Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Парамоновой Т.И.,
судей областного суда Кулешовой Е.В., Иванова А.Ф.
с участием прокурора Николаевой С.Н.,
при секретаре Галкине А.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Департамента культуры Брянской области - С.Ю.Ю. на решение Советского районного суда г. Брянска от 18 мая 2016 года по делу по иску прокурора Жирятинского района Брянской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Департаменту культуры Брянской области о понуждении к совершению действий по разработке проекта зоны охраны объекта культурного наследия.
Заслушав доклад судьи Парамоновой Т.И., возражения прокурора Николаевой С.Н., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Жирятинского района в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц с указанным иском, ссылаясь на то, что прокуратурой Жирятинского района в ходе проверки исполнения законодательства, регулирующего требования к объектам, увековечивающим память погибших при защите Отечества, выявлены нарушения закона, допущенные администрацией Жирятинского района.
В ходе проверки установлено, что в собственности МО "Морачевское сельское поселение" имеется братская могила советских воинов, расположенная в с. Морачево, Жирятинского района, 1943 года постройки, государственный номер М 406 150387000.
В соответствии с решением Брянского облисполкома от 10 июля 1979 года N 406 указанный памятник является объектом культурного наследия регионального назначения, и находится под государственной охраной. Однако в нарушение установленных требований законодательства охранная зона памятника не определена, проект охранной зоны не разработан. По данному факту прокуратурой района Главе администрации "адрес" вынесено предписание об устранении нарушений законодательства, однако до настоящего времени в целях обеспечения сохранности воинских захоронений, охранная зона объекта культурного наследия не установлена, проект охранной зоны не разрабатывался. Мероприятия по осуществлению контроля за состоянием и использованием указанного объекта культурного наследия надлежащим образом не выполняются. Непринятие мер к содержанию указанного памятника культурного наследия, увековечивающего память о событиях, об участниках и жертвах Великой Отечественной войны, обеспечению их сохранности, поддерживанию в состоянии, соответствующем достойному и уважительному отношению к памяти о Победе советского народа в Великой Отечественной войне, является недопустимым, может повлечь за собой уничтожение памятника истории и культуры, что в свою очередь приведет к нарушению предусмотренного ст. 44 Конституции РФ права неопределенного круга лиц на доступ к культурным ценностям.
С учетом уточнения требований, истец просил суд обязать Департамент культуры Брянской области организовать разработку проекта охранной зоны объекта культурного наследия - братская могила советских воинов, расположенная в с. Морачево, Жирятинского района, 1943 года постройки, государственный номер М 406 150387000.
Прокурор Жирятинского района по тем же основаниям обратился в суд с иском, в котором просил обязать Департамент культуры Брянской области организовать разработку проекта охранной зоны объекта культурного наследия - братская могила советских воинов, расположенная в с. Высокое, Жирятинского района, 1943 года постройки, государственный номер М 406 150363000.
Определением суда указанные гражданские дела объединены в одно производство.
Определением Советского районного суда г. Брянска от 05 февраля 2016 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация Жирятинского района Брянской области и администрация Морачевского сельского поселения Жирятинского района Брянской области.
Решением Советского районного суда г. Брянска от 18 мая 2016 года удовлетворены исковые требования прокурора Жирятинского района Брянской области к Департаменту культуры Брянской области.
Суд решил:обязать Департамент культуры Брянской области принять меры по разработке и утверждению проекта охранной зоны объектов культурного наследия: братская могила советских воинов, расположенная в с. Морачево, Жирятинского района, 1943 года постройки, государственный номер М 406 150387000; братская могила советских воинов, расположенная в с. Высокое, Жирятинского района, 1943 года постройки, государственный номер М 406 150363000.
В апелляционной жалобе представитель Департамента культуры Брянской области - С.Ю.Ю. просит отменить решение суда первой инстанции, считает его необоснованным, так как судом не учтено, что указанные воинские захоронения находятся в собственности муниципального образования "Морачевское сельское поселение". Ссылается на то, что Департамент культуры является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку в системе органов государственной власти Брянской области создан специально уполномоченный орган в сфере сохранения памятников истории и культуры - Управление по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области. Полагает, что обязанность по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся в собственности муниципального образования и относятся к памятникам местного значения, в том числе устанавливать охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта, возложена на органы местного самоуправления.
Помощником прокурора Жирятинского района Ч.П.А., главой администрации Жирятинского района А.Л.А. принесены возражения относительно доводов апелляционной жалобы, в которых они просят оставить решение суда первой инстанции без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции прокурор Николаева С.Н. возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции оставить без изменений.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, надлежаще извещены судом о месте и времени судебного заседания, доказательств наличия уважительных причин своего отсутствия - не представили, об отложении слушания по делу - не ходатайствовали, поэтому судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело без их участия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений против неё, выслушав возражения прокурора Николаевой С.Н., судебная коллегия полагает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
В суде первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что на территории Морачевского сельского поселения Жирятинского района Брянской области находятся воинские захоронения: братская могила советских воинов, расположенная в с. Морачево, Жирятинского района, 1943 года постройки, государственный номер М 406 150387000; братская могила советских воинов, расположенная в с. Высокое, Жирятинского района, 1943 года постройки, государственный номер М 406 150363000.
Указанные воинские захоронения на основании решений Выгоничского районного суда Брянской области от 23 июня 2011 года находятся в собственности Морачевского сельского поселения, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права N от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. "данные изъяты").
В соответствии с решением Брянского облисполкома от 10 июля 1979 года N 406, данные памятники являются объектами культурного наследия регионального назначения, и находятся под государственной охраной.
Суд первой инстанции, руководствуясь ст.ст. 6, 9.3, 33, 34 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ, ст.ст. 3, 6, Закона РФ "Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества" от 14 января 1993 года N 4292-1, п. 7 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2015 года N 972, ст. 5 Закона Брянской области "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) Брянской области от 08 февраля 2006 года N 11-3, Указом Губернатора Брянской области от 01 апреля 2013 года N 293 (с последующими изменениями и дополнениями) с учетом обстоятельств дела и представленных доказательств, пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований к Департаменту культуры Брянской области.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как следует из преамбулы к Федеральному закону от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущих поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Согласно п. 1 ст. 33 данного закона, объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В силу ст. 34 Закона в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
Охранная зона - территория в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке установленном законами субъектов Российской Федерации.
Порядок разработки проектов зон охраны объекта культурного наследия, требования к режиму использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 14 января 1993 года N 4292-1 "Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества" захоронения погибших при защите Отечества с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами являются воинскими захоронениями.
В целях обеспечения сохранности воинских захоронений в местах, где они расположены, органами местного самоуправления устанавливаются охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации. Сохранность воинских захоронений обеспечивается органами местного самоуправления.
Порядок разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также требования к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон, входящих в свою очередь в полномочия органов власти, утвержден Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2015 года N 972 "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации".
Разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия организуют Министерство культуры Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
В силу ст. 6 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Из положений п. 5 ч. 1 ст. 5 Закона Брянской области "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) Брянской области от 08.02.2006 г. N 11-3, следует, что к полномочиям органа охраны объектов культурного наследия Брянской области относится организация разработки проектов зон охраны, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объектов культурного наследия регионального (областного) и местного (муниципального) значений, а также объектов культурного наследия федерального значения по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
Указом Губернатора Брянской области от 01 апреля 2013 года N 293 (в редакции от 13 июля 2015 года) утверждено Положение о Департаменте культуры Брянской области, в соответствии с которым Департамент культуры Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области. В соответствии с п. 1.1 Департамент участвует в реализации государственной политики в сфере культуры, искусства, архивного дела, государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия, туристской деятельности на территории Брянской области, разрабатывает стратегию и оптимальные условия их развития, содействует демократизации процессов культурного строительства и в пределах своей компетенции несет ответственность за практическое осуществление указанной политики на территории области, в том числе в рамках полномочий, переданных Российской Федерацией Брянской области в данной сфере.
В установленной сфере деятельности Департамент организует разработку подзаконных актов, охранных документов, работу по созданию зон охраны, определению режимов содержания и использования памятников истории и культуры (и. 3.27.1); осуществляет государственный контроль за состоянием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Брянской области, включенных в реестр и выявленных (п. 3.52.1); за соблюдением законодательства Российской Федерации и Брянской области в области охраны объектов культурного наследия регионального значения, включая контроль за состоянием таких объектов (п. 3.52.2).
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает обоснованным вывод суда первой инстанции об удовлетворении требований прокурора, заявленных к Департаменту культуры Брянской области и отклоняет доводы апелляционной жалобы.
При этом издание Губернатором Брянской области Указа N 114 от 30 марта 2016 года "О создании управления по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области" и внесение изменений в Указ Губернатора Брянской области от 26 февраля 2013 года N 174 "О структуре исполнительных органов государственной власти Брянской области", на которые ссылался представитель Департамента культуры Брянской области Сатюков Ю.Ю. в апелляционной жалобе, а также внесение Указом Губернатора Брянской области N 205 от 14 июня 2016 года изменений в Положение о Департаменте культуры Брянской области не опровергают правильности выводов суда первой инстанции об удовлетворении иска к Департаменту культуры Брянской области, поскольку на момент вынесения судом первой инстанции решения по делу, Управление по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области еще не функционировало, запись о создании данного органа внесена в ЕГРЮЛ 03.06.2016 г.
Кроме того, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что процессуальное законодательство Российской Федерации допускает замену стороны по делу правопреемником на стадии исполнения судебного акта.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не учтен факт нахождения указанных воинских захоронений воинских захоронений в собственности муниципального образования "Морачевское сельское поселение", в связи с чем обязанность по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений и установление охранных зон охраняемого природного ландшафта должна быть возложена на органы местного самоуправления, судебной коллегией отклоняются, как противоречащие материалам дела, основанные на неверном толковании норм права и не опровергающие выводов, изложенных в обжалуемом решении.
В силу п. 7 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2015 года N 972 органы местного самоуправления, являющиеся собственниками объектов культурного наследия, наделены правом, а не обязанностью по разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного за счет собственных средств.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что факты, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены, спор разрешен в соответствии с материальным и процессуальным законами, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Брянска от 18 мая 2016 года по делу по иску прокурора Жирятинского района Брянской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Департаменту культуры Брянской области о понуждении к совершению действий по разработке проекта зоны охраны объекта культурного наследия - оставить без изменений, апелляционную жалобу представителя Департамента культуры Брянской области С.Ю.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий: Т.И. Парамонова
Судьи областного суда: Е.В. Кулешова
А.Ф. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.