Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Ковалева А.М.
судей Хаянян Т.А., Корниловой Т.Г.
при секретаре Абросимовой А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Романовой Н.Н., Козыренко С.А. к Министерству обороны РФ, ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, ФГКУ "Северо-Кавказское управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации по апелляционной жалобе Романовой Н.Н., Козыренко С.А. на решение Зерноградского районного суда Ростовской области от 19 мая 2016г. Заслушав доклад судьи Хаянян Т.А. судебная коллегия
установила:
Романова Н.Н., Козыренко С.А. обратились в суд с иском к Министерству обороны РФ, ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, ФГКУ "Северо- Кавказское управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, третьи лица: Администрации Зерноградского городского поселения, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В обоснование исковых требований истцы указали, что они зарегистрированы и фактически проживают в квартире, расположенной по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН. Указанная квартира была предоставлена ФИО (отцу и бывшему мужу истцов) на состав семьи из трех человек согласно ордеру НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 03.10.1996 года в качестве служебного помещения как гражданскому персоналу войсковой части НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, а именно, работнику Домоуправления N2 Второй Ростовской КЭЧ района - начальнику котельной. Одновременно с ним был заключен типовой договор найма жилого помещения в домах государственного жилищного фонда в Российской Федерации.
23.02.2001 года брак между Романовой Н.Н. и ФИО расторгнут. ФИО уволился с работы 06.04.2001 года и 29.05.2001 года снялся с регистрационного учета. Согласно письму начальника Второй Ростовской КЭЧ района от 24.01.2008 года, истица Романова Н.Н. была признана нанимателем квартиры и с ней был заключен Типовой договор найма жилого помещения в домах государственного жилищного фонда в Российской Федерации с составом семьи два человека: она, сын Козыренко С.А.
01.10.2012 года Романова Н.В. была уволена по сокращению штатов работников войсковой части. Романова Н.Н. обращалась с заявлениями о приватизации жилого помещения, однако ей было отказано со ссылкой на то, что спорное жилое помещение является служебным. Полагая такой отказ незаконным, истцы просили суд признать за ними право собственности на жилое помещение квартиру НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН общей площадью 55,3 кв.м., расположенную по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН порядке приватизации по 1/2 доли за каждым.
19 мая 2016 года Зерноградский районный суд Ростовской области постановилрешение, которым отказал Романовой Н.Н., Козыренко С.А. в удовлетворении исковых требований к Министерству обороны РФ, ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, ФГКУ "Северо-Кавказское управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В апелляционной жалобе Романова Н.Н., Козыренко С.А. просят отменить решение суда, постановить новое решение об удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы истцы указывают на то, что судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, указывают, что с Романовой Н.Н. заключен типовой договор социального найма жилого помещения, спорная квартира не значится ни в реестре федерального, ни в реестре муниципального имущества как специализированное жилое помещение. В этой связи ссылка суда на ордер, в котором имеется штамп "служебный фонд", по мнению истцов, является неправомерной и не является доказательством отнесения квартиры к служебному жилью.
Романова Н.Н. с 01.10.2012 года не состоит в каких-либо служебных отношениях с учреждениями Министерства обороны Российской Федерации, а ответчиками не заявлялись требования о выселении из жилого помещения.
Апеллянт обращает внимание на то, что из п. 1 договора найма от 03.10.1996 года следует, что спорная квартира была передана ФИО в бессрочное пользование, а п. 3 указанного договора наделил его всеми правами нанимателя жилья по договору социального найма, без учета ограничений, установленных законом в отношении служебных жилых помещений. После расторжения брака и выселения ФИО нанимателем квартиры стала Романова (Козыренко) Н.Н. с которой был заключен типовой договор найма жилого помещения. При этом ордер на квартиру выдавался начальником отдела по учету и распределению жилой площади исполнительного комитета Совета народных депутатов г. Зернограда, что свидетельствует о том, что истцы были вселены в квартиру на основании ордера и проживали в ней с семьей на условиях социального найма.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав Козыренко С.А., представителя Романовой Н.Н. по доверенности Романова Н.И., представителя ФГКУ "ЮРУЖО" МО РФ Наволока И.А., представителя ФГКУ "СКТУИО" МО РФ Кречетову К.Н., представителя ФГКУ "СКТУИО" МО РФ Бугаеву А.В., судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 03.10.1996 года ФИО как гражданскому персоналу, работающему в ДУ N3 Второй Ростовской КЭЧ района начальником котельной, и членам его семьи (супруга Романова (Козыренко Н.Н., сын Козыренко С.А.) на основании ордера НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 03.10.1996 года с отметкой "Служебный фонд" была предоставлена квартира, расположенная по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.
В связи с расторжением брака между ФИО. и Романовой (Козыренко) Н.Н. и снятием с регистрационного учета ФИО на Романову Н.Н. был оформлен лицевой счет на спорную квартиру. В январе 2008 года между начальником ДУ-3 и Романовой Н.Н. на основании ордера НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 03.10.1996 года с отметкой "Служебный фонд" заключен договор найма жилого помещения в домах государственного жилищного фонда в Российской Федерации.
Постановлением Главы администрации г. Зернограда Ростовской области от 03 сентября 1996 г, N 368 в связи с ходатайством Второй Ростовской КЭЧ района спорная квартира включена в число служебных жилых помещений.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 г. N 1470-р "О внесении изменений в перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации" военный городок, расположенный в г.Зернограде Ростовской области исключен из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных законом, иными нормативными актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Статьей 4 названного закона установлено, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Таким образом, по общему правилу, служебные жилые помещения приватизации не подлежат.
Как следует из материалов дела и установлено судом, спорное жилое помещение является федеральной собственностью, находится в оперативном управлении Министерства обороны Российской Федерации, возражавшего против передачи квартиры в собственность истцам.
Статьей 6 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления спорного жилого помещения, было установлено, что государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
В соответствии со статьями 28 - 31, 33, 42, 43 Жилищного кодекса РСФСР основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда - совместное решение администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденное решением органа местного самоуправления.
В силу статьи 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
В соответствии с законодательством Российской Федерации служебные жилые помещения могут предоставляться отдельным категориям военнослужащих (статья 104 Жилищного кодекса РСФСР).
Согласно статье 105 Жилищного кодекса РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, названным кодексом и другим законодательством РСФСР.
Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
В силу статьи 47 Жилищного кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.
Согласно пункту 2 постановления Совета Министров СССР от 6 мая 1983 г. N 405 "О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения" ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.
Исходя из анализа названных выше норм права признаком служебного жилого помещения (до 1 марта 2005 г.) являлось обязательное наличие решения органа местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежало жилое помещение.
Решение о включении спорной квартиры в состав служебных жилых помещений от 03 сентября 1996 г, N 368 в установленном порядке не оспорены и недействительными не признаны.
Исключение спорного жилого помещения из специализированного жилого фонда должно производиться в силу положений части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения органа, осуществляющего управление государственным жилищным фондом. Изменение статуса помещения относится к исключительной компетенции собственника и является его правом, а не обязанностью. Статус служебного жилого помещения может быть прекращен лишь с момента издания соответствующего решения уполномоченного органа.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно подпункту "м" пункта 2 названного постановления Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
Разрешая заявленные требования и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствуясь вышеизложенными нормами права пришел к обоснованному выводу о том, что решение об исключении спорного жилого помещения из числа служебного уполномоченным органом не принималось. Действующее в настоящее время гражданское и жилищное законодательство не предусматривает такого понятия как фактическая утрата статуса служебного жилого помещения. При таких обстоятельствах доводы истцов о возможности приватизации жилого помещения, имеющего статус служебного фонда, являются не состоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы о том, что из содержания договора найма жилого помещения не следует, что договор заключен на жилое помещение, имеющее статус служебное, не являются основанием для отмены решения суда, поскольку служебным жилое помещение является на основании постановления Главы администрации г. Зернограда Ростовской области от 03 сентября 1996 г, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН. Указанное постановление не отменено, недействительным не признано, жилой дом, расположенный по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, передан на баланс в ФГКУ "Северо- Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Доводы жалобы, с учетом установленных судом фактических обстоятельств, выводы суда не опровергают, не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Зерноградского районного суда Ростовской области от 19 мая 2016г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Романовой Н.Н., Козыренко С.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированный текст определения изготовлен 29.08.2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.