Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
в составе председательствующего судьи Щетининой Е.В.
судей Корниенко Г.Ф., Шамрай М.С.,
с участием прокурора Ляпиной О.В.,
при секретаре Филимоновой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Токарева С.В. к Государственному учреждению - Ростовскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N26), АО "Шахтоуправление "Обуховская" о признании профессионального заболевания страховым случаем, назначении страхового возмещения, по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Ростовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Гуковского городского суда Ростовской области от 31 мая 2016 г. Заслушав доклад судьи Корниенко Г.Ф., судебная коллегия
установила:
Токарев С.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Ростовскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ РРО ФСС РФ), АО "Шахтоуправление "Обуховская" о признании профессионального заболевания страховым случаем, назначении страхового возмещения, указав в обоснование требований, что длительное время работал в организациях угольной промышленности. В период работы в АО "Шахтоуправление "Обуховская" 08.07.2015г. у него было выявлено профессиональное заболевание, заключительный диагноз ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА установлен 07.08.2015г. лечебно-реабилитационным центром ГБУ Ростовской области Министерства здравоохранения Ростовской области.
21.10.2015г. был составлен и утвержден Главным государственным санитарным врачом акт НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН расследования данного профессионального заболевания, который не был подписан уполномоченными на его подписание должностными лицами АО "Шахтоуправление "Обуховская", которыми 26.10.2015г. представлены в комиссию по расследованию профессионального заболевания возражения, в которых указано на отсутствие причинно-следственной связи с вредными условиями труда в АО "Шахтоуправление "Обуховская".
Заключением Бюро МСЭ от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА ему установлено ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА утраты профессиональной трудоспособности на период с 02.12.2015г. по 01.01.2017г. и ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА, сроком переосвидетельствования 05.12.2016г.
После прохождения МСЭ истец обратился в ГУ РРО ФСС РФ (филиал N26) с заявлением о назначении сумм страхового возмещения, приложив все необходимые документы, но 21.12.2015г. получил ответ об отказе в назначении данных выплат, со ссылкой на то, что заключением комиссии филиал от 02.12.2015г. N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН случай выявленного у него профессионального заболевания признан не страховым в связи с тем, что он не получен на АО "Шахтоуправление "Обуховская".
Полагая, указанные действия ответчиков необоснованными и противоречащими ст.ст.3, 4, 5, 7 Федерального закона от 24.04.1998г. N125ФЗ истец, с учетом уточнения, просил признать, диагностированное 08.07.2015г. в период работы горнорабочим очистного забоя подземным 5 разряда в АО "Шахтоуправление "Обуховская" профессиональное заболевание ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА, произошедшим при исполнении трудовых обязанностей страховым случаем, влекущим возникновение обязательства ответчиков осуществлять обеспечение по страхованию и иным видам социального обеспечения, в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством Российской Федерации; обязать ГУ РРО ФСС РФ (филиал N26) назначить ему единовременную страховую выплату и производить ежемесячные страховые выплаты в возмещение вреда здоровью с 10.12.2015г. в соответствии с нормами Федерального закона от 24.07.1998г. N125-ФЗ "Об обязательном социальном страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Решением Гуковского городского суда Ростовской области от 31 мая 2016 года исковые требования Токарева С.В. удовлетворены. Суд признал страховым случай профессионального заболевания ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА, впервые выявленный 08.07.2015 г. и установленный 07.08.2015г. у Токарева С.В., полученный в связи с работой во вредных условиях труда в АО "Шахтоуправление "Обуховская"; обязал ГУ РРО ФСС РФ (филиал N26) назначить Токареву С.В. ежемесячную страховую выплату и единовременную страховую выплату в возмещение вреда здоровью, согласно действующему законодательству с 10.12.2015г.
В апелляционной жалобе ГУ РРО ФСС РФ считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований истца. Апеллянт указывает, что возникновение профессионального заболевания возможно лишь при условиях труда, которые характеризуются наличием на рабочем месте вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы. Акт о случае профессионального заболевания от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН оформлен с нарушением Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний: в состав комиссии по расследованию профессионального заболевания большее число членов комиссии входят представители работодателя АО "Шахтоуправление "Обуховская", которые не подписали акт о случае профессионального заболевания. В п.21 акта непосредственной причиной профессионального заболевания указано: по решению комиссии не признано влияние вредных факторов условий труда. При таких обстоятельствах экспертная группа ГУ РРО ФСС РФ (филиал N26) пришла к заключению, что в связи с нарушениями в акте о случае профессионального заболевания не имела возможности квалифицировать данный случай как страховой. Суду необходимо было признать случай профзаболевания полученным в связи с работой во вредных условиях труда в АО "Шахтоуправление "Обуховская".
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика -ГУ РРО ФСС РФ, действующая на основании доверенности, доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований
Дело рассмотрено в порядке ст.167 ГПК Российской Федерации в отсутствие истца и представителя АО "Шахтоуправление "Обуховская", извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, о чем имеются в материалах дела уведомления и телефонограмма Ростовского областного суда от 23.08.2016г. (л.д. 141).
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Ростовской области Ляпиной О.В., считавшей решение суда законным и обоснованным, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных положениями ст. 330 ГПК Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно положениям ст. 3 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" обеспечение по страхованию составляет страховое возмещение вреда, причиненного в результате наступления страхового случая жизни и здоровью застрахованного, в виде денежных сумм, выплачиваемых либо компенсируемых страховщиком застрахованному или лицам, имеющим на это право в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу требований п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125ФЗ обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем.
Из п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.03.2011 г. N 2 "О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" следует, что право застрахованных на обеспечение по обязательному социальному страхованию возникает со дня наступления страхового случая, каковым в силу статьи 3 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ признается подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, влекущий возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию. При этом следует учитывать, что квалифицирующими признаками страхового случая являются:
- факт повреждения здоровья, подтвержденный в установленном порядке;
- принадлежность пострадавшего к кругу застрахованных;
- наличие причинной связи между фактом повреждения здоровья и несчастным случаем на производстве или воздействием вредного производственного фактора.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов гражданского дела, Токарев С.В. в период работы в должности подземного горнорабочего 5 разряда в АО "Шахтоуправление "Обуховская" (с 30.10.2012г.) получил профессиональное заболевание - ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА, что подтверждается извещением об установлении заключительного диагноза острого или хронического профессионального заболевания (отравления), его уточнении или отмене от 07.08.2016 г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, выданного ГБУ Ростовской области Лечебно-реабилитационный центр (л.д. 37); санитарно-гигиенической характеристикой условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания, утверждённой Главным государственным санитарным врачом по г.г. Каменск-Шахтинский, Донецк, Зверево, Гуково, Красный Сулин, Красносулинскому и Каменскому районам от 08.07.2015 г. (л.д.20-23); выписным эпикризом из истории болезни ГБУ РО "Лечебно-реабилитационный центр N2" Центр профпатологии г. Шахты Ростовской области от 12.08.2015г. (л.д.41-42), выписным эпикризом, выписками из истории болезни МБУЗ ЦГБ г.Зверево (л.д.43-48), санитарно-гигиенической характеристикой условий труда Токарева С.В. от 08.07.2015г. (л.д. 20-23), трудовой книжкой истца (л.д. 16-19).
21.10.2015 г. составлен акт о случае профессионального заболевания, утвержденный Главным государственным санитарным врачом по г.г. Каменск-Шахтинский, Донецк, Зверево, Гуково, Красный Сулин, Красносулинскому и Каменскому районам 21.10.2015г. (л.д. 31-35)
Заключением учреждения МСЭ с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в связи с профессиональным заболеванием истцу установлено ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА утраты профессиональной трудоспособности до 01.01.2017 г. (л.д. 36).
АО "Шахтоуправление "Обуховская" является страхователем филиала N 26 ГУ РРО ФСС РФ, уплачивающим страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Токарев С.В., состоявший в трудовых отношениях с АО "Шахтоуправление "Обуховская", являлся застрахованным по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
На обращение истца к ответчику за назначением и выплатой страховых платежей, письмом 21.12.2015г. ГУ РРО ФСС РФ (филиал НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН) было отказано в назначении страховых выплат по причине непризнания события страховым случаем, поскольку профессиональное заболевание, приобретенное в должности горнорабочего очистного забоя по предприятию АО "ШУ "Обуховская" не установлено по причине отсутствия вредных факторов условий труда (л.д. 14).
Удовлетворяя требования истца, суд руководствовался положениями Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Положением о расследовании и учёте профессиональных заболеваний, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 967, и исходил из того, что наступление страхового случая - получение профессионального заболевания, повреждение здоровья застрахованного и наличие причинной связи между фактом повреждения здоровья и воздействием вредного производственного фактора в период работы истца в должности подземного горнорабочего 5 разряда в АО "Шахтоуправление "Обуховская" подтверждено материалами дела.
Суд первой инстанции принял во внимание, что акт НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. о случае профессионального заболевания Токарева С.В. оформлен ненадлежащим образом. Между тем выявленное и диагностированное окончательно 07.08.2015г. у Токарева С.В. профессиональное заболевание является хроническим заболеванием, возникшим под воздействием вредных производственных факторов, повлекших утрату истцом профессиональной трудоспособности, получено истцом в период работы во вредных условиях в АО "Шахтоуправление "Обуховская" и не исключает факт вредного воздействия производственных факторов на организм истца в период его трудовой деятельности у ответчика.
Судебная коллегия с указанными выше выводами суда первой инстанции соглашается и полагает, что, разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые по делу обстоятельства, верно оценил собранные по делу доказательства и доводы сторон, правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В соответствии с Положением о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, под хроническим профессиональным заболеванием (отравлением) понимается заболевание, являющееся результатом длительного воздействия на работника вредного производственного фактора (факторов), повлекшее временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности (п. 4). При этом профессиональное заболевание, возникшее у работника, подлежащего обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, является страховым случаем (п. 5).
Согласно п.п. 14, 16, 17 указанного Положения Центр профессиональной патологии на основании клинических данных состояния здоровья работника и представленных документов устанавливает заключительный диагноз - хроническое профессиональное заболевание, составляет медицинское заключение и в 3-дневный срок направляет соответствующее извещение в Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора, работодателю, страховщику и в учреждение здравоохранения, направившее больного. Установленный диагноз - острое или хроническое профессиональное заболевание (отравление) - может быть изменен или отменен Центром профессиональной патологии на основании результатов дополнительно проведенных исследований и экспертизы. Извещение об изменении или отмене диагноза профессионального заболевания направляется Центром профессиональной патологии в Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора, работодателю, страховщику и в учреждение здравоохранения в течение 7 дней после принятия соответствующего решения.
Кроме того, в силу норм трудового законодательства и указанного Положения, профессиональное заболевание, возникшее у работника, расследуется комиссией, которая на основании рассмотрения документов, в числе прочего, устанавливает обстоятельства и причины профессионального заболевания работника и составляет акт о случае профессионального заболевания, который является документом, устанавливающим профессиональный характер заболевания, возникшего у работника на данном производстве (п. 30 Положения).
Из материалов дела следует, что 6 представителей работодателя отказались от подписи акта о случае профессионального заболевания от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, приложив возражения, в которых считают, что возникнуть данное профессиональное заболевание при фактическом периоде работы истца у ответчика в течение 2 лет 1 месяца не могло. Воздействие вредных факторов на Токарева С.В. имело место во время работы на других предприятиях во вредных условиях (л.д. 12-13). Однако сам по себе факт несогласия представителей работодателя с актом о случае профессионального заболевания, не может свидетельствовать об отсутствии профессионального заболевания у работника и отсутствии причинной связи между фактом повреждения здоровья и воздействием вредных производственных факторов на предприятии ответчика.
Согласно п. 4.6 Инструкции о порядке применения положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденной Приказом Минздрава РФ от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, в случае несогласия работодателя (его представителя, пострадавшего работника) с содержанием акта о случае профессионального заболевания (отравления) и отказа от подписи он (они) вправе, письменно изложив свои возражения, приложить их к акту, а также направить апелляцию в вышестоящее по подчиненности учреждение госсанэпидслужбы. Акт о случае профессионального заболевания от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА работодателем в установленном порядке не оспаривался.
Кроме того, по своей правовой силе и предназначению акт о случае профессионального заболевания не устанавливает и не отменяет диагноза профессионального заболевания, а лишь устанавливает и подтверждает причинно-следственную связь этого заболевания с вредными условиями труда, длительностью и интенсивностью их воздействия по месту работы заболевшего работника (застрахованного) (письмо ФСС РФ от 29.04.2005 г. N 02-18/06-3810 "О направлении обзора по вопросам экспертиз страховых случаев в связи с профессиональным заболеванием").
Таким образом, учитывая, что установленный диагноз - хроническое профессиональное заболевание может быть изменен или отменен исключительно центром профессиональной патологии на основании результатов дополнительно проведенных исследований и экспертизы, принимая во внимание, что истцом были представлены надлежащие документы, подтверждающие в установленном законом порядке профессиональный характер имеющегося у него заболевания, при этом, акт о случае профессионального заболевания и заключительный диагноз ответчиками не оспорены, исходя из того, что в силу п. 5 приведенного выше Положения профессиональное заболевание, возникшее у работника, подлежащего обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, является страховым случаем, судебная коллегия признаёт несостоятельными доводы апелляционной жалобы о том, что суду необходимо было признать случай профзаболевания полученным в связи с работой во вредных условиях труда в АО "Шахтоуправление "Обуховская".
Согласно подпункту 2 пункта 1 ст. 8 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ к обеспечению по страхованию отнесены как единовременные, так и ежемесячные страховые выплаты. Разрешая заявленные требования к ГУ МРО ФСС РФ, суд первой инстанции обоснованно возложил на ответчика обязанность назначить Токареву С.В. единовременную страховую выплату и ежемесячные страховые выплаты в возмещение вреда здоровью с 10.12.2015 г.
Поскольку степень утраты профессиональной трудоспособности установлена истцу с 10.12.2015г., то суд правильно исходил из того, что ежемесячные страховые выплаты подлежат выплате с 10.12.2015 г.
Апелляционная жалоба ответчика не содержит доводов, опровергающих правомерность выводов суда, доводы жалобы направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и доказательств по делу, которым суд в порядке ст. 67 ГПК РФ дал правую оценку.
Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, спор по существу разрешен верно.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 330 ГПК Российской Федерации, судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Гуковского городского суда Ростовской области от 31 мая 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Ростовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное определение изготовлено 09.09.2016г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.