Судебная коллегия по административным делам Тульского областного суда
в составе
председательствующего Епихиной О.М.,
судей Башкирова А.А., Юрковой Т.А.,
при секретаре Дорошкове А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе заинтересованного лица Управления Росреестра по Тульской области на решение Новомосковского городского суда Тульской области от 27 мая 2016 года по делу по административному иску Недобежкина А.В. к Управлению Росреестра по Тульской области об оспаривании отказа в государственной регистрации перехода права собственности на земельные участки, возложении обязанности осуществить государственную регистрацию перехода права собственности на земельные участки.
Заслушав доклад судьи Епихиной О.М., судебная коллегия
установила:
Недобежкин А.В. обратился в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Тульской области об оспаривании отказа в государственной регистрации перехода права собственности на земельные участки, возложении обязанности осуществить государственную регистрацию перехода права собственности на земельные участки, указав в обоснование заявленных требований, что ему на праве собственности принадлежал земельный участок с кадастровым номером N, из которого путем раздела были образованы "данные изъяты" земельных участка с кадастровыми номерами "данные изъяты";поставленные на кадастровый учет. С необходимым перечнем документов Недобежкин А.В. обратился в Управление Росреестра по Тульской области с заявлением о регистрации права со
С необходимым перечнем документов Недобежкин А.В. обратился в Управление Росреестра по Тульской области с заявлением о регистрации права собственности на вновь образованные 32 земельных участка, однако регистрация сначала была приостановлена, а затем в проведении регистрации отказано со ссылкой на те обстоятельства, что ранее существовавший земельный участок имел категорию "земли сельскохозяйственного назначения", вновь образованные земельные участки имеют категорию "земли населенных пунктов", в то время как документы о проведении публичных слушаний о включении вновь образованных земельных участков в границы населенных пунктов и о внесении в генеральный план МО г. Новомосковск - отсутствуют.
Административный истец Недобежкин А.А., полагая выводы государственного регистратора о несоответствии представленных на государственную регистрацию документов требованиям закона противоречащими положениям ст. 22.2 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", просил суд признать незаконными отказы в государственной регистрации права собственности на вновь образованные земельные участки с названными кадастровыми номерами и обязать произвести государственную регистрацию права собственности.
Определениями Новомосковского городского суда Тульской области от 25 апреля 2016 года произведена замена административного ответчика Управления Росреестра по Тульской области на государственного регистратора Каширскую Т.А., к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Росреестра по Тульской области и администрация муниципального образования город Новомосковск, от 06 мая 2016 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тульской области.
В судебном заседании административный истец Недобежкин А.В. и его представитель пол ордеру адвокат Гончаренко К.Л. поддержали административные исковые требования, полагая, что основания для отказа в государственной регистрации отсутствовали, поскольку Недобежкиным А.В. представлены все необходимые документы.
Административный ответчик государственный регистратор Каширская Т.А. просила дело рассматривать в ее отсутствие, в представленных суду письменных возражениях на административное исковое заявление указала, что отказы в государственной регистрации права являются законными и обоснованными, поскольку заявленные к государственной регистрации земельные участки имеют иную категорию, чем земельный участок, путем раздела которого они образованы.
Представители заинтересованного лица Управления Росреестра по Тульской области по доверенности Бобылев А.О. и Шкуратенко Н.Б. полагали, что оснований для признания отказов незаконными не имеется, поскольку у государственного регистратора отсутствовали документы, подтверждающие законность и обоснованность перевода земельных участков из одной категории в другую.
Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования город Новомосковск по доверенности Лажевский К.П. считал, что иск подлежит удовлетворению, так как категория земельного участка изменена в связи с утверждением генерального плана, согласно которому принадлежащий Недобежкину А.В. земельный участок с кадастровым номером N вошел в границы населенного пункта город Новомосковск, новые границы населенного пункта поставлены на кадастровый учет и дополнительных решений о переводе земель из одной категории в другую при этом не требовалось.
Представитель заинтересованного лица ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тульской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.
Решением Новомосковского городского суда Тульской области от 27 мая 2016 года административные исковые требования Недобежкина А.В. удовлетворены, признаны незаконными отказы государственного регистратора Каширской Т.А. от 02 марта 2016 года в государственной регистрации права собственности Недобежкина А.В. на земельные участки с кадастровыми номерами "данные изъяты", расположенные по адресу: "адрес", административный ответчик обязан устранить допущенные нарушения.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо Управление Росреестра по Тульской области просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельства дела.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ судебная коллегия рассмотрела дело по апелляционной жалобе в отсутствие извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и не просивших об отложении судебного разбирательства дела административного ответчика государственного регистратора Тульской области Каширской Т.А. и представителя заинтересованного лица ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тульской области, явка которых судебной коллегией не признана обязательной.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения административного истца Недобежкина А.В. и его представителя по ордеру, адвоката Гончаренко К.Л., представителей заинтересованных лиц Управления Росреестра по Тульской области по доверенности Шкуратенко Н.Б. и администрации МО г. Новомосковск по доверенности Лажевского К.П., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Условия и порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним определяются Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст. 17 данного Федерального закона, основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Недобежкин А.В. "данные изъяты" являлся собственником земельного участка с кадастровым номером N площадью "данные изъяты", категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: "адрес".
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером N категория земель указана - земли сельскохозяйственного назначения.
В результате раздела данного земельного участка образованы "данные изъяты" земельных участка, поставленные на кадастровый учет с присвоением кадастровых номеров: "данные изъяты";23 января 2016 года Недобежкин А.В. обратился в Управление Росреестра по Тульской области с заявлениями о регистрации права собственности на указанные вновь образованные земельные участки, представив с заявлениями кадастровые паспорта на данные земельные учи, представив с заявлениями кадастровые паспорта на данные земельные участки.
02 марта 2016 года Недобежкину А.В. отказано в государственной регистрации права на вновь образованные земельные участки со ссылкой на то, что представленные документы по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, а также заявителем не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (абз. 4, абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"). Государственном регистратором указано на несоответствие вида разрешенного использования участка между представленными на государственную регистрацию документами и сведениями ЕГРП, поскольку по данным единого государственного реестра прав земельный участок с кадастровым номером N имеет категорию земель "земли сельскохозяйственного назначения", а заявленные к регистрации участка категорию "земли населенных пунктов". При этом, генеральный план муниципального образования г. Новомосковск, изменения в указанный генеральный план, утвержденные соответствующим представительными органами муниципального образования, ранее представленные в межмуниципальный отдел по г. Новомосковск и г. Донской Управления Росреестра по Тульской области, не содержат сведений о включении заявленного к регистрации земельного участка в границы населенного пункта. Документы о соответствующих публичных слушаниях, проведение которых необходимо при включении земельного участка в границы населенного пункта, в деле правоустанавливающих документов отсутствуют.
В силу статьи 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация права производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
В соответствии со статьей 22.2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе или объединении земельных участков, находящихся в собственности одного лица, осуществляется на основании заявления такого лица.
Основанием для государственной регистрации прав собственности является, в том числе иной документ, на основании которого в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами осуществляется образование земельных участков.
Вместе с тем, административным истцом в ноябре 2015 года были получены кадастровые паспорта на указанные земельные участки с указанием категории "земли населенных пунктов", которые и представлены государственному регистратору при обращении с заявлениями о регистрации права собственности на указанные вновь образованные земельные участки.
В силу ст. 7 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 2004 года N172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных, в том числе с установлением или изменением черты населенных пунктов.
Статьей 8 указанного Федерального закона установлено, что включение земельных участков в границы населенного пункта является переводом земельных участков из других категорий в земли населенных пунктов.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, устанавливаемым Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Согласно ч. 1ст. 5 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие акт о переводе земель или земельных участков, направляют копию такого акта в течение пяти дней со дня его принятия в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости, или, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, в подведомственное данному федеральному органу исполнительной власти государственное учреждение (далее - орган кадастрового учета).
Согласно ч. 2 названной статьи Федерального закона, внесенных изменениях орган кадастрового учета уведомляет заинтересованных правообладателей земельных участков с указанием акта о переводе земель или земельных участков, а также органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для внесения в течение семи дней изменений в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу ч. 3 ст. 5 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", перевод земельного участка из одной категории в другую считается состоявшимся с момента осуществления государственного кадастрового учета земельных участков в связи с изменением их категории.
Решением Собрания депутатов МО г. Новомосковск от 26 июля 2012 года N 73-1 утвержден Генеральный план муниципального образования и установленные генеральным планом границы населенного пункта город Новомосковск внесены в государственный кадастр недвижимости.
Из генерального плана следует, что земельный участок с кадастровым номером 71:15:070301:163 находится в границах населенного пункта город Новомосковск.
Таким образом, материалами дела подтвержден факт изменения категории земельного участка с кадастровым номером N с категории "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов" в силу закона, путем включения территории, на которой данные земельные участки расположены, в границы населенного пункта город Новомосковск.
Более того, на момент регистрации права собственности Недобежкина А.В. на земельный участок с кадастровым номером N, в отношении земельного участка уже изменена категория на "земли населенного пункта", что следует из представленных в суд апелляционной инстанции сведений кадастра и объяснений представителя Управления Росреестра по Тульской области.
В материалах дела также имеется ответ ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тульской области N на запрос государственного регистратора от 20 февраля 2016 года, поступивший в адрес Управления Росреестра по Тульской области 15 марта 2016 года, то есть, после вынесения государственным регистратором оспариваемых отказов, согласно которому категория земельного участка с кадастровым номером N изменена в соответствии с письмом администрации МО г. Новомосковск от 26 мая 2015 года в силу закона.
Также материалы дела свидетельствуют о том, что перечень земельных участков, вошедших в границы города Новомосковск, был направлен в Управление Росрееестра по Тульской области 11 декабря 2015 года в электронном виде на диске.
Выводы суда относительно того, что для осуществления государственной регистрации права собственности на спорные земельные участки административному истцу предоставление иных документов для регистрации права собственности не требовалось являются правильными.
Доводы апелляционной жалобы об обоснованности отказов в осуществлении регистрации права собственности Недобежкина А.В. на вновь образованные земельные участки из земельного участка с кадастровым номером N в связи с несоответствием указанных в представленных документах категорий земель ранее существовавшего и вновь образованных земельных участков судебная коллегия полагает несостоятельными.
В силу п. 3 ст. 9 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" территориальный отдел федерального органа в области государственной регистрации вправе осуществлять проверку действительности поданных заявителем документов, а также наличия ранее зарегистрированных и заявленных прав.
Реализуя данное полномочие, государственным регистратором в рамках рассмотрения заявлений Недобежкина А.В. направлен запрос в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тульской области о предоставлении сведений об обоснованности перевода земельного участка из "земель сельскохозяйственного назначения" в "земли населенных пунктов".
Согласно пояснениям представителя Управления Росреестра по Тульской области, в связи с непредставлением документов, подтверждающих изменение категории земель земельного участка с кадастровым номером N, по истечению срока рассмотрения заявления административному истцу отказано в государственной регистрации права собственности.
Вместе с тем, материалы дела свидетельствуют о том, что данный запрос в орган осуществляющий кадастровый учет государственный регистратор направил только 20 февраля 2016 года, в то время как с заявлениями о государственной регистрации права собственности административный истец обратился 23 января 2016 года.
Доказательств невозможности направления названного запроса в период с 23 января 2016 года до 20 февраля 2016 года в материалы дела ни государственным регистратором, ни Управлением Росреестра по Тульской области в нарушение положений ст. 62, п. 11 ст. 226 КАС РФ не представлены.
Данные отказы в регистрации права собственности по существу вынесены в отсутствие окончания инициированных государственным регистратором в порядке ст. 9 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" регистрационных действий, то есть в отсутствие ответа на запрос, направленный с целью проверки представленных на регистрацию документов.
При таких обстоятельствах, в связи с чем оспариваемый отказ в регистрации права собственности по основаниям абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" нельзя признать обоснованным.
Кроме того, поскольку в силу положений ч. 4 ст. 5 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" переоформление правоустанавливающих документов на земельные участки, в отношении которых приняты акты о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, не требуется, нельзя признать законным оспариваемый отказ государственного регистратора и по основаниям, предусмотренным абз. 4 п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Таким образом, оснований для отказа Недобежкину А.В. в регистрации права собственности на вновь образованные земельные участки у административного ответчика не имелось, в связи с чем суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении административного искового заявления Недобежкина А.В.
В связи с изложенным доводы апелляционной жалобы о том, что судом при рассмотрении вопроса о законности отказа в государственной регистрации перехода права собственности неправильно определены юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для дела, и применены нормы материального права, судебная коллегия находит несостоятельными, не основанными на материалах дела.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Материалы дела свидетельствуют о том, что основания, предусмотренные ст. 310 КАС РФ, для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 308, 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Новомосковского городского суда Тульской области от 27 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заинтересованного лица Управления Росреестра по Тульской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.