СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,
судей Перминовой Н.А., Пунегова П.Ф.,
при секретаре Поповой О.К.,
рассмотрела в судебном заседании 28 июля 2016 г. дело по апелляционной жалобе администрации МО ГО " ... " на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24 мая 2016 г., по которому
исковые требования Прокурора г. ... в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО ГО ... " о возложении обязанности организовать предоставление бесплатного основного общего образования лицам, имеющим право на получение данного вида образования, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства - удовлетворены;
обязана администрация МО ГО " ... " организовать на территории муниципального образования городского округа " ... " предоставление бесплатного основного общего образования лицам, имеющим право на получение данного вида образования, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства в срок до "Дата обезличена".
Заслушав доклад судьи Перминовой Н.А., объяснения прокурора Юдина А.В., судебная коллегия
установила:
Прокурор г. ... обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к администрации МО ГО " ... " о возложении обязанности организовать предоставление бесплатного основного общего образования лицам, имеющим право на получение данного вида образования, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства в срок до "Дата обезличена". Требования мотивированы превышением в ряде образовательных учреждений, расположенных на территории муниципального образования городского округа " ... ", допустимой наполняемости по проектной мощности, предусмотренной как на момент ввода в эксплуатацию образовательных организаций, так и в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10.
В судебном заседании прокурор на иске настаивал.
Представители администрации МО ГО " ... ", Управления образования Администрации МО ГО " ... " иск не признали.
Судом постановлено приведенное выше решение
В апелляционной жалобе администрация МО ГО " ... " не согласна с решением суда, просит его отменить, как незаконное и необоснованное.
На апелляционную жалобу от прокуратуры города ... поступили возражения, в которых просят решение суда оставить без изменения, жалобу администрации МО ГО " ... " - без удовлетворения.
На основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания дела в суде апелляционной инстанции.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив их, заслушав прокурора Юдина А.В., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Установлено, что на территории города ... расположено и действуют ... общеобразовательных организаций, учредителем которых является администрация МО ГО " ... ".
По результатам прокурорской проверки соблюдения органами местного самоуправления МО ГО " ... " требований законодательства об обеспечении конституционных прав граждан на общедоступное и бесплатное общее образование установлено, что образовательные организации, работающие в две смены, имеют превышение допустимой наполняемости, превышение по проектной мощности, предусмотренной как на момент ввода в эксплуатацию образовательных организаций, так и в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года N 189.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона N 273, пунктом 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, организация предоставления общедоступного бесплатного образования.
Согласно пункту 43 части 6 статьи 44 Устава МО ГО " ... администрация городского округа осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений.
В силу статьи 28 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, в том числе выполняться требования санитарного законодательства.
Пунктом I Распоряжения Правительства РФ от 23 октября 2015 года N 2145-р "О программе "Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях" на 2016 - 2025 годы установлено, что для повышения доступности и качества общего образования должны быть обеспечены возможность организации всех видов учебной деятельности в одну смену, безопасность и комфортность условий их осуществления.
Организация образовательного процесса в одну смену позволяет существенно повысить доступность качественного школьного образования второй половины дня, а именно: обеспечить обучающимся обязательной внеурочной деятельности в рамках основной образовательной программы; организовать детей в возрасте от 5 до 18 лет по дополнительным образовательным программам в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", включая дополнительное обучение физической культуре и спорту в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы".
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации N 189 от 29.12.2010 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
Пунктом 10.4 СанПиН 2.4.2.2821-10 предусмотрено, что в учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводят только в первую смену. В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9 и 11 классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену. Обучение в 3 смены в общеобразовательных организациях не допускается.
Установлено, что в образовательных организациях города ... , расположенных в центральной части и микрорайоне ... , численность учащихся почти вдвое превышает проектную мощность, что приводит к перенаполняемости в классах и обучению детей в две смены.
В нарушение пункта 10.4 СанПиН в образовательных организациях, расположенных в центре города и микрорайоне ... ( ... ) обучение несовершеннолетних организовано в две смены.
Поскольку факт нарушения требований вышеуказанных нормативно-правовых актов нашел подтверждение в ходе рассмотрения настоящего дела, суд обоснованно удовлетворил исковые требования, возложив на администрацию МО ГО " ... " обязанность организовать на территории муниципального образования городского округа " ... " предоставление бесплатного основного общего образования лицам, имеющим право на получение данного вида образования, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства в срок до "Дата обезличена".
Вопреки доводу апеллянта о невозможности исполнения администрацией МО ГО " ... " в установленный истцом срок возложенного обязательства, что в последующем может привести к возбуждению исполнительного производства в соответствии с Федеральным законом "Об исполнительном производстве", судом было отмечено, что в случае наличия обстоятельств, объективно затрудняющих исполнение решения в указанный срок, должник вправе поставить перед судом вопрос об отсрочке исполнения решения в порядке ст.ст. 203, 434 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Доводы апеллянта по существу являются позицией ответчика, изложенной в ходе разбирательства в суде первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24 мая 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО ГО " ... " - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.