ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 08 августа 2016 г. по делу N 3а-55/2016
Вологодский областной суд в составе:
судьи Охапкиной Г.А.,
с участием прокурора Ивановой Н.Ю.,
при секретаре Кустовой Д.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению избирательного объединения ВОЛОГОДСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" об отмене постановления Избирательной комиссии Вологодской области от 10 июля 2016 года "Об областном списке кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области, выдвинутом избирательным объединением "Вологодское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России", об отмене постановления Избирательной комиссии Вологодской области от 27 июля 2016 года "О регистрации областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области, выдвинутого избирательным объединением "Вологодское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России",
установил:
постановлением Законодательного Собрания Вологодской области N 402 от 17 июня 2016 года "О назначении выборов депутатов Законодательного собрания Вологодской области очередного созыва" на 18 сентября 2016 года назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Вологодской области.
10 июля 2016 года Избирательной комиссией Вологодской области принято постановление N 227/1269 "Об областном списке кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области, выдвинутом избирательным объединением "Вологодское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России".
Постановлением Избирательной комиссии Вологодской области N 234/1324 от 24 июля 2016 года зарегистрирован областной список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области, выдвинутый избирательным объединением "Вологодское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России".
Избирательное объединение ВОЛОГОДСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (далее избирательное объединение "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"), список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу обратилось в суд с административным исковым заявлением об отмене указанных постановлений Избирательной комиссии.
Административный истец полагает, что представленные избирательным объединением "Вологодское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России" (далее избирательное объединение ЛДПР) документы на выдвижение и регистрацию областного списка депутатов оформлены с нарушением требований федерального и регионального законодательства. Решение о выдвижении областного списка кандидатов не соответствует требованиям Федерального закона "О политических партиях" и Устава партии. Представленные избирательным объединением списки уполномоченных лиц утверждены с нарушением норм действующего законодательства, нарушены пункты 2 и 3 статьи 30 Закона Вологодской области от 09 июня 2003 года N 909-ОЗ "О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области". Кроме того, первый финансовый отчет, представленный избирательным объединением, не соответствует требованиям подпункта 1 пункта 2 статьи 61 названного областного закона, в соответствии с которым в отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на три дня предшествует дате сдачи отчета.
Приведенные обстоятельства являлись основанием для отказа в заверении и регистрации областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области, выдвинутого избирательным объединением ЛДПР.
В судебном заседании представитель избирательного объединения "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
" Прохоров Э.А. заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представители Избирательной комиссии Вологодской области Анфимова С.Л. и Сальникова И.Г. административный иск не признали, указав на пропуск административным истцом срока для обжалования постановления Избирательной комиссии Вологодской области N 227/1269 от 10 июля 2016 года "Об областном списке кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области, выдвинутом избирательным объединением ЛДПР - Либерально-демократической партии России", который в соответствии с частью 7 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации восстановлению не подлежит. Полагали, что избирательным объединением не были нарушены положения избирательного законодательства при выдвижении и регистрации областного списка кандидатов. Оснований, предусмотренных Федеральным законом N 67-ФЗ, Законом области N 909-ОЗ для отказа в регистрации областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области, выдвинутого избирательным объединением ЛДПР, не имелось.
Представитель заинтересованного лица избирательного объединения ЛДПР Широкова А.В. с заявленными требованиями не согласилась, полагая доводы представителя административного истца необоснованными. Просила в удовлетворении административного иска отказать.
Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, заслушав заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Ивановой Н.Ю., полагавшей административное исковое заявление избирательного объединения "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
" не подлежащим удовлетворению, приходит к выводу о том, что предусмотренных законом оснований для отмены оспариваемых постановлений Избирательной комиссии Вологодской области, не имеется.
Согласно части 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, о регистрации списка кандидатов в суд могут обратиться избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
При этом в соответствии с частью 4 статьи 240 Кодекса административное исковое заявление о регистрации списка кандидатов, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией обжалуемого решения.
Данный срок в силу части 7 данной статьи Кодекса не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска; и является основанием для отказа в удовлетворении указанного заявления (часть 10 статьи 240 настоящего Кодекса).
Из материалов дела следует, что с требованием об отмене постановления Избирательной комиссии Вологодской области от 10 июля 2016 года "Об областном списке кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области, выдвинутом избирательным объединением "Вологодское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России" административный истец обратился с пропуском, предусмотренного частью 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срока обращения в суд (03 августа 2016 года), что в силу части 10 статьи 240 настоящего Кодекса является основанием для отказа в удовлетворении указанного требования.
Срок для оспаривания постановления Избирательной комиссии от 24 июля 2016 года "О регистрации областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области, выдвинутого избирательным объединением "Вологодское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России" административным истцом не пропущен, однако оснований, предусмотренных пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) для его отмены судом не установлено.
В пункте 1 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ гарантируется право избирательных объединений выдвигать кандидатов и списки кандидатов.
В силу пункта 2 данной статьи выдвижение списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях".
Согласно пункту 2 статьи 35 Федерального закона "О политических партиях" решения о выдвижении региональными отделениями политической партии списков кандидатов в депутаты в органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии.
В пункте 14 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ закреплено, что при проведении выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, представляется в избирательную комиссию, организующую выборы, вместе с документами, указанными в пунктах 2, 2.2, 3 и 3.1 статьи 33 данного федерального закона. Законом может быть предусмотрено, что вместе со списком кандидатов избирательное объединение представляет и иные документы, связанные с выдвижением списка кандидатов (за исключением копии устава политической партии), при наличии которых в соответствии с пунктом 1 статьи 38 этого же закона осуществляется регистрация списка кандидатов соответствующей избирательной комиссией.
Пунктом 3 статьи 35 Закона Вологодской области от 09 июня 2003 года N 909-ОЗ "О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области" (далее - Областной закон) предусмотрен перечень документов, представляемых одновременно с областным списком кандидатов уполномоченным представителем избирательного объединения, к числу которых относится решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения) о выдвижении областного списка кандидатов, решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения.
В пункте 2 статьи 39 Областного закона закреплен перечень документов, представляемых в избирательную комиссию области для регистрации областного списка кандидатов уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего областной список кандидатов.
Пунктом 5.1 Устава политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России (принят на 13 съезде ЛДПР 13 декабря 2001 года) предусмотрено, что руководящими органами ЛДПР являются Съезд, Высший Совет и Председатель ЛДПР. Высший Совет принимает решение о представлении для выдвижения конференцией (общим собранием) регионального отделения ЛДПР кандидатов (списка кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органы государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт "л" пункта 5.11 Устава). Решение Высшего Совета подписывается его руководителем и заверяется печатью ЛДПР.
Состав Высшего Совета ЛДПР избран на 26 съезде ЛДПР 25 марта 2013 года.
Решением Высшего Совета Политической партии ЛДПР от 25 марта 2013 года руководителем Высшего Совета ЛДПР избран Лебедев И.В. Указанная информация имеется в открытом доступе на официальном сайте ЛДПР.
Высшим руководящим органом регионального отделения ЛДПР является конференция, которая проводится не реже одного раза в два года. В компетенцию конференции входит выдвижение кандидатов (списка кандидатов), представленных Высшим Советом ЛДПР, в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и на иные выборные должности в органы государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт "ж" пункта 6.3 Устава).
Как усматривается из материалов дела, 01 июля 2016 года Высший Совет ЛДПР принял решение представить для выдвижения внеочередной конференцией Вологодского регионального отделения ЛДПР список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области по одномандатным округам. Список кандидатов приведён в решении Совета. Указанное решение Высшего Совета ЛДПР подписано руководителем Лебедевым И.В. и заверено печатью ЛДПР.
Решением 60-й внеочередной конференции Вологодского регионального отделения Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России от 05 июля 2016 года выдвинут областной список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области на выборах 18 сентября 2016 года в количестве 62 кандидатов (количество региональных групп 17).
В соответствии со статьей 30 Областного закона избирательное объединение назначает представителей, уполномоченных в соответствии с настоящим законом представлять избирательное объединение по всем вопросам, связанным с участием избирательного объединения в выборах депутатов Законодательного Собрания области, в том числе уполномоченных представителей по финансовым вопросам.
Решением 60-й внеочередной конференции Вологодского регионального отделения Политической партии ЛДПР назначены уполномоченные представители избирательного объединения, в том числе и уполномоченные представители избирательного объединения по финансовым вопросам, с наделением их полномочиями согласно приложению N 1. Указанное решение оформлено протоколом.
Протокол 60-й внеочередной конференции, списки уполномоченных представителей избирательного объединения, в том числе уполномоченных представителей по финансовым вопросам, заявления каждого уполномоченного представителя избирательного объединения о согласии быть уполномоченным представителем избирательного объединения, копии паспортов каждого уполномоченного представителя, копии документов об основном месте работы каждого уполномоченного представителя, а также в отношении уполномоченных представителей по финансовым вопросам - нотариально удостоверенные и оформленные в установленном федеральным законодательством порядке доверенности, представлены в Избирательную комиссию Вологодской области 08 июля 2016 года.
Материалами дела подтверждено, что 08 июля 2016 года Избирательная комиссия Вологодской области приняла от уполномоченного представителя избирательного объединения ЛДПР Шириковой О.С. документы, предусмотренные статьей 35 Областного закона, для заверения областного списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением по областному избирательному округу, и для заверения списка кандидатов по одномандатным избирательным округам, о чем выдано подтверждение.
Постановлением Избирательной комиссии Вологодской области от 10 июля 2016 года N 227/1271 областной список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области, выдвинутый избирательным объединением ЛДПР заверен.
Суд, исследовав документы, представленные избирательным объединением ЛДПР в Избирательную комиссию Вологодской области для заверения областного списка приходит к выводу о том, что нарушений по выдвижению областного списка кандидатов избирательным объединением и несоблюдения требований пункта 1 статьи 35 Закона N 67-ФЗ не допущено, поскольку областной список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области по областному избирательному округу представлен решением Высшего Совета ЛДПР для выдвижения внеочередной конференцией Вологодского регионального отделения ЛДПР. Решением 60-й внеочередной конференции Вологодского регионального отделения политической партии ЛДПР по результатам тайного голосования выдвинуты кандидаты в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области по областному избирательному округу. Указанное решение оформлено протоколом от 05 июля 2016 года, протокол подписан председателем Шириковой О.С., секретарём Гримовым А.Ю. и скреплен печатью.
Доводы административного истца о том, что список кандидатов не подписан уполномоченным лицом, не могут быть признаны судом обоснованными, поскольку список является неотъемлемой частью - приложением к решению конференции избирательного объединения от 05 июля 2016 года. Указанный документ прошит, пронумерован, скреплен печатью и подписан координатором Вологодского регионального отделения Политической партии ЛДПР и уполномоченным представителем избирательного объединения Шириковой О.С., которой решением Координационного Совета Вологодского регионального отделения ЛДПР от 06 июля 2016 года были предоставлены полномочия по заверению областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области на выборах 18 сентября 2016 года.
Является несостоятельным и довод административного истца о несоблюдении избирательным объединением требований пункта 3 статьи 30 Областного закона N 909-ОЗ, предъявляемых к оформлению доверенностей уполномоченных представителей избирательного объединения по финансовым вопросам, в соответствии с которыми в доверенностях приводится оттиск печати для финансовых документов избирательного объединения, поскольку из пояснений представителей избирательного объединения следует, что печати для финансовых документов у избирательного объединения не имеется.
В силу пункта 9 статьи 59 Федерального закона N 67-ФЗ законом может быть предусмотрено предоставление избирательным объединением одновременно с иными документами для регистрации первого финансового отчета.
Такая обязанность установлена пунктом 2 статьи 39 Областного закона.
В отчет должны быть включены сведения по состоянию на дату, которая не более чем на три дня предшествует дате сдачи отчета (подпункт 1 пункта 2 статьи 61 регионального Закона).
18 июля 2016 года от уполномоченного представителя избирательного объединения ЛДПР в Избирательную комиссию был представлен пакет документов для регистрации областного списка кандидатов, в перечне которого содержался и первый финансовый отчет избирательного объединения, датированный днем подачи документов - 18 июля 2016 года, к которому была приложена справка Вологодского отделения N 8638 Сбербанка России о нулевом остатке денежных средств на расчетном счете избирательного объединения по состоянию на 14 июля 2016 года.
Согласно изложенным в отчете сведениям средств в избирательный фонд избирательного объединения не поступало, какие либо финансовые движения по нему не производились.
Из представленной в судебное заседание представителем избирательного объединения выписке операций по лицевому счету избирательного объединения также усматривается отсутствие операций по счету избирательного объединения ЛДПР в период с 14 по 18 июля 2016 года.
Следовательно, как в финансовом отчете, так и в прилагавшейся к нему банковской справке содержались актуальные на день их представления в избирательную комиссию сведения.
Учитывая данные обстоятельства, оснований для удовлетворения заявленного требования об отмене постановления Избирательной комиссии от 27 июля 2016 года о регистрации областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области, выдвинутого избирательным объединением ЛДПР не имеется, в связи с чем суд приходит к выводу об отказе административному истцу в удовлетворении заявленных им требований в полном объеме.
Руководствуясь статьями
175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
в удовлетворении административного искового заявления избирательного объединения ВОЛОГОДСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" об отмене постановления Избирательной комиссии Вологодской области от 10 июля 2016 года "Об областном списке кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области, выдвинутом избирательным объединением "Вологодское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России", об отмене постановления Избирательной комиссии Вологодской области от 27 июля 2016 года "О регистрации областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области, выдвинутого избирательным объединением "Вологодское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России" - отказать
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня принятия решения.
Судья Г.А.Охапкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.