Апелляционное определение Восточно-Сибирского окружного военного суда Забайкальского края от 23 августа 2016 г. по делу N 33а-236/2016
Восточно-Сибирский окружной военный суд в составе:
судьи-председательствующего Соседова Д.Е.,
судей - Бояркина Д.В. и Конфеты В.Л.,
при секретаре судебного заседания Лепской А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части 00000-0 " ... " Урсакия В.А. об оспаривании действий начальника 4 отдела Федерального государственного казённого учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ (далее - 4 отдел ФГКУ "Востокрегионжильё" МО РФ) и руководителя Федерального казённого учреждения "Управление финансового обеспечения МО РФ по Забайкальскому краю" (далее - ФКУ "УФО МО РФ по Забайкальскому краю"), связанных с отказом в постановке на учёт нуждающихся в служебном жилом помещении и невыплатой денежной компенсации за поднаём жилого помещения, по апелляционной жалобе представителя начальника ФГКУ "Востокрегионжильё" - Кудрявцева А.А. на решение Читинского гарнизонного военного суда от 6 июня 2016 года.
Заслушав доклад судьи Конфеты В.Л., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции и доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя начальника ФГКУ "Востокрегионжильё" - Кудрявцева А.А., в поддержание доводов жалобы окружной военный суд,
установил:
Урсакию, проживающему с октября 2015 года по договору найма в квартире расположенной в городе Чите, с февраля 2016 года руководителем ФКУ "УФО МО РФ по Забайкальскому краю", прекращена выплата денежной компенсации за наем жилого помещения. Основанием отказа послужило то обстоятельство, что административный истец и члены его семьи не включены в список на предоставление служебных жилых помещений. При этом во включении в указанный список, начальником 4 отдела ФГКУ "Востокрегионжильё" МО РФ административному истцу было отказано по причине отсутствия действующего контракта о прохождении военной службы.
Полагая, что этим его права нарушены, Урсакий просил признать указанные действия должностных лиц незаконными и обязать начальника 4 отдела ФГКУ "Востокрегионжильё" МО РФ включить его в списки военнослужащих на предоставление служебных жилых помещений по месту прохождения службы, а руководителя ФКУ "УФО МО РФ по Забайкальскому краю" выплатить компенсацию за наем жилого помещения за февраль и март 2016 года, а также компенсировать судебные расходы по оплате им государственной пошлины в размере 300 рублей.
Читинский гарнизонный военный суд решением от 6 июня 2016 года административный иск удовлетворил частично, признав действия начальника 4 отдела ФГКУ "Востокрегионжильё" связанные с отказом в постановке на учёт нуждающихся в служебном жилом помещении незаконными и обязал его рассмотреть вопрос о постановке Урсакия на данный учёт. На руководителя ФКУ "УФО МО РФ по Забайкальскому краю" судом, возложена обязанность по выплате административному истцу денежной компенсации за поднаем жилого помещения за февраль и март 2016 года и взыскано в его пользу с финансового довольствующего органа " ... " рублей, а также 300 рублей в счёт понесённых им судебных расходов.
В остальной части административного иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель начальника ФГКУ "Востокрегионжильё" - Кудрявцев, не соглашаясь с принятым решением, просит его отменить, приводя в обоснование следующее.
Кудрявцев указывает, что Урсакий за время прохождения военной службы с заявлением в жилищный орган не обращался и каких-либо документов, предусмотренныех приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил РФ жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" (далее - приказ МО РФ от 30 сентября 2010 года N 1280), не представлял.
В связи с этим вывод суда, в части касающейся возложения обязанности на начальника 4 отдела ФГКУ "Востокрегионжильё" в постановке Урсакия на учёт нуждающихся в служебном жилом помещении по месту прохождения военной службы, является ошибочным.
Изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд приходит к следующему.
По делу установлено, что Урсакий, уволеный с военной службы в запас, в связи с организационно-штатными мероприятиями на основании приказа командира войсковой части 00000 от 2 июня 2015 года N "N", до настоящего времени не исключён из списков личного состава войсковой части 00000-0
Административный истец совместно с супругой и двумя несовершеннолетними детьми с 1 октября 2015 года проживает по договору найма жилого помещения в квартире расположенной по адресу: "адрес", с ежемесячной оплатой в " ... " рублей (л.д. 30).
Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы, до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, жилые помещения маневренного фонда или общежития, а в случае их отсутствия воинские части по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 Положения "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей", утвержденного постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года N 909, в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством РФ по желанию военнослужащих им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели Министерству обороны РФ в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, заключенным в письменной форме, но не более установленных размеров. Денежная компенсация выплачивается со дня заключения договора найма (поднайма) жилого помещения, но не ранее дня включения федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, военнослужащих в списки на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Таким образом, законодательством прямо определено, что денежная компенсация за наем (поднаем) жилого помещения может выплачиваться военнослужащему лишь в случае невозможности обеспечения его и членов семьи служебным жилым помещением, по желанию военнослужащего и не ранее дня его включения в списки на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда. При этом данные нормы не указывают на возможность компенсации затрат по найму жилого помещения военнослужащему признанному нуждающимся в обеспечении жилым помещением социального найма.
В соответствии с сообщением ФКУ "УФО МО РФ по Забайкальскому краю" от 8 апреля 2016 года "N" причиной приостановления административному истцу выплаты денежной компенсации за наем жилого помещения явилось отсутствие его в списках на предоставление служебных жилых помещений (л.д. 5).
Отсутствие административного истца в указанных списках подтверждаются сообщением 4 отдела ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ от 19 апреля 2016 года "N". При этом из этого сообщения следует, что Урсакий, с составом семьи 4 человека, с 1 июля 2013 года состоит в едином реестре военнослужащих, подлежащих обеспечению жилыми помещениями социального найма (форма обеспечения - жилищная субсидия) (л.д. 6).
Согласно пп. 1 и 2 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280, военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей со дня прибытия на новое место военной службы предоставляются служебные жилые помещения. Для получения служебного жилого помещения военнослужащие подают заявление в структурное подразделение уполномоченного МО РФ органа, к которому прикладывают документы, предусмотренные Инструкцией.
Пунктом 5 этой же Инструкции определено, что решение о включении военнослужащего в список на предоставление служебных жилых помещений принимается структурным подразделением уполномоченного органа не позднее чем через десять рабочих дней со дня получения заявления и документов, указанных в п. 2 настоящей Инструкции, о чем военнослужащему направляется уведомление.
Следовательно, основанием для включения военнослужащего в список на предоставление служебных жилых помещений является его волеизъявление, выраженное в форме заявления с приложением к нему документов, подтверждающих право на включение в список.
Признавая незаконными действия начальника 4 отдела ФГКУ "Востокрегионжильё", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку Урсакий до настоящего времени не исключён из списков личного состава воинской части и является военнослужащим, отсутствие у него действующего контракта о прохождении им военной службы, не может служить основанием для отказа в признании его нуждающимся в служебном жилье.
Между тем, в суде апелляционной инстанции установлено, что Урсакий, согласно решения начальника 4 отдела ФГКУ "Востокрегионжильё" от 24 июля 2016 года "N", принятого на основании его заявления, совместно с членами семьи с 13 июля 2016 года включен в список военнослужащих на предоставление служебных жилых помещений по месту прохождения службы в городе Чите. При этом материалы административного дела не содержат каких-либо сведений, указывающих на обращение административного истца в жилищный орган до июля 2016 года. Не представлены таковые сторонами и в суд апелляционной инстанции.
Таким образом, судом не были установлены и оставлены без внимания, юридически значимые обстоятельства для дела, свидетельствующие о том, что административный истец, до принятия судом первой инстанции итогового решения, в жилищный орган с заявлением о включении его в список нуждающихся в служебном жилье не обращался, в связи с этим у начальника 4 отдела ФГКУ "Востокрегионжильё" отсутствовали какие-либо правовые основания для включения Урсакия в указанные списки.
Помимо этого, данные обстоятельства свидетельствуют о том, что Урсакий не имел права на получение денежной компенсации за поднаем жилого помещения в феврале и марте 2016 года, поскольку в установленном порядке он в список военнослужащих на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда включён не был.
С учетом изложенного вывод суда первой инстанции о частичном удовлетворении требований административного истца окружной военный суд находит ошибочным, в связи с чем решение суда подлежит отмене, с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст. 309, 310, 311 КАС РФ, окружной военный суд
определил:
решение Читинского гарнизонного военного суда от 6 июня 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению Урсакия В.А. отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Судья-председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.