Тульский областной суд в составе:
председательствующего Старцевой Т.Г.,
при секретаре Пономаревой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-238/2016 по административному исковому заявлению Михневой Н.В. к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тульской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,
установил:
Михнева Н.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тульской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований административный истец сослалась на то, что ей на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровым номерами:
- " ... ", общей площадью " ... " кв.м, категория земель " " ... "", вид разрешенного использования " " ... "), расположенный по адресу: " ... "
- " ... ", общей площадью " ... " кв.м, категория земель " " ... "", разрешенное использование: " ... " расположенный по адресу: " ... "
- " ... ", общей площадью " ... ", кв.м, категория земель " " ... "", разрешенное использование: " ... " расположенный по адресу: " ... "
Полагает, что утвержденные актами филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тульской области от " ... " года кадастровая стоимость спорных земельных участков в размере - " ... " рубля (земельный участок с кадастровым номером " ... "); " ... " рублей ( земельный участок с кадастровым номером " ... "); " ... " рублей (земельный участок с кадастровым номером " ... ") по состоянию на 17.04.2014 года, что значительно превышает их рыночную стоимость и нарушает права административного истца как плательщика земельного налога.
В соответствии с отчетом ООО " В" от " ... " года N " ... " рыночная стоимость принадлежащих административному истцу земельных участков по состоянию на 17.04.2014 года, то есть на дату определения кадастровой стоимости земельных участков, составляет:
- земельного участка с кадастровым номером " ... " - " ... " рублей;
- земельного участка с кадастровым номером " ... " - " ... " рублей;
- земельного участка с кадастровым номером " ... " - " ... " рублей.
В связи с изложенным административный истец просил суд установить кадастровую стоимость вышеназванных земельных участков равной их рыночной стоимости в размере, определенном оценщиком ООО " В" отчете от " ... " года N " ... ".
В судебном заседании представитель административного истца Михневой Н.В. по доверенности Орехова Е.А. поддержала заявленные в административном исковом заявлении требования по тем же основаниями и с учетом результатов проведенной по делу судебной оценочной экспертизы, просила суд установить кадастровую стоимость принадлежащих административному истцу земельных участков равной их рыночной стоимости в размере: " ... " рублей (земельный участок с кадастровым номером " ... "); " ... " рублей (земельный участок с кадастровым номером " ... "); " ... " рублей (земельный участок с кадастровым номером " ... ") по состоянию на 17.04.2014 года по основаниям, изложенным в административном иске.
Административный истец Михнева Н.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещалась надлежащим образом.
Представитель административного ответчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в письменном ходатайстве просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменных пояснениях против удовлетворения заявленных требований не возражал и просил о рассмотрении дела на усмотрение суда. Возражений по существу заключения судебной экспертизы не представлено.
Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом, в письменном ходатайстве просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Возражений по существу заявленных требований и заключения судебной экспертизы не представлено.
Представитель заинтересованного лица - Правительства Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в письменном ходатайстве просил о рассмотрении дела в его отсутствие в соответствии с действующим законодательством. Возражений по существу заявленных требований и заключения судебной экспертизы не представлено.
Представитель заинтересованного лица - администрации муниципального образования г. Новомосковск Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в письменном ходатайстве просил о рассмотрении дела без его участия, решение просил вынести на усмотрение суда, возражений по существу заявленных требований и заключения судебной экспертизы не представлено.
В связи с вступлением в действие с 15.09.2015 года Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 08.03.2015 года N 22-ФЗ, статьями 20, 245-247 КАС РФ данное дело подлежит рассмотрению и разрешению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Исходя из положений части 4 статьи 247 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
На основании части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом.
Согласно части 5 статьи 4 указанного Закона сведения в государственный кадастр недвижимости вносятся органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов.
Пунктом 11 части 2 статьи 7 того же Закона предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости в числе иных сведений вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных указанным Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной и муниципальной собственности.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Михневой Н.В. на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами:
- " ... ", общей площадью " ... " кв.м, категория земель " " ... "", вид разрешенного использования " " ... "), расположенный по адресу: " ... "
- " ... ", общей площадью " ... " кв.м, категория земель " " ... "", разрешенное использование: " " ... "", расположенный по адресу: " ... "
- " ... ", общей площадью " ... ", кв.м, категория земель " " ... "", разрешенное использование: " ... ", расположенный по адресу: " ... ", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности от " ... " года N " ... ", от " ... " года N " ... ", от " ... " года N " ... " N " ... " выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от " ... " года N " ... " от " ... " года N " ... ", от " ... " года N " ... "
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Исходя из положений статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец, как собственник вышеуказанных земельных участков, относится к числу налогоплательщиков земельного налога.
В силу статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации для целей налогообложения налоговая база по уплате земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, которая в свою очередь, определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Постановлением правительства Тульской области от 09.12.2013 года N 740 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тульской области (за исключением земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории г.Тулы) по состоянию на 01.01.2013 года (приложение N 1), а также средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов в составе земель населенных пунктов Тульской области по группам видов разрешенного использования (приложение N 2).
Кадастровая стоимость спорных земельных участков с кадастровыми номерами " ... ", " ... " " ... " рассчитана в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 года N 222, путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующей группы видов разрешенного использования для соответствующего кадастрового квартала, утвержденного Постановлением правительства Тульской области от 09.12.2013 года N 740 по состоянию на 01.01.2013 года (приложение N 2), на площадь земельных участков; утверждена актом от " ... " года и установлена в размере " ... " рубля (земельный участок с кадастровым номером " ... "); " ... " рублей ( земельный участок с кадастровым номером " ... "); " ... " рублей (земельный участок с кадастровым номером " ... ") по состоянию на 17.04.2014 года.
Указанная кадастровая стоимость спорных земельных участков внесена филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тульской области в государственный кадастр недвижимости, что следует из имеющихся в материалах дела кадастровых паспортов земельных участков от " ... " года N " ... ", от " ... " года N " ... ", от " ... " года N " ... ", кадастровых справок о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 08.06.2016 года.
С целью определения рыночной стоимости вышеупомянутых земельных участков административный истец обратился к оценщику ООО " В" Иванову А.А.
В соответствии с отчетом от " ... " года N " ... ", выполненным данным оценщиком, рыночная стоимость принадлежащих административному истцу земельных участков по состоянию на 17.04.2014 года, то есть на дату определения кадастровой стоимости земельных участков, составляет:
- земельного участка с кадастровым номером " ... " - " ... " рублей;
- земельного участка с кадастровым номером " ... " - " ... " рублей;
- земельного участка с кадастровым номером " ... " - " ... " рублей.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости.
Отчет об оценке объекта оценки является итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости (статья 11 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 года N 254, отчет об оценке представляет собой документ, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, настоящим федеральным стандартом оценки, стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет, предназначенный для заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователей отчета об оценке), содержащий подтвержденное на основе собранной информации и расчетов профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки.
В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
По смыслу положений статьи 17.1 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ в отношении отчета об определении кадастровой (рыночной) стоимости может быть проведена экспертная оценка саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик (оценщики), составивший отчет, на предмет соответствия данного отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям данного Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков, а также в целях подтверждения рыночной стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
По ходатайству стороны административного истца в целях подтверждения правильности и достоверности вышеупомянутого отчета и определенной оценщиком рыночной стоимости объекта оценки судом по данному делу была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено ООО " Ш".
Согласно выводам, содержащимся в экспертном заключении названной экспертной организации N " ... ", отчет ООО " В" N " ... " от " ... " года не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности, в частности подтверждение предложений страницами интернет приведено лишь в отношении 3-х аналогов, использованных оценщиком для проведения расчетом; отсутствует описание критериев, по которым оценщик из всего перечня представленных им ценовых предложений выбирает конкретные аналоги для последующего проведения расчетов; использованные оценщиком объявления о продаже объектов, выбранных в качестве аналогов, содержат минимум информации, затрудняющий понимание важных ценообразующих характеристик объектов; объявление N 3 не позволяет идентифицировать дату опубликования, а в отношении аналогов не понятен вид разрешенного использования. В связи с чем, рыночная стоимость спорных земельных участков по состоянию на 17.04.2014 года, определенная оценщиком в отчете ООО " В" N " ... " от " ... " года не подтверждается и составляет:
- земельного участка с кадастровым номером " ... " - " ... " рублей;
- земельного участка с кадастровым номером " ... " - " ... " рублей;
- земельного участка с кадастровым номером " ... " - " ... " рубля.
Данное экспертное заключение суд относит к числу допустимых и достоверных доказательств применительно к положениям статьи 84 КАС РФ, поскольку оно выполнено компетентным специалистом в области оценочной деятельности, имеющим продолжительный опыт работы в сфере оценки, основано на материалах дела и результатах соответствующей аналитической работы по изучению данных о ценах предложений на сопоставимые (аналогичные) объекты на дату оценки, а изложенные в нем выводы научно обоснованы, не противоречивы, четко отвечают на поставленные судом перед экспертом вопросы и согласуются с другими исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами.
Что касается имеющегося в материалах дела отчета ООО " В" N " ... " от " ... " года, то, учитывая, что он согласно заключению вышеуказанной судебной оценочной экспертизы, признанному судом допустимым и достоверным доказательством по делу, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и выполнен с нарушением, которые существенно повлияли на итоговую рыночную стоимость объектов оценки, данный отчет к числу надлежащих доказательств, подтверждающих достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости земельных участков, отнести нельзя.
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с абзацем 2 статьи 24.15 названного Федерального закона датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке.
На основании статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в отношении ранее не учтенных объектов недвижимости, в случае включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости.
Кадастровая стоимость принадлежащих административному истцу земельных участков определена по состоянию на 17.04.2014 года.
На ту же дату установлена и рыночная стоимость указанных земельных участков в размере - " ... " рублей (земельного участка с кадастровым номером " ... "); " ... " рублей (земельного участка с кадастровым номером " ... "); " ... " рубля (земельного участка с кадастровым номером " ... ") в экспертном заключении ООО " Ш" N " ... "
Доказательств, свидетельствующих о том, что на дату установления кадастровой стоимости земельных участков - 17.04.2014 года, рыночная стоимость находящихся в собственности административного истца земельных участков являлась иной, чем отражено в исследованном судом экспертном заключении, в процессе судебного разбирательства, как это требуется в соответствии с положениями статей 14, 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в материалы дела не представлено.
Правильность вышеупомянутого экспертного заключения лицами, участвующими в деле, не оспаривалась и ничем не опровергнута; с ходатайствами о назначении повторной судебной экспертизы указанные лица в установленном законом порядке не обращались.
Таким образом, анализ собранных по делу доказательств в их совокупности свидетельствует о том, что определенная в вышеупомянутом экспертном заключении рыночная стоимость спорных земельных участков в размере: " ... " рублей, " ... " рублей, " ... " рубля значительно ниже внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости тех же земельных участков в размере:
" ... " рубля; " ... " рублей; " ... " рублей, что затрагивает права и обязанности административного истца как плательщика земельного налога.
То обстоятельство, что установленная кадастровая стоимость земельных участка значительно превышает их рыночную стоимость, не свидетельствует о недостоверности названного документа, поскольку в нормативных правовых актах не устанавливается презумпция равенства кадастровой стоимости земельного участка и его рыночной стоимости, не устанавливается также презумпция безусловной сопоставимости этих двух видов стоимости.
При таких обстоятельствах, исходя из приведенных выше норм материального права и, принимая во внимание, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости, суд приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость спорных земельных участков может быть установлена в размере их рыночной стоимости, в связи с чем заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования (снятием с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10-24 части 2 статьи 7 названного Федерального закона сведений об объекте недвижимости. В пункте 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ в качестве таких сведений указаны сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Частью 4 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ установлено, что учет изменений объекта недвижимости возможен на основании решения суда.
С учетом изложенного и, исходя из положений статьи 16, пункта 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ, статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" настоящее решение является основанием для внесения органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости сведений о вышеупомянутой рыночной стоимости спорных земельных участков в качестве их новой кадастровой стоимости, а также о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости, которой в данном случае является день обращения административного истца с административным исковым заявлением в Тульский областной суд - 23.06.2016 года.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Михневой Н.В. к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тульской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером
" ... ", общей площадью " ... " кв.м, категория земель " " ... "", вид разрешенного использования " " ... "), расположенного по адресу: " ... " равной его рыночной стоимости в размере " ... " рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером " ... ", общей площадью " ... " кв.м, категория земель " " ... "", разрешенное использование: " " ... " расположенного по адресу: " ... ", равной его рыночной стоимости в размере " ... " рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером " ... " общей площадью " ... " кв.м, категория земель " " ... "", разрешенное использование: " ... " расположенного по адресу: " ... ", равной его рыночной стоимости в размере " ... " рубля.
В целях налогообложения и внесения соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельных участков в государственный кадастр недвижимости датой подачи Михневой Н.В. заявления о пересмотре кадастровой стоимости вышеупомянутых земельных участков является день обращения указанного лица с административным исковым заявлением в Тульский областной суд - 23 июня 2016 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тульского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.