Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Сидоренко О.В.,
судей Щетининой Е.В., Шамрай М.С.
при секретаре Гребенкиной Э.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зыряновой Л.В. к ГУ УПФР в г. Сальске и Сальском районе, третье лицо ГУ СОНРО "Комплексный социальный центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства г. Сальска" о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочно страховой пенсии связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения по апелляционной жалобе Зыряновой Л.В. на решение Сальского городского суда Ростовской области от 05 июля 2016г. Заслушав доклад судьи Щетининой Е.В., судебная коллегия
установила:
Зырянова Л.В. обратилась в суд с иском ГУ УПФР в г. Сальске и Сальском районе, третье лицо ГУ СОНРО "Комплексный социальный центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства г. Сальска" о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочно страховой пенсии связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
В обоснование заявленных исковых требований истец указала, что 05.04.2016 г. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии, в удовлетворении которого решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при УПФР в г. Сальске и Сальском районе Ростовской области НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 18.05.2016г. истцу было отказано.
Полагая решение ответчика незаконным, истец просила суд решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 18.05.2016 г. признать незаконным, обязать ответчика включить в специальный стаж: периоды работы диспетчером и фельшером-диспетчером скорой помощи в Шелопугинской центральной районной больнице с 16.05.1988 г. по 01.10.1992 г., с 01.11.1995 г. по 24.05.2001 г.; период работы заведующей здравпунктом ООО "Мясокомбинат Сальский" с 11.01.2002 г. по 13.05.2004 г., периоды работы фельдшером в ГУСОПРО "Комплексный социальный центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства г. Сальска" с 14.12.2005г. по 31.12.2005 г., с 21.01.2006 г. по 11.08.2011 г., период нахождения на курсах повышения квалификации с 19.02.2014 г. по 26.03.2014 г.
Решением Сальского городского суда Ростовской области от 05 июля 2016 года исковые требования Зыряновой Л.В. удовлетворены частично.
Суд обязал ГУ УПФР в г. Сальске и Сальском районе включить Зыряновой Л.В. в стаж на соответствующих видах работ периоды: с 16.05.1988 г. по 01.10.1992 г., 01.11.1995 г. по 01.11.1999 г. - диспетчер "скорой помощи" в Шелопугинской центральной районной больнице, с 19.02.2014 г. по 26.03.2014 г. - курсы повышения квалификации.
В остальной части иска отказано.
В своей апелляционной жалобе истец Зырянова Л.В. считает решение суда первой инстанции в части отказа во включении в специальный стаж периодов работы, назначении досрочно страховой пенсии незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять новое решение об в удовлетворении её исковых требований.
В своих письменных возражениях ответчик просит суд решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Зыряновой Л.В. без удовлетворения.
Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие представителя ответчика, представителя 3-го лица, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, о чем в материалах дела имеются уведомления (л.д. 95,97).
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных положениями статьи 330 ГПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции РФ установлено, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии со ст. ст. 8, 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (вступил в силу с 01 января 2015 года) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу п. 20 ч. 1 ст. 30 названного закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Судом установлено и следует из материалов дела, 05.04.2016 г. истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии, в удовлетворении которого решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при УПФР в г. Сальске и Сальском районе Ростовской области НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 18.05.2016г. ей было отказано.
Ответчиком не были включены в специальный стаж истца периоды работы диспетчером и фельшером-диспетчером скорой помощи в Шелопугинской центральной районной больнице с 16.05.1988 г. по 01.10.1992 г., с 01.11.1995 г. по 24.05.2001 г.; период работы заведующей здравпунктом ООО "Мясокомбинат Сальский" с 11.01.2002 г. по 13.05.2004г., периоды работы фельдшером в ГУСОПРО "Комплексный социальный центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства г. Сальска" с 14.12.2005г. по 31.12.2005 г., с 21.01.2006 года по 11.08.2011 г., период нахождения на курсах повышения квалификации с 19.02.2014 г. по 26.03.2014 г.
Специальный стаж истца составил 10 лет 02 месяца 19 дней, вместо требуемого 30 лет.
Постановление Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" предусматривает, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно.
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из анализа вышеприведенных законоположений следует, что работа в должности медицинской сестры по приему вызовов и передаче их выездным бригадам отделения скорой медицинской помощи (диспетчера скорой помощи) включалась в стаж работы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет в соответствии со Списком, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464, действовавшего до 01.11.1999 г.
Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1066 был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (введен в действие с 01.11.1999 г.), который не предусматривал включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работу в должности медицинской сестры по приему вызовов и передаче их выездным бригадам отделения скорой медицинской помощи (диспетчера скорой помощи), а также в должности фельдшера-диспетчера по приему вызовов и передаче их выездной бригаде отделения скорой медицинской помощи.
Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" также не предусмотрена возможность зачета в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, периоды работы истца в указанных выше должностях с 01.11.1999 г.
Учитывая изложенное, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований истца о включении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, периоды
работы истца диспетчером скорой помощи в Шелопугинской центральной районной больнице после 01.11.1999 г.
В Списке N 781 в разделе "Наименование учреждений" общества с ограниченной ответственностью, осуществляющие медицинскую деятельность на основании выданной им лицензии, не предусмотрены.
Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
Пунктом 1 статьи 120 ГК РФ (утратила силу с 01.09.2014) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Аналогичное определение учреждения закреплено и в п. 1 ст. 123.21 ГК РФ (в редакции, действующей с 01.09.2014).
Согласно общедоступным сведениям в сети Интернет, основным видом деятельности ООО "Мясокомбинат Сальский" указано "Производство готовых и консервированных продуктов из мяса, птицы и др., т.е. по своей организационно-правовой форме является коммерческой организацией, созданной для целей извлечения прибыли и не может быть отнесено к учреждениям здравоохранения, поименованным в п.2 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781.
При таком положении суд обоснованно отказал в удовлетворении требований истца о включении периода её работы с 11.01.2002 г. по 13.05.2004 г. заведующей здравпунктом ООО "Мясокомбинат Сальский" в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Также суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований истца о включении в специальный стаж истца периодов её работы фельдшером в ГУСОНРО "Комплексный социальный центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства г. Сальска" с 14.12.2005 г. по 31.12.2005 г., с 21.06.2006 г. по 11.08.2011 г., поскольку данное учреждение не относится к учреждениям здравоохранения, наименование учреждения не предусмотрено Списком и Правилами исчисления периодов работы, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781.
Кроме того, суд обоснованно принял во внимание, что Приказом Минздрава России от 06.08.2013 г. N 529 утверждена Единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, включая Центры, в том числе научно-практические, при этом учел положения ранее действовавшей Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.10.2005 г. N 627.
В Перечень учреждений здравоохранения комплексные центры социального обслуживания населения не включены.
Комплексные центры социального обслуживания и центры социального обслуживания относятся к учреждениям социального обслуживания, основной деятельностью которых является оказание населению социальных услуг ( ранее действовавшего п.1 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 10.12.195 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в РФ", Федерального закона от 28.12.2013 N 442 "Об основах социального обслуживания граждан в РФ").
При этом суд обоснованно отклонил доводы истца о наличии у ГУСОНРО "Комплексный социальный центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства г. Сальска" отдельных функций по организации социально-медицинских услуг и работы истца в должности фельдшера, предусмотренной Списком, поскольку указанные обстоятельства не дают оснований полагать, что данное учреждение относится к учреждениям здравоохранения, ввиду осуществления им отдельных видов медицинской деятельности, тогда как такая деятельность не является его основной деятельностью.
Поскольку предусмотренного п.п. 20 п. 1 ст. 30 Закона "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ от 28.12.2013 г. трудового стажа для назначения досрочной пенсии по старости у Зыряновой Л.В. не имеется, суд обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований истца о досрочном назначении страховой пенсии.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения, и не могут служить основанием к отмене решения суда.
Учитывая изложенное, постановленное судом решение является законным, обоснованным, соответствует требованиям ст.ст. 195,198 ГПК РФ, в связи с чем, оснований к его отмене, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь ст.ст.328 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Сальского городского суда Ростовской области от 05 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Зыряновой Л.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15.09.2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.