Апелляционное определение Восточно-Сибирского окружного военного суда Забайкальского края от 09 августа 2016 г. по делу N 33а-226/2016
Восточно-Сибирский окружной военный суд в составе: судьи-председательствующего Антонова А.Г., судей Конфеты В.Л. и Бояркина Д.В., при секретаре судебного заседания Батомункуевой С.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части 00000 прапорщика запаса Козлова К.В. об оспаривании действий командира войсковой части 00000, связанных с исключением административного истца из списков личного состава воинской части без предоставления жилого помещения или жилищной субсидии, по апелляционной жалобе представителя административного истца - адвоката Ж. на решение Улан-Удэнского гарнизонного военного суда от 16 мая 2016 года.
Заслушав доклад судьи Бояркина Д.В., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы и поступивших на неё возражений, мнение прокурора - военного прокурора отдела военной прокуратуры Восточного военного округа Гениатулиной З.Д., полагавшей необходимым решение суда оставить без изменения, окружной военный суд
установил:
Козлов, приказом командира войсковой части 00000 от 19 марта 2015 года "N" досрочно уволенный с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, 7 апреля 2016 года исключён из списков личного состава воинской части приказом названного должностного лица от 1 февраля 2016 года "N".
Полагая, что исключением из списков личного состава части без обеспечения жилищной субсидией нарушены его права, Козлов через своих представителей "ФИО"11 и Ж. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил, признав указанный приказ командира войсковой части 00000 незаконным, обязать названное должностное лицо отменить его, восстановив Козлова в данных списках.
Решением Улан-Удэнского гарнизонного военного суда от 16 мая 2016 года Козлову отказано в удовлетворении административного искового заявления.
В апелляционной жалобе представитель административного истца Ж., не соглашаясь с принятым по делу решением, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, приводя в обоснование следующие доводы.
Анализируя действующее законодательство и приводя в обоснование лист беседы от 18 ноября 2014 года и рапорт Козлова об увольнении с военной службы, автор жалобы утверждает, что суд первой инстанции не принял во внимание, что на момент исключения из списков личного состава воинской части административный истец не был обеспечен жилым помещением, при этом своего согласия на исключение из этих списков при названных обстоятельствах он не давал.
Кроме того, из показаний свидетелей и материалов дела усматривается, что в воинскую часть поступало распоряжение, согласно которому военнослужащие подлежали исключению из списков личного состава части после поступления информации от региональных органов жилищного обеспечения о перечислении жилищной субсидии.
Ж. также считает неправильным вывод суда о том, что социальная гарантия, предусмотренная абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", установлена для военнослужащих, нуждающихся в жилом помещении и имеющих такую продолжительность военной службы, только на стадии принятия решения об увольнении с военной службы.
В поданных на апелляционную жалобу возражениях помощник военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона " ... " Е. и командир войсковой части 00000 подполковник Л. просили решение гарнизонного военного суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив в соответствии со ст. 308 КАС РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и поступивших на неё возражениях, окружной военный суд приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, на момент увольнения с военной службы выслуга лет Козлова в календарном исчислении составляла 15 лет 8 месяцев.
Решением начальника территориального отделения (заселения) г. Улан-Удэ ФГКУ "Востокрегионжильё" МО РФ от 9 августа 2013 года "N" Козлов принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в избранном месте жительства г. Улан-Удэ с 10 июля 2013 года (л.д. 6).
Из копий рапорта Козлова на имя командира войсковой части 00000 (л.д. 48) и листов беседы от 10 октября 2013 года (л.д. 45) и 18 ноября 2014 года (л.д. 47) усматривается, что Козлов, состоящий в распоряжении командира войсковой части 00000 с 2013 года, в связи с проводимыми в воинской части организационно-штатными мероприятиями, сокращением занимаемой им воинской должности, не желая продолжить прохождение военной службы на других воинских должностях, просил уволить его с военной службы, однако возражал против исключения из списков личного состава воинской части до обеспечения жилищной субсидией.
Впоследствии приказом командира войсковой части 00000 от 19 марта 2015 года "N" административный истец досрочно уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (л.д. 34).
Решением начальника отделения территориального г. Улан-Удэ ФГКУ "Востокрегионжильё" МО РФ от 18 ноября 2015 года "N" (л.д. 39) Козлов снят с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, после чего согласно выписке из приказа командира войсковой части 00000 от 1 февраля 2016 года "N" он был исключён из списков личного состава воинской части на основании данного решения и во исполнение приказа командира этой же воинской части об увольнении с военной службы (л.д. 33).
При этом указанные действия начальника отделения территориального г. Улан-Удэ ФГКУ "Востокрегионжильё" МО РФ решением Улан-Удэнского гарнизонного военного суда от 28 марта 2016 года, вступившим в законную силу с 5 мая 2016 года, признаны незаконными, в связи с чем на названное должностное лицо возложена обязанность отменить принятое решение от 18 ноября 2015 года N 12-17/240.
Во исполнение приказа об увольнении, в порядке п. 24 ст. 34 названного Положения, командир войсковой части 00000 своим приказом от 1 февраля 2016 года "N" исключил Козлова из списков личного состава воинской части с 7 апреля 2016 года.
При изложенных обстоятельствах окружной военный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как установлено судом, административный истец свое увольнение без обеспечения жилым помещением не оспаривал и с ним был согласен. Данное обстоятельство подтверждается его рапортом, согласно которому Козлов обратился к командиру войсковой части 00000 с ходатайством об увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, при этом указал на необеспеченность его жилым помещением и просил не исключать из списков личного состава воинской части до обеспечения жилищной субсидией (л.д. 48).
Вопреки мнению автора жалобы, гарнизонный военный суд, анализируя требования п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и п. 24 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы (далее - Положение), обоснованно пришел к выводу о законности оспариваемых действий командира войсковой части 00000, исключившего Козлова из списков личного состава части приказом от 1 февраля 2016 года "N", поскольку действия указанного должностного лица совершены в установленный Положением срок, соответствовали требованиям приведенного выше законодательства, а также положениям п. 16 ст. 34 Положения, которые не связывают момент исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части с реализацией его жилищных прав, относя данные действия к процедуре увольнения.
Учитывая, что исключение административного истца из списков личного состава воинской части не порождает за собой снятие Козлова с учета нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и не нарушает его жилищные права, суд первой инстанции обоснованно признал действия командира войсковой части 00000, связанные с изданием оспариваемого приказа, соответствующими нормам действующего законодательства.
При этом гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу об отсутствии каких-либо препятствий для исключения административного истца из списков личного состава части по причине необеспеченности жилым помещением, поскольку Козлов был согласен с увольнением с военной службы без обеспечения жильем, а действующее законодательство не содержит запрета на исключение военнослужащих из списков личного состава воинской части по данному основанию так же, как и не содержит его распоряжение, содержащееся в телеграмме от 12 марта 2015 года в адрес начальника отделения кадров войсковой части 00000, на которое ссылается автор жалобы.
Более того, право на жилищную субсидию установлено Федеральным законом "О статусе военнослужащих", согласно п. 1 и 16 ст. 15 которого государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений, в том числе жилищной субсидии, либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных этим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Во исполнение предписаний данного закона Правительство Российской Федерации постановлением от 3 февраля 2014 года N 76 утвердило Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (далее - Правила).
В п. 2 Правил указано, что расчет жилищной субсидии осуществляется федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, с применением поправочного коэффициента с учетом общей продолжительности военной службы, определяемого на основании пунктов 7-9 Правил.
Пункт 7 Правил, как следует из его содержания, устанавливает размеры поправочных коэффициентов военнослужащим, проходящим военную службу, в том числе при ее общей продолжительности от 16 до 20 лет, то есть для категории военнослужащих, к которой относится заявитель.
При этом увеличение поправочного коэффициента до 2,375 в силу п. 9 Правил производится лицам, общая продолжительность военной службы которых составляет от 10 до 20 лет и которые указаны в п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
К таким лицам согласно п. 13 ст. 15 Закона относятся граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы.
Содержание названной правовой нормы указывает на то, что нахождение перечисленных в ней лиц на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы четко определяет их правовой статус как лиц, уволенных с военной службы.
Согласно п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Таким образом, анализ приведенного законодательства указывает на то, что выплата субсидии предусмотрена военнослужащим, исключенным из списков личного состава воинской части, причем с применением увеличенного поправочного коэффициента.
На основании изложенного выше суд апелляционной инстанции не усматривает законных оснований для восстановления Козлова на военной службе и приходит к убеждению об обоснованности вывода суда первой инстанции о законности приказа командира воинской части 00000 от 1 февраля 2016 года "N" в части, касающейся исключения Козлова из списков личного состава воинской части.
Что же касается иных доводов изложенных в апелляционной жалобе, то они сводятся к переоценке выводов гарнизонного военного суда, которые, по мнению суда апелляционной инстанции, основаны на правильном толковании норм права.
При таких обстоятельствах окружной военный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, при этом не усматривает нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы повлечь отмену или изменение решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, окружной военный суд
определил:
решение Улан-Удэнского гарнизонного военного суда от 16 мая 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению Козлова К.В. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.