Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Мариной Ж.В.,
судей Кулешовой Е.В., Катасоновой С.В.,
при секретаре Голодухиной А.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Бежицкой районной администрации Березовской Н.И. на решение Бежицкого районного суда г.Брянска от 20 июня 2016 года по иску Офицеровой Н.П. к Бежицкой районной администрации о признании незаконным решения жилищной комиссии об изменении даты постановки на учет в списке очередности участников подпрограммы, обязании включить в список с первоначальной даты постановки на учет.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.В., объяснения истца Офицеровой Н.П., ее представителя Яшиной Н.В., возражения ответчика Бежицкой районной администрации Березовской Н.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Офицеровой Н.П. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что на основании решения жилищной комиссии Бежицкой районной администрации г. Брянска от 02.04.2007 г. N 12 с составом семьи 3 человека, в том числе муж - Шильников Д.С, сын - Шильников М.Д. она была включена в число претендентов на участие в подпрограмме областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2005-2010 годы" с учетом положений вновь принятых постановлений администрации Брянской области от 29.12.2006 г. N 882, утвердившим подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей" областной целевой программы "Жилище" на 2007-2010 годы и от 25.01.2007 г. N 32, утвердившим Порядок предоставления субсидий молодым семьям - участникам подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" областной целевой программы "Жилище" на 2007-2010 годы с 28.03.2007г.
В связи с изменением условий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015г., подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" областной целевой программы "Жилище" на 2011-2015г., городской целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011-2015г.г. Бежицкой районной администрацией г. Брянска в адрес Офицеровой (Шильниковой) Н.П. было направлено уведомление необходимости оформления бланка заявления и предоставления нового пакета документов.
04.07.2011 г. истец представила в Бежицкую районную администрацию г. Брянска заявление и все необходимые документы.
Уведомлением от 13.07.2011г. исх. N1262-и Офицерова (Шильникова) Н.П. была проинформирована о том, что решением жилищной комиссии Бежицкой районной администрации от 12.07.2011 г. N14 семья Шильниковых в составе 3-х человек включена в подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы с 28.03.2007 г.
07.11.2011 г. брак между Шильниковой Н.П. и Шильниковым Д.С. был расторгнут.
18.07.2014 г. Шильникова Н.П. заключила брак с Офицеровым А.А.
В связи с изменением состава семьи, Офицерова Н.П. 29.09.2014 г. обратилась с Бежицкую районную администрацию г. Брянска с заявлением, в котором просила внести изменения в учетное дело.
По результатам рассмотрения заявления Офицеровой Н.П.
жилищной комиссией Бежицкой районной администрацией г. Брянска было
принято решение N 33 от 08.10.2014 г. об изменении численного состава
семьи истца на 2 человека, в том числе: супруг Офицеров А.А., 05.12.1988 года рождения, сын Шильников М.Д., 02.12.2005 года рождения.
04.11.2014 г. в семье Офицеровых родились еще два сына - Семен и Артем.
В связи с изменением состава семьи Офицеровой Н.П. 24.11.2014 г. обратилась в Бежицкую районную администрацию г. Брянска с заявлением о внесении изменений в учетное дело.
Решением N 39 от 02.12.2014 г. жилищной комиссии Бежицкой районной администрации г. Брянска были внесены изменения в учетное дело Офицеровой Н.П., включенной с 28.03.2007 г. как участника подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" с составом семьи 5 человек.
Письмом от 08.04.2016 г. исх. N 06/03-342 Бежицкая районная администрация г. Брянска уведомило Офицерову Н.П. о том, что ее семья включена в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в рамках реализации мероприятия "Социальные выплаты молодым семьям на приобретение жилья" государственной программы "Развитие образования и науки Брянской области" (2014-2020 года) в 2016 году.
В мае 2016 г. истец получила выписку из Распоряжения Бежицкой районной администрации г. Брянска от 05.05.2016г. N 126-р, согласно которой ей стало известно о том, что на основании Жилищного кодекса Российской Федерации, действующих нормативно-правовых актов в области жилищных отношений, решения жилищной комиссии районной администрации от 04.05.2016 г. N15 были внесены изменения в учетные дела участников подпрограммы, считая ее включенной в программу с 05.09.2014 г.
Согласно выписке протокола N15 заседания жилищной комиссии Бежицкой районной администрации от 04.05.2016 г., было рассмотрено учетное дело молодой семьи Офицеровых, при этом было установлено, что в период с 08.11.2011 г. по 16.08.2014г. Офицерова Н.П. с сыном Шильниковым М.Д. не была зарегистрирована на территории города Брянска, в связи с чем комиссия приняла решение о внесении изменений в учетное дело семьи Офицеровых в части изменения даты включения в программу с 05.09.2014 г.
Истец просила признать незаконным решение жилищной комиссии Бежицкой районной администрации г. Брянска от 04.05.2016 N 15 об изменении даты постановки семьи истца; обязать администрацию Бежицкого района г.Брянска включить семью Офицеровой Н.П. составом 5 человек, в число участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" с 28.03.2007 года.
В суде истец и ее представитель исковые требования поддержали.
Представитель ответчика Березозская Н.И. с иском не согласна в суде указала, что решением жилищной комиссии истец и члены ее семьи были передвинуты в очереди участников подпрограммы с даты первоначальной постановки в очереди с 28.03.2007 г. на дату 05.09.2014 г., поскольку истец была зарегистрирована в г.Брянске с 05.09.2014 г.
05 апреля 2016 года Бежицкий районный суд г.Брянска постановилрешение, которым признал незаконным решение жилищной комиссии Бежицкой районной администрации г. Брянска от 04.05.2016 N 15 об изменении даты постановки семьи Офицеровой Н.П. в списке очередности участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы; мероприятия "Социальные выплаты молодым семьям на приобретение жилья" государственной программы "Развитие образования и науки Брянской области" (2014-2020 годы); подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" па 2016-2018 годы муниципальной программы "Стимулирование экономической активности в городе Брянске" на 2016-2018 годы".
Суд признал незаконным и подлежащим отмене распоряжение Бежицкой районной администрации N 126-р от 05.05.2016 г. в части внесения изменения в учетное дело семьи Офицеровой Н.П. - считая ее включенной в программу с 05.09.2014 г.
Обязал администрацию Бежицкого района г.Брянска включить семью Офицеровой Н.П. с составом семьи 5 человек в число участников указанной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" с первоначальной даты обращения - с 28.03.2007 года.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Бежицкой районной администрации Березовская Н.И. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.
Указывают на то, что истец в период времени с 08.11.2011 г. по 16.08.2014 г. была зарегистрирована в другом муниципальном образовании, в связи с чем в указанный период Офицерова Н.П. утратила право состоять на жилищном учете в г.Брянске. Так же указала, что 04.05.2016 г. администрацией было принято решение о передвижении очередности Офицеровой Н.П. в очереди с момента регистрации семьи в г.Брянске, т.е. с 05.09.2014 г.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения истца Офицеровой Н.П., ее представителя Яшиной Н.В., возражения ответчика Бежицкой районной администрации Березовской Н.И., судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
Судом установлено, что изначально семья Офицеровой Н.П. на основании решения жилищной комиссии Бежицкой районной администрации г. Брянска от 02.04.2007 г. N 12 с составом семьи 3 человека, в том числе муж - Шильников Д.С., сын - Шильников М.Д. она была включена в число претендентов на участие в подпрограмме областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2005-2010 годы" с учетом положений вновь принятых постановлений администрации Брянской области от 29.12.2006 г. N 882, утвердившим подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей" областной целевой программы "Жилище" на 2007-2010 годы и от 25.01.2007 г. N 32, утвердившим Порядок предоставления субсидий молодым семьям - участникам подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" областной целевой программы "Жилище" на 2007-2010 годы с 28 марта 2007 года.
На основании решения жилищной комиссии Бежицкой районной администрации от 4 мая 2016 г. истец Офицерова Н.П. с составом семьи 5 человек была передвинута в списке очередности участников подпрограммы.
Из протокола заседания комиссии следует, что с 08.11.2011 г. по 16.08.2014 года истец с сыном была зарегистрирована по адресу : пгт.Клетня, пер.Комарова д.15. Принимая во внимание, что в г. Брянске истец не была зарегистрирована, поставлена на регистрационный учет только 05.09.2014 г., то по мнению ответчика, с этой даты истец вправе состоять на учете в качестве участника подпрограммы.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд исходил из того, что при разрешении вопроса о перестановке очередности жилищной комиссией Бежицкого района г.Брянска не выявлено каких то несоответствий представленных истцом документов действующим правилам, а так же нормам ЖК РФ, кроме того сам отказ жилищной комиссии, а так же ЖК РФ не содержит норм, ставящих в зависимость перестановку на жилищном учете от регистрации лица на территории субъекта РФ, в связи с чем суд счел необходимым признать незаконным решение жилищной комиссии Бежицкой районной администрации г. Брянска от 04.05.2016 N15 об изменении даты постановки семьи Офицеровой Н.П. в списке очередности участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы; мероприятия "Социальные выплаты молодым семьям на приобретение жилья" государственной программы "Развитие образования и науки Брянской области" (2014-2020 годы); подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2016-2018 годы муниципальной программы "Стимулирование экономической активности в городе Брянске" на 2016-2018 годы", с возложением обязанности на администрацию Бежицкого района г.Брянска по включению семьи Офицеровой Н.П. с составом 5 человек в состав участников подпрограммы.
Одновременно, в целях окончательного разрешения возникшего спора суд признал незаконным и подлежащим отмене распоряжение Бежицкой районной администрации N 126-р от 05.05.2016 г. в части внесения изменения в учетное дело Офицеровой Н.П. - считать включенной в программу с 05.09. 2014 г.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
В целях реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2016 - 2018 годы муниципальной программы "Стимулирование экономической активности в городе Брянске" на 2016 - 2018 годы, утвержденной Постановлением Брянской городской администрации от 25.12.2013 N 3336-п, и создания условий для приобретения (строительства) жилья молодыми семьями города Брянска (в ред. Постановлений Брянской городской администрации от 07.02.2014 N 263-п, от 06.04.2015 N 966-п, от 24.02.2016 N 507-п) утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Формирование сводных списков участников целевых подпрограмм отнесено федеральным законодателем к прерогативе органов местного самоуправления.
Так, районная администрация города Брянска организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, предусмотренных пунктом 15 настоящих Правил, и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей Программы.
В соответствии с п.17 Постановления Брянской городской администрации от 15.02.2013 N 345-п (ред. от 23.05.2016) "Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования" решение оформляется протоколом заседания жилищной комиссии районной администрации города Брянска, на основании которого принимается распоряжение районной администрации города Брянска о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей Программы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется районной администрацией города Брянска в 5-дневный срок.
Аналогичные нормы закреплены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Из части 1 статьи 57 ЖК РФ следует, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев предоставления жилых помещений вне очереди.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства (часть 3 статьи 52 ЖК РФ).
В качестве оснований для отказа в признании молодой семьи участницей Программы в соответствии с п.18 постановления являются:
а) несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 7 настоящих Правил;
б) непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 15 настоящих Правил;
в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет бюджетных средств, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала.
Как установлено материалами дела, истцом в Бежицкую районную администрацию представлен полный пакет документов для постановки на участие в подпрограмме областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2005-2010 годы".
При этом, за период с даты постановки на жилищный учет 28.03.2007 г. по настоящее время ни статус семьи Офицеровой Н.П., ни нуждаемость в жилом помещении не изменились. Кроме того, проживание истца на территории Брянской области в период с 08.11.2011 г. по 16.08.2014 г. не являлось основанием для органов местного самоуправления для изменений условий и порядка состояния истца на жилищном учете, либо основанием к отказу в таковом.
Судебная коллегия учитывает, что в оспариваемый период времени Офицерова Н.П. несмотря на регистрацию на территории Брянской области фактически проживала в г.Брянске. Данные обстоятельства подтверждаются справкой МБДОУ детский сад N140 "Моржонок" г.Брянска, N32 от 06 мая 2016 г., из которой следует, что сын истца Шильников М.Д. посещал детский сад в период с 2011 по 2012 год, а так же справкой МЮОУ СОШ N11 от 06 мая 2016 года, в соответствии с которой Шильников М.Д. обучается в школе с 2012 г. по настоящее время.
Согласно справке АО "Русская Телефонная Компания" N380-ок-рц от 10 мая 2016 года Офицерова Н.П. работает на указанном предприятии в должности менеджера с 01 июля 2009 г. по настоящее время.
Изложенное дает основание полагать, что местом фактического жительства Офицеровой Н.П. в период времени с 2011 г. по настоящее время являлся г.Брянск несмотря на регистрацию на территории субъекта Брянской области.
Оспариваемый протокол N15 заседания жилищной комиссии от 04.05.2016 г. не содержит правовых оснований, установленных нормами ЖК РФ, либо на уровне субъекта РФ для изменения условий очередности участия истца в целевой подпрограмме.
Более того, судебная коллегия отмечает, что нормами Жилищного кодекса РФ не предусмотрено такого понятия, как перестановка очередности, имеет место только постановка на учет и снятие с учета.
Оценивая вышеизложенные доказательства по делу, руководствуясь приведенными нормами закона, судебная коллегия считает, что оснований для передвижения Офицеровой Н.П. в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий у Бежицкой районной администрации г.Брянска не имелось, поскольку с момента постановки на указанный учет статус семьи истца и нуждаемость не изменились, в связи с чем оспариваемое постановление нельзя признать законным и обоснованным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судом первой инстанции были проверены и им в решении суда дана должная правовая оценка. Фактически доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку доказательств, что не является основанием к отмене решения суда.
Суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, представленным сторонами доказательствам дал надлежащую оценку, что нашло отражение в мотивировочной части решения, спор разрешилв соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Бежицкого районного суда г.Брянска от 20 июня 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика Бежицкой районной администрации Березовской Н.И. - без удовлетворения.
Председательствующий Ж.В. Марина
Судьи С.В. Катасонова
Е.В. Кулешова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.