Определение Западно-Сибирского окружного военного суда Новосибирской области от 06 сентября 2016 г. по делу N 33а-334/2016
Западно-Сибирский окружной военный суд
в составе: председательствующего - председателя судебного состава Юркова В.В., судей Дубова Ю.А. и Иванова В.В.,
при секретаре судебного заседания Мельниковой К.Г.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ефрейтора Кулешовой И.В. об оспаривании состоявшегося в отношении нее решения отделения (территориального, г. Б ... ) ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Территориальное отделение) о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях,
по апелляционной жалобе административного истца на решение Барнаульского гарнизонного военного суда от 25 мая 2016 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Дубова Ю.А., изложившего обстоятельства дела и доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд,
установил:
Кулешова проходит военную службу по контракту, впервые заключенному до 1 января 1998 года.
28 апреля 2001 года Кулешова была обеспечена от военного ведомства государственным жилищным сертификатом как член семьи военнослужащего К.С.А. (всего три человека) из расчета общей площади жилого помещения по 18 кв.м. на одного человека. С использованием данного сертификата была приобретена квартира общей площадью 42,9 кв.м. с оформлением права собственности в равных долях на каждого члена семьи.
В том же году семья Кулешовой продала приобретенную квартиру и купила новую, общей площадью 62,3 кв.м. с таким же распределением долей.
В 2003 году у Кулешовой родился сын, а в 2009 году она подарила принадлежавшую ей долю в праве собственности (20,8 кв.м.) своему супругу, в с которым расторгла брак в 2010 году.
В связи с предстоящим увольнением с военной службы по достижении предельного возраста Кулешова с составом семьи 2 человека (она и сын) с 18 ноября 2014 года принята на учет нуждающихся в жилых помещениях в избранном после увольнения месте жительства городе Б ...
Решением начальника территориального отделения от 6 апреля 2016 года N ... она снята с упомянутого учета на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, т.е. в связи с неправомерными действиями должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет.
Будучи не согласна с указанным решением жилищного органа, Кулешова оспорила его в судебном порядке.
Постановленным решением Барнаульского гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец выражает несогласие с вынесенным судебным актом, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование этого, ссылаясь на положения ст. ст. 15 и 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а также практику Верховного Суда Российской Федерации, Кулешова полагает, что решение Территориального отделения нарушает её жилищные права, принято без фактической проверки её обеспеченности жилой площадью, а вина должностных лиц в незаконном принятии её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не подтверждена административным ответчиком.
Так, Кулешова утверждает, что она и её сын, на которого ранее жилье не предоставлялось, фактически обеспечены жилой площадью ниже нормы предоставления жилого помещения.
Кроме того, по мнению административного истца, сам факт её обращения в уполномоченный орган для признания нуждающейся в жилом помещении в избранном после увольнения месте жительства является самостоятельным основанием для постановки на жилищный учет.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Содержание данной нормы закона указывает на однократность обеспечения жилым помещением в указанной форме. Причем возможность обеспечения жильем в таком порядке предполагает выполнение военнослужащим необходимого условия - обязанности сдать ранее предоставленное жилье в случае обеспечения его таковым по избранному после увольнения месту жительства.
Согласно материалам дела Кулешовой в период прохождения военной службы как члену семьи мужа военнослужащего ( К.С.А.) предоставлен государственный жилищный сертификат для приобретения жилья согласно установленным нормам. Используя названный сертификат, она приобрела 1/3 долю в праве собственности на жилое помещение общей площадью 42,9 кв.м., а затем распорядилась указанной долей по своему усмотрению.
13 января 2015 года решением ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ Кулешова и её сын К.М.С.., 2003 г.р., приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях по избранному месту жительства.
Оспариваемым решением Территориального отделения от 6 апреля 2016 Кулешова снята с учета нуждающихся в предоставлении жилого помещения в связи с тем, что Кулешова, являясь членом семьи военнослужащего, использовала право на обеспечение жильем по линии военного ведомства в 2001 году, а поэтому не может быть повторно обеспечена им от государства.
С учетом изложенного Кулешова при желании реализовать своё право на обеспечение жильем по избранному месту жительства должна сдать ранее предоставленное ей как члену семьи военнослужащего жилье.
Поскольку она распорядилась своей долей в праве собственности на жилое помещение и не выразила намерения возвратить полученное от государства жилье, то оснований для повторного обеспечения её таковым не имеется.
Вопреки утверждению автора жалобы вывод гарнизонного военного суда о том, что Кулешова не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения даже по истечении срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ, является также обоснованным, поскольку данное ограничение вытекает из приведенных норм закона.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления неправомерных действий со стороны должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Таким образом, поскольку Кулешова, ранее обеспеченная жильем от военного ведомства в соответствии с установленными нормами, поставила вопрос о повторном безвозмездном обеспечении ее жильем, но при этом не имеет возможности сдать ранее полученное жилье, принятие ее в 2015 году на жилищный учет в связи с избранием иного места жительства не соответствует требованиям закона. Соответственно, оспоренное решение о снятии её с жилищного учета является законным.
При этом суд отвергает довод автора жалобы о наличии у неё оснований быть признанной нуждающейся в жилом помещении в связи с рождением в 2003 году сына, поскольку жилищные условия Кулешовой с учетом размера общей площади жилого помещения, исходя из которого рассчитывался государственный жилищный сертификат (54 кв.м.), не позволяли сделать вывод об обеспеченности ее семьи (в составе 4 человек) ниже установленного в городе Б ... учетной нормы (менее 9,5 кв. м.).
С учетом изложенных обстоятельств постановленное по делу судебное решение следует признать законным, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, необоснованными.
Руководствуясь ст.ст. 309 и 311 КАС РФ, окружной военный суд
определил:
решение Барнаульского гарнизонного военного суда от 25 мая 2016 года по административному исковому заявлению Кулешовой И.В. об оспаривании состоявшегося в отношении нее решения отделения (территориального, г. Б ... ) федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Председательствующий по делу В.В. Юрков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.