Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Корниловой Т.Г.,
судей Минасян О.К., Хаянян Т.А.,
при секретаре Абросимовой А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ширшикова В.В. к Лунегову Д.А. о расторжении договора купли-продажи, возврате имущества, по апелляционной жалобе Ширшикова В.В., в лице представителя Кананян О.О. на решение Волгодонского районного суда Ростовской области от 21 июня 2016. Заслушав доклад судьи Корниловой Т.Г., судебная коллегия
установила:
Ширшиков В.В. обратился в суд с иском к Лунегову Д.А. о расторжении договора купли-продажи, указав, что 16 июля 2014 года межу истцом и ответчиком был заключен договор купли-продажи квартиры и земельного участка, согласно которому истец продал ответчику квартиру и земельный участок, находящиеся по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН. Ответчик заплатил истцу 10 000 рублей при заключении договора, а оставшуюся сумму в размере 790 000 руб. обязался уплатить до 01.12.2014 года. Однако в согласованный сторонами срок ответчик оставшуюся сумму задолженности не оплатил.
Ссылаясь на то, что указанное обстоятельство является существенным нарушением договора со стороны ответчика, истец просил расторгнуть договор купли-продажи квартиры и земельного участка, заключенный между ним и ответчиком 16.07.2014 г.; возвратить в собственность истца квартиру НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН общей площадью 98,6 кв.м. и земельный участок кадастровый НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, площадью 1633 кв.м., находящиеся по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.
Решением Волгодонского районного суда Ростовской области от 21.06.2016 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с судебным актом, истец подал апелляционную жалобу, в которой просил отменить судебный акт.
Апеллянт приводит доводы о том, что судом неправильно определены нормы права, на основании которых истец просит расторгнуть договор купли-продажи. Также апеллянт не согласен с выводом суда об отсутствии доказательств существенного нарушения его прав покупателем, поскольку неисполнение в таком объеме своих обязательств покупателем влечет для продавца существенное нарушение условий договора, он в значительной мере лишен того, на что был вправе рассчитывать при продаже домовладения.
В заседание судебной коллегии стороны не явились, о месте, времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом и заблаговременно, что подтверждено уведомлениями, телефонограммами (л.д.53-56); не сообщили причины неявки и не ходатайствовали об отложении слушания дела; судебная коллегия с учетом положений ч.3 ст. 167, ч.1 ст. 327 ГПК РФ признала возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции исходил из вывода о том, что законных, то есть предусмотренных п. п. 1 и 2 ст. 450 ГК РФ, оснований для расторжения заключенного между сторонами договора купли-продажи квартиры и земельного участка не имеется, в том числе по основанию существенности нарушения договора одной из сторон. Заключенный между сторонами договор купли-продажи условий, определяющих случаи расторжения договора по требованию одной из сторон в судебном порядке с возвращением полученного сторонами по договору до момента его расторжения, не предусматривал. В связи с этим суд указал на то, что в ГК РФ (глава 30 ? 7 "Продажа недвижимости" - ст. 549 - 558 ГК РФ) также отсутствуют нормы, позволяющие расторгнуть договор купли-продажи и аннулировать возникшее у покупателя право собственности на объект недвижимости в связи с неуплатой им покупной цены.
При этом саму по себе ссылку истца на непередачу в полном объеме денежных средств в счет оплаты стоимости имущества по договору купли-продажи стороной ответчика стороне истца, суд, исходя из понятия существенного нарушения договора, содержащегося в п. 2 ст. 450 ГК РФ, посчитал недостаточным для признания названных нарушений со стороны покупателя существенными.
Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции верными, основанными на правильном толковании норм материального права.
Так, судом первой инстанции установлено и из материалов дела усматривается, что договор купли-продажи от 16.07.2014 был фактически исполнен продавцом.
Основания и последствия расторжения договора определены соответственно в ст. 450 и п. 4 ст. 453 ГК РФ.
Из содержания названных статей ГК РФ следует, что по требованию одной из сторон договор может быть расторгнут по решению суда только в случаях, предусмотренных законом или договором. При этом возможность возвращения сторонами исполненного по договору до момента его расторжения также должна быть предусмотрена законом или договором. В противном случае все полученное каждой из сторон по договору остается у нее и ни одна из сторон не может требовать возвращения того, что было исполнено по обязательству до момента, когда состоялось расторжение договора.
Заключенный между сторонами договор купли-продажи от 16.07.2014 условий, определяющих случаи расторжения договора по требованию одной из сторон в судебном порядке с возвращением полученного сторонами по договору до момента его расторжения, не содержит (в том числе при неуплате покупателем денег). В ГК РФ (глава 30, ? 7 "Продажа недвижимости" - ст. 549 - 558) также отсутствуют нормы, позволяющие расторгнуть договор купли-продажи и аннулировать возникшее у покупателя право собственности на объект недвижимости в связи с неуплатой им покупной цены.
Вместе с тем, в п. 3 ст. 486 ГК РФ (глава 30, ? 1 "Общие положения о купле-продаже") содержится специальная норма, определяющая правовые последствия несвоевременной оплаты покупателем переданного ему продавцом товара по договору купли-продажи. Они заключаются в следующем: продавец имеет право потребовать оплаты товара и дополнительно уплаты процентов в соответствии со ст. 395 ГК РФ.
Руководствуясь вышеприведенными положениями закона (ст. 450, п. 4 ст. 453, п. 3 ст. 486 ГК РФ), а также исходя из установленных по делу обстоятельств и согласованных сторонами условий договора купли-продажи квартиры от 16.07.2014, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истцу (продавцу) не предоставлено ни законом, ни договором купли-продажи право требовать от ответчика (покупателя) возврата переданной по договору квартиры даже в случае нарушения ответчиком обязательств по оплате стоимости квартиры.
Что касается доводов апеллянта о праве продавца согласно п. 2 ст. 450 ГК РФ на расторжение договора купли-продажи при существенном нарушении договора покупателем, к которому им отнесена невыплата покупателем стоимости квартиры и земельного участка продавцу, то они основаны на ошибочном толковании норм ГК РФ.
Из содержащегося в п. 2 ст. 450 ГК РФ понятия существенного нарушения договора одной из сторон (существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора) следует, что сторона, предъявляющая в суд требование о расторжении договора по этому основанию, должна представить доказательства, подтверждающие именно такой характер нарушения.
Между тем истец не представил суду каких-либо доказательств причинения значительного, по смыслу п. 2 ст. 450 ГК РФ, ущерба, как того требует ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, посчитав таковым сам факт невыплаты денег за квартиру и земельный участок ответчиком.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 65 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда N 10/22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" регистрация перехода права собственности к покупателю на проданное недвижимое имущество не является препятствием для расторжения договора по основаниям, предусмотренным ст. 450 ГК РФ. Однако в данном случае таких оснований для расторжения договора купли-продажи от 16.07.2014 не имелось. По этой причине неприменимы к отношениям сторон и положения о праве продавца, не получившего оплату по договору купли-продажи, требовать возврата переданного покупателю имущества на основании ст. 1102, 1104 ГК РФ о неосновательном обогащении.
Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом норм материального или процессуального права, не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного решения, а по существу сводятся к иному толкованию норм материального права и иной субъективной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем на законность и обоснованность состоявшегося судебного постановления не влияют, оснований для отмены судебного решения в соответствии со ст. 330 ГПК РФ по доводам жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Волгодонского районного суда Ростовской области от 21 июня 2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Ширшикова В.В., в лице представителя Кананян О.О. - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение составлено 14.09.2016г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.