рубля ... копеек соответственно.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 17.06.2016 в части взыскания с Сосина А.Е. транспортного налога за 2014 год в размере 34657 рублей, земельного налога за 2014 год в размере 459 рублей отменить.
Принять в данной части новое решение.
В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области к Сосина А.Е. о взыскании транспортного и земельного налогов за 2014 год отказать.
Решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 17.06.2016 в части размера государственной пошлины изменить, уменьшив ее размер до 400 рублей.
В остальной части решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 17.06.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Сосина А.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий: Г.А.Охапкина
Судьи: О.В. Жидкова
А.А. Коничева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.