Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
в составе председательствующего судьи Татуриной С.В.,
судей: Шамрай М.С., Маримова В.П.,
при секретаре Гребенкиной Э.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лютанова О.В. к Южному Таможенному Управлению ФТС России о взыскании недополученной пенсии, обязании выплачивать пенсию с учётом установленного ранее районного коэффициента, по апелляционной жалобе Лютанова О.В. на решение Ленинского районного г. Ростова-на-Дону от 14 июня 2016 г. Заслушав доклад судьи Шамрай М.С., судебная коллегия
установила:
Лютанов О.В. обратился в суд с иском к Южному таможенному управлению ФТС России о взыскании недополученной пенсии, обязании выплачивать пенсию с учётом установленного ранее районного коэффициента, указав в обоснование заявленных требований, что с 1970 года по февраль 2014 года включительно истец проживал в г. Комсомольск-на-Амуре, там же с 1993 года по 2013 год проходил службу в органах внутренних дел и в таможенных органах с 1998 года по 2013 год. В ноябре 2013 года Лютанов О.В. уволился из таможенных органов, в связи с выходом на пенсию по выслуге лет. Выслуга лет составила 20 лет и 1 месяц. Лютанову О.В. назначена пенсия в размере 18 428,70 руб. с применением районного коэффициента в размере ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА%, что составляет 3 649, 54 руб. В феврале 2014 года Лютанов О.В. переехал на постоянное место жительства в г. Ростов-на-Дону. В 2014 году истец направил в ДВТУ и ЮТУ заявление с просьбой о переводе своего пенсионного дела в г. Ростов-на-Дону. В октябре 2014 года ответчик сообщил об удержании пенсии в виде районного коэффициента за период с февраля 2014 года по октябрь 2014 года с её полным прекращением, начиная с ноября 2014 года, в связи с переездом истца на новое место жительства.
Полагая действия ответчика незаконными, истец просил суд обязать ЮТУ ФТС России производить начисление пенсии с учетом ранее установленного районного коэффициента, выплатить компенсацию за невыплату пенсии за период с ноября 2014 года, с учётом повышения коэффициента потребительских цен.
Решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 14 июня 2016 г. в удовлетворении исковых требований Лютанова О.В. отказано.
В апелляционной жалобе Лютанова О.В. ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. В обоснование доводов апелляционной жалобы Лютанов О.В. ссылается на положения ст. 436 Таможенного кодекса РФ, ст.48 Закона от 12.02.1993 г. N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и указывает на то, что представленный расчет выслуги лет для назначения пенсии является основным доказательством для применения районного коэффициента. Выводы суда о выслуге лет истца 9 лет 10 месяцев в районах, приравненных к Крайнему Северу, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и письменным доказательствам, имеющимся в материалах дела. По мнению автора жалобы, суд не вправе подменять те органы, которые полномочны производить расчёт выслуги лет. Суд первой инстанции необоснованно пришел к выводу о том, что в период с 2002-2013 гг. истец проходил не службу в таможенных органах, а государственную гражданскую службу, не учитывая при этом, что согласно Постановления Правительства РФ N 103 данные периоды также включаются в выслугу лет.
Ответчик ЮТУ ФТС России, не согласившись с доводами апелляционной жалобы, представило возражения, в которых решение суда первой инстанции просит оставить без изменения.
Истец в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца с учетом положений ст. ст. 167, 327 ГПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на неё, выслушав представителя истца, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей ответчика, полагавших решение законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Судом установлено и усматривается из материалов дела, в связи с переездом Лютанова О.В. из г. Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края на постоянное место жительства в г. Ростов-на-Дону на основании его заявления от 02.10.2014 г. и после получения 14.11.2014 г. пенсионного дела НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН из Дальневосточного таможенного управления (далее - ДВТУ) ЮТУ возобновлена выплата пенсии за выслугу лет в таможенных органах с 01.11.2014 г. в размере 18 876, 72 руб. без применения районного коэффициента.
Согласно материалам пенсионного дела, выслуга лет Лютанова О.В. в таможенных органах Российской Федерации составляет: в календарном исчислении - 22 года 2 месяца 29 дней, учёба - 01 год 08 месяцев 28 дней, льготная - 10 лет 01 месяц 03 дня, общая выслуга лет для назначения пенсии - 34 года 01 месяц.
Согласно расчёту для назначения пенсии за выслугу лет Лютанова О.В., утвержденному начальником Хабаровской таможни 22.11.2013 г. и подготовленному в соответствии с приказом ФТС России от 06.08.2013 года N1473 "Об организации работы по исчислению стажа службы (выслуги лет) сотрудникам таможенных органов Российской Федерации" в выслугу лет для назначения пенсии включены следующие периоды военной службы, службы и иной деятельности: с 01.09.1984 г. по 26.02.1988 г. - обучение в Комсомольском-на-Амуре металлургическом техникуме, с 20.05.1988 г. по 09.06.1990 г. - служба в вооруженных силах по призыву, с 23.07.1993 г. по 09.04.1998 г. - служба в органах внутренних дел, с 13.04.1998 г. по 12.09.2002 г. - служба в таможенных органах, в периоды с 13.09.2002 г. по 29.10.2004 г. и с 01.11.2004 г. по 25.12.2012 г.- федеральная государственная гражданская служба, с 15.02.2013 г. по 24.11.2013 г. - служба в таможенных органах.
Рассматривая заявленные Лютановым О.В. исковые требования о взыскании недополученной пенсии и обязании выплатить пенсию с учетом установленного ранее районного коэффициента, суд первой инстанции, руководствуясь нормами действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, правомерно пришёл к выводу об отказе в их удовлетворении.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.07.1997 г. N114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.
Должностными лицами таможенных органов являются граждане, замещающие должности сотрудников в указанных органах, которым присвоены специальные звания (далее - сотрудники таможенных органов), и федеральные государственные гражданские служащие таможенных органов (ст.3 Закона N114-ФЗ).
Специальные звания и должности сотрудников таможенных органов установлены ст. 5 Федерального закона N114-ФЗ от 21.07.1997 г.
Исходя из содержания изложенных правовых норм, а также материалов пенсионного дела истца, судом первой инстанции правильно установлено, что военная служба Лютанова О.В. в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в том числе и служба в таможенных органах Российской Федерации, служба в органах внутренних дел в календарном исчислении составляет 9 лет 10 месяцев и 4 дня, оснований для переоценки данных выводов суда у судебной коллегии не имеется.
Частью 1 ст. 50 Закона N114-ФЗ предусмотрено, что пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей.
Пенсионное обеспечение сотрудников, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, осуществляемое за счет средств федерального бюджета, регулируется положениями Закона от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, ... ", определяющего - исходя из специфики такой службы и особого правового статуса - условия назначения данной категории лиц пенсий, порядок их исчисления, отличающиеся от аналогичных параметров как трудовых, так и иных видов пенсий.
Статьей 13 указанного Федерального закона для данной категории лиц предусмотрена такая мера социальной защиты, как пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги, в которую засчитывается и военная служба.
Положениями ст. 48 Закона N4468-1 предусмотрено, что за пенсионерами из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, которым пенсия (включая надбавки к пенсиям, предусмотренные ст.ст. 17 и 24 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные ст. 16 настоящего Закона) была исчислена с применением ч.1 настоящей статьи, при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства сохраняется размер пенсии, исчисленной с учетом соответствующего коэффициента в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Аналогичное положение содержится в п. 16.1 Порядка исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Совмина - Правительства РФ от 22.09.1993 г. N 941, в силу которого размер пенсии с учетом соответствующего районного коэффициента сохраняется за пенсионерами из числа лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет и непосредственно перед увольнением проходивших службу в этих районах и местностях, где им была исчислена пенсия за выслугу лет с применением районного коэффициента, установленного в этих районах для сотрудников, в случае их последующего выезда на новое постоянное место жительства в местности, где к денежному довольствию сотрудников районный коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере.
При этом в календарную выслугу лет в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающую право на исчисление (сохранение) пенсии в порядке, установленном настоящим пунктом, включаются периоды военной службы (службы) в этих районах и местностях, в том числе по призыву (срочная военная служба) в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (абз. 3 п.16.1 Постановления).
Анализ вышеприведенных норм права свидетельствует о том, что специальный коэффициент к назначаемым в соответствии с Законом N4468-1, пенсиям выплачивается при определенных условиях, а именно при прохождении службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет. Вид службы, которая засчитывается в календарные годы установлена п.16.1 Постановления N941 и является военной службой (службой) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в том числе по призыву (срочная военная служба) в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин.
Таким образом, существенным для разрешения настоящего спора обстоятельством является наличие условия о прохождении пенсионером военной службы не менее 15 и 20 календарных лет, в зависимости от района.
Судебной коллегией признается законным и обоснованным вывод суда о том, что военная служба истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в календарном исчислении составляет 9 лет 10 месяцев 4 дня, так как периоды замещения Лютановым О.В. должностей федеральной государственной службы в рамках Федерального закона от 31.07.1995 "Об основах государственной службы Российской Федерации" и федеральной государственной гражданской службы в рамках Федерального закона от 27.07.2004 г. N79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" с 13.09.2002 г. по 29.10.2004 г. и с 01.11.2004 г. по 02.04.2012 г. являются государственной гражданской службой, что не тождественно понятию "военная служба", содержащемуся в Законе N4468-1.
Также суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, исходя из положений вышеприведенных норм действующего законодательства о том, что Лютанов О.В., в связи с переездом на новое место жительство, в котором не устанавливаются районные коэффициенты, утратил право на выплату пенсии с применением соответствующего коэффициента по месту проживания в г. Ростове-на-Дону.
Довод истца относительно того, что в период времени с 2002 года по 2012 год он имел специальное звание старший лейтенант, капитан таможенной службы и занимал должности инспектора, государственного инспектора различных отделов, не опровергает то обстоятельство, что в указанный период времени истец занимал должности государственной гражданской службы. Суд обоснованно учел, что в периоды замещения должностей федеральной государственной гражданской службы Лютанову О.В. присвоены квалификационные разряды государственного служащего и классные чины, которые не соответствуют специальным званиям, "старший лейтенант и капитан таможенной службы", предусмотренными в ст. 5 Закона N 114-ФЗ.
В соответствии со ст. 62 Закона N 4468-1, сумма пенсии или пособия, излишне выплаченная пенсионеру вследствие злоупотребления с его стороны, может удерживаться из пенсии на основании решения соответствующего пенсионного органа ежемесячно в размере, не превышающем 20 процентов причитающейся к выплате пенсии, сверх удержаний по другим основаниям.
Как следует из заявления - обязательства Лютанова О.В. от 22.11.2013 г., истец обязался сообщать в таможенный орган по месту жительства обо всех изменениях, влияющих на размер выплачиваемой пенсии (в том числе и о перемене места жительства), а переплаченную пенсию обязался возвратить (л.д. 57). Также, согласно пункту 3 Памятки, указанной в пенсионном удостоверении серии НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, оформленном ДВТУ на имя истца, обо всех изменениях, влияющих на размер выплачиваемой пенсии, либо лишающих права на пенсию, пенсионер обязан своевременно сообщить в подразделение пенсионной службы соответствующего таможенного органа.
Поскольку истец не выполнил данные им обязательства и своевременно не проинформировал пенсионный орган о переезде, что привело к возникновению переплаты пенсии за счет выплаты районного коэффициента, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что излишне выплаченная сумма пенсии (районного коэффициента) за период с 01.02.2014 г. по 31.10.2014 г. в размере 32 971,66 руб. законно удержана ответчиком.
Доводы апелляционной жалобы по существу направлены на переоценку доказательств и обстоятельств, установленных судом первой инстанции, получили свою оценку в решении суда первой инстанции и не могут быть приняты судом апелляционной инстанции во внимание.
Каких-либо новых убедительных правовых доводов тому, что решение суда постановлено в нарушение положений действующего законодательства, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений судом норм материального или процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, апелляционная инстанция не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 14 июня 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Лютанова О.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 02.09.2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.