Апелляционное определение Западно-Сибирского окружного военного суда Новосибирской области от 30 августа 2016 г. по делу N 33а-321/2016
Сибирский окружной военный суд в составе: председательствующего судьи Корякина В.Г., судей Войтко С.Н. и Иванова В.В.,
при секретаре судебного заседания Лапатиной В.Н.
с участием военного прокурора - заместителя начальника отдела военной прокуратуры Центрального военного округа подполковника юстиции Баранова С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Красноярского гарнизонного военного суда от 29 апреля 2016 года по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего Пустового А.В. об оспаривании действий (бездействия) и решений командующего войсками Центрального военного округа (далее - командующий), командиров войсковых частей 1 и 2, начальника территориального отделении (город К ... ) федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - начальник территориального отделения), сопряжённых с увольнением истца с военной службы.
Заслушав доклад судьи Иванова В.В., заключение военного прокурора Баранова С.С. об оставлении решения суда без изменения, окружной военный суд
установил:
Пустовой в связи с освобождением от должности ... по причине организационно - штатных мероприятий с 06 марта 2013 года проходил военную службу в распоряжении командира войсковой части 2.
С 21 марта 2013 года он принят на учёт военнослужащих, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма.
10 августа 2015 года Пустовой получил от начальника территориального отделения уведомление N ... о готовности предоставить ему субсидию для приобретения или строительства жилья (далее - жилищная субсидия).
Приказом командующего от 12 декабря 2015 года N * Пустовой досрочно уволен с военной службы в связи с организационно - штатными мероприятиями.
Пустовой обратился в суд с заявлением о признании незаконными данного приказа командующего и действий (бездействия) командиров войсковых частей 1 и 2, связанных с его увольнением в связи с организационно - штатными мероприятиями без жилья и не принятием должных мер для назначения на воинскую должность, а также решения начальника территориального отделении о направлении вышеуказанного уведомления.
При этом для восстановления нарушенных прав административный истец просил суд возложить обязанности на командующего и командиров войсковых частей 1 и 2 по отмене оспоренного приказа и зачёте в срок его военной службы времени вынужденного нахождения вне таковой, а на начальника территориального отделении - по немедленному после восстановления на службе обеспечению его готовым жилым помещением по избранному месту жительства в городе К ...
Кроме того, Пустовой просил признать недействительным поданный им 11 декабря 2015 года рапорт об увольнении с военной службы в связи с организационно - штатными мероприятиями.
По итогам разбирательства в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец, выражая несогласие с состоявшимся судебным актом в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права, а также определением обстоятельств, имеющих значения для дела, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении его требований.
В обоснование этого, ссылаясь на обстоятельства спора и отдельные положения федерального законодательства, автор обращения приводит доводы, которые сводятся к следующим утверждениям:
- не обеспечение его жилым помещением в натуре по избранному месту жительства в городе К ... , на котором он настаивал, при его несогласии на получение жилищной субсидии и с увольнением с военной службы без жилья препятствовало изданию командующим оспоренного приказа;
- отсутствие в городе К ... готового жилья для предоставления по договору социального найма не может являться исключительным обстоятельством для нарушения его конституционных прав;
- назначение на предложенные ему высшие и низшие воинские должности предполагает его согласие, в отличие о назначения на равные;
- предложенные ему равные воинские должности подлежали замещению по конкурсу, а поэтому надлежащим предложением являться не могут, в связи с чем вывод суда о принятии командованием должных мер по назначению его на таковые, по мнению автора жалобы, неверен;
- систематическое отсутствие его на службе было сопряжено с крайней необходимостью для защиты от угроз и посягательств со стороны должностных лиц воинской части;
- в выписках из приказа об его увольнении содержатся разные основания для издания такового;
- суд необоснованно отклонил заявленные им ходатайства.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив решение суда в соответствии с требованиями статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), окружной военный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 50 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ увольнение с военной службы военнослужащих в воинских званиях до полковников, капитанов 1 ранга включительно осуществляется в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы, утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237 (далее - Положение).
Согласно подпункту "а" пункта 4 статьи 34 Положения военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при сокращении занимаемой им воинской должности (должности) и при невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность).
Подпунктом "б" пункта 2 статьи 13 Положения определено, что зачисление военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в распоряжение командира (начальника) допускается в случае освобождения от воинской должности (должности) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий не более чем на шесть месяцев.
Из материалов дела усматривается, что Пустовой в связи с сокращением воинской должности с 06 марта 2013 года по 12 декабря 2015 года, то есть более двух с половиной лет, находился в распоряжении командира части.
В этот период он не дал своего согласия для назначения на неоднократно предлагаемые ему командованием низшие и высшие воинские должности.
В ответ на обращения начальника управления кадров Центрального военного округа начальник ... управления Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации сообщил об отсутствии в органах военного управления, соединениях и воинских частях и организациях данного ведомства вакантных должностей, обеспечивающих использование Пустового по основной или однопрофильной военно-учётной специальности.
При таких обстоятельствах надлежит констатировать верность вывода суда первой инстанции о соблюдении командованием перед досрочным увольнением Пустового с военной службы в связи с организационно - штатными мероприятиями, условий, предусмотренных подпунктом "а" пункта 4 статьи 34 Положения.
Не нарушает прав истца и направление ему начальником территориального отделения уведомления о готовности предоставить жилищную субсидию.
В тоже время выводы гарнизонного военного суда о не распространении на истца гарантий, предусмотренных статьёй 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон), по причине непредставления им в 30 дневный срок документов для выдачи жилищной субсидии и в связи с этим правомерности увольнении с военной службы без жилья суд апелляционной инстанции считает ошибочными.
Как усматривается из копии оспариваемого приказа, Пустовой уволен с военной службы без его согласия в связи с непредставлением в установленном порядке документов, необходимых для предоставления жилищной субсидии.
В соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 15 Федерального закона военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 этого Федерального закона.
Согласно абзацам 2 и 3 пункта 1 статьи 23 Закона, военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии.
При этом в случаях, если данные военнослужащие отказались от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, либо отказались от жилищной субсидии или не представили документы, необходимые для предоставления жилого помещения или жилищной субсидии, согласия таких военнослужащих на увольнение с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии не требуется.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 405-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих"" лицам, указанным в абзацах третьем - двенадцатом пункта 1 статьи 15 Закона, отказавшимся начиная со дня вступления в силу настоящего Федерального закона от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному до дня вступления в силу настоящего Федерального закона месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также изъявившим начиная со дня вступления в силу настоящего Федерального закона желание изменить избранное до дня вступления в силу настоящего Федерального закона место жительства, предоставляется жилищная субсидия. Настоящий Федеральный закон вступил в силу 01 января 2014 года.
Из изложенного следует, что военнослужащие, которые заявили о своем желании воспользоваться правом на обеспечение жилым помещением ранее 01 января 2014 г. (в период действия прежней редакции Федерального закона), а позже указанной даты не отказывались от предоставленного им жилого помещения, отвечающего установленным нормам, и не меняли избранное ими ранее место жительства, сохраняют право на такое жилищное обеспечение в натуральном виде. Решение вопроса о предоставлении субсидии таким военнослужащим возможно не иначе, как при наличии прямого волеизъявления последних.
Как установлено в суде, Пустовой, имеющий выслугу в Вооруженных Силах Российской Федерации более 10 лет и в соответствии с решением начальника территориального отделения от 06 августа 2013 года принятый на учёт нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма, подлежащий увольнению в связи с организационно - штатными мероприятиями, своего согласия на увольнения без получения жилья не давал.
Кроме того, из материалов дела следует, что после 01 января 2014 года административный истец избранное после увольнения с военной службы место жительства - город К ... не менял, а жилые помещения в данном населённом пункте ему не предлагались.
Из ответа начальника территориального отдела от 10 ноября 2015 года N ... по запросу Пустового следует, что свободные для распределения квартиры для постоянного проживания на условиях договора социального найма на состав семьи 1 человек в городе К ... в настоящее время отсутствуют, однако осуществляется строительство двух домов для обеспечения военнослужащих.
При таких данных, суд апелляционной инстанции находит, что при увольнении административного истца нарушен запрет, установленный абзацем 2 пункта 1 статьи 23 Закона.
Учитывая, что все юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, а судом первой инстанции при разрешении заявления Пустового неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем неправильно применены нормы материального права, то указанное нарушение может быть исправлено судом апелляционной инстанции путем отмены судебного акта в данной части и принятия нового решения об удовлетворении требований о признании незаконным оспоренного приказа и возложении на командующего обязанности по его отмене.
При этом суд апелляционной инстанции находит, что возлагать на должностных лиц обязанность по включению в срок военной службы истца времени вынужденного его нахождения вне службы не требуется, так как при отмене приказа об увольнении отпадают все правовые последствия с ним связанные.
Не усматривается и законных оснований для возложения на начальника территориального отделения обязанности по немедленному обеспечению истца готовым жильём в городе К ... , которое подлежит предоставлению Пустовому в установленном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177, 309 - 311 КАС РФ, окружной военный суд
определил:
решение Красноярского гарнизонного военного суда от 29 апреля 2016 года по административному исковому заявлению Пустового А.В. в части оспаривания приказа командующего войсками Центрального военного округа отменить и принять по делу новое решение, изложив его в следующей редакции:
Административное исковое заявление Пустового А.В. удовлетворить частично.
Признать незаконным, нарушающим права административного истца приказ командующего войсками Центрального военного округа от 12 декабря 2015 года N * в части досрочного увольнении Пустового А.В. с военной службы и обязать названное должностное лицо его отменить и в течение одного месяца со дня принятия настоящего судебного акта сообщить о его исполнении в Красноярский гарнизонный военный суд.
В остальном решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Председательствующий по делу В.Г. Корякин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.