Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Горбачевской Ю.В.
судей областного суда Денисюка О.Н., Маклашова В.И.
при секретаре Милица Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Андрашиной Г.В. на решение Советского районного суда гор. Брянска от 20 апреля 2016 г. по иску Андрашиной Г.В. к Брянской городской администрации об оспаривании решения жилищной комиссии, признании права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета.
Заслушав доклад по делу судьи Маклашова В.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Андрашина Г.В. обратилась в суд с указанным иском, указывая, что является вдовой гвардии прапорщика запаса А.В.Г., в связи с чем, имеет право на социальную защиту на основании ст. 24 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в том числе на обеспечение жилой площадью за счет средств федерального бюджета. А.В.Г. был уволен с военной службы в сентябре 1994 года по состоянию здоровья из г.Приозерск республики Казахстан в связи с признанием военно-врачебными комиссиями непригодным к военной службе в мирное время.
На основании удостоверения об увольнении с военной службы, выданного войсковой частью N от "дата" и избранием места жительства в г. Брянске, А.В.Г. с "дата". был поставлен на жилищный учет в Брянской городской администрации среди граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, с составом семьи 3 человека, в том числе с женой Андрашиной Г.В. и дочерью А.О.В. Жилую площадь, предоставленную Министерством обороны в г.Приозерске они сдали, переехав в г.Брянск, где проживали в общежитии.
В связи с тем, что в 1995 году жилье гражданам, уволенным с военной службы не выделялось, наличием большой очереди на получение жилья и отсутствием работы, семья вынуждена была вернуться в г. Приозерск р. Казахстан, где они проживали долгие годы. О продвижении очереди на получение жилья узнавали по телефону. После смерти мужа, последовавшей 13.03.2013г., истец приняла решение о переезде в г.Брянск, где ей стало известно, что решением жилищной комиссии от "дата" они сняты с жилищного учета на основании п. 3 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, пп. "в" п. 26 Постановления Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054, п. 4 ст. 7 Закона Брянской области от 09.06.2006 N 37-3, в связи с переменой места жительства, снятием с воинского учета в данном населенном пункте, непрохождением ежегодной перерегистрации.
Имея временную регистрацию по адресу: "адрес", истец обратилась в Брянскую городскую администрацию с просьбой восстановить ее на жилищном учете среди граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц. Решением жилищной комиссии от "дата". ей отказано в восстановлении в очереди с первоначальной даты постановки на учет, в связи с тем, что постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, уволенных с военной службы (службы), осуществлялась до 1 января 2005 года, что, по мнению истца, необоснованно, поскольку они с мужем встали на жилищный учет "дата". Также истец ссылается, что снятие ее с регистрационного учета является незаконным в силу п.25 Постановления Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054, согласно которому не могут быть сняты с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий вдовы военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, потерявшие кормильца, состоявшего на учете, при условии, что они по-прежнему признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий и не вступили в другой брак.
Истец просит признать недействующим и отменить решение жилищной комиссии Брянской городской администрации от "дата". об исключении ее мужа А.В.Г. из списка очередности на получение жилого помещения или улучшения жилищных условий среди граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц; обязать Брянскую городскую администрацию восстановить ее, как вдову уволенного с военной службы, в списках очередности граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц; признать за ней право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета в соответствии с п.2.1 ст.15 и п.3.1 ст.24 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Решением Советского районного суда гор. Брянска от 20 апреля 2016 г. в удовлетворении исковых требований Андрашиной Г.В. отказано.
В апелляционной жалобе Андрашина Г.В. просит решение суда отменить, поскольку считает его незаконным, вынесенным с нарушением норм материального права. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что ее муж А.В.Г. с составом семьи 3 человека был на законных основаниях поставлен на жилищный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в связи с избранием после увольнения с военной службы постоянного места жительства в г. Брянске. Однако в нарушение действующего законодательства, после постановки на учет, жилой площадью в трехмесячный срок, установленный Законом РФ " О статусе военнослужащих", обеспечен не был. Полагает, что как вдова военнослужащего, нуждающаяся в улучшении жилищных условиях, она подлежит восстановлению на жилищном учете с даты постановки.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений не допущено.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
Основания для снятия граждан с учета, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 г., установлены ч. 2 ст. 6 Вводного закона.
В силу указанной нормы граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным пп. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
В соответствии с п.3 ч.1, ч.2 ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Из материалов дела следует, что А.В.Г. проходил военную службу в г.Приозерск Республики Казахстан, уволен со службы в августе 1994г. по состоянию здоровья.
С "дата". поставлен на жилищный учет в Брянской городской администрации в списке граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, с составом семьи 3 человека, в том числе жена Андрашина Г.В.
Решением жилищной комиссии от "дата". и постановлением Брянской городской администрации от "дата". N-п А.В.Г. снят с жилищного учета среди граждан, уволенных с военной службы на основании п.3 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса РФ, пп."в" п.26 Постановления Правительства РФ от 06.09.1998г. N1054, п.4 ст.7 Закона Брянской области от 09.06.2006г. N 37-3, в связи с переменой места жительства, снятием с воинского учета в данном населенном пункте, не прохождением ежегодной перерегистрации.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным решения жилищной комиссии о снятии А.В.Г. с жилищного учета и обоснованно исходил из того, что А.В.Г. после постановки на жилищный учет в Брянской городской администрации изменил свое место жительства, снялся с регистрационного учета в г.Брянске, с 1999г. и по день смерти был зарегистрирован и проживал с женой Андрашиной Г.В. в Республике Казахстан.
Согласно п.п. "и" п.7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998г. N 1054 (далее- Правила), избрание гражданами постоянного места жительства после увольнения с военной службы является основанием признания их нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.
Вместе с тем, положениями п.п. "в" п.26 Правил установлено, что военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в случае снятия с воинского учета в данном населенном пункте и выезда на другое постоянное место жительства.
Таким образом, как правильно установлено судом, у ответчика имелись основания, предусмотренные ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации и вышеназванными Правилами для снятия А.В.Г. с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Доводы истца со ссылкой на п. 25 Правил, согласно которому не могут быть сняты с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий вдовы (вдовцы) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, потерявшие кормильца, состоявшего на учете, при условии, что они по-прежнему признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий и не вступили в другой брак, обоснованно отклонены судом, поскольку право Андрашиной Г.В. состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении в данном случае производно от права ее супруга, который был снят с жилищного учета еще при жизни.
Разрешая требования истца в части восстановления на учете нуждающихся в жилых помещениях с первоначальной даты постановки, т.е. с "дата", суд обоснованно не нашел оснований для их удовлетворения, поскольку иное противоречило бы положениям Жилищного кодекса Российской Федерации о принятии органами местного самоуправления нуждающихся в жилых помещениях граждан на учет в порядке очередности.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении органами местного самоуправления п.6 ст.15 Закона РФ от 22.01.1993 N 4338-1 "О статусе военнослужащих", действовавшего на момент постановки А.В.Г. на жилищный учет, ввиду не обеспечения жилым помещением в трехмесячный срок, не могут в настоящее время служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку Закон РФ от 22.01.1993 N 4338-1 "О статусе военнослужащих" утратил силу в связи с принятием Федерального закона РФ от 27 мая 1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", А.В.Г. с жилищного учета снят.
Кроме того, на основании ст. 100 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, в пункт 14 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" внесены изменения, вступившие в силу с 01.04.2006г., с указанной даты с органов местного самоуправления снята обязанность по предоставлению военнослужащим жилых помещений.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что при разрешении спора суд правильно определилюридически значимые обстоятельства, они подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым дана надлежащая оценка.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм права, иной оценке доказательств, исследованных судом, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, в решении им дана надлежащая оценка, несогласие с которой не является основанием для отмены решения суда. Ссылок на обстоятельства, нуждающиеся в дополнительной проверке, жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда гор. Брянска от 20 апреля 2016 г. по иску Андрашиной Г.В. к Брянской городской администрации об оспаривании решения жилищной комиссии, признании права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета оставить без изменения, апелляционную жалобу Андрашиной Г.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Ю.В. Горбачевская
Судьи областного суда О.Н. Денисюк
В.И. Маклашов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.