Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Ивановой И.Е.,
судей Вороной Н.Л., Решетниковой О.В.,
при секретаре Чайка Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Д.а.Ч., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Д.А.Н., к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства Администрации (адрес) о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
по апелляционной жалобе Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации (адрес)
на решение Нефтеюганского районного суда от (дата), которым постановлено:
"Обязать Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации (адрес) предоставить во внеочередном порядке Д.а.Ч. на состав семьи 2 человека благоустроенное жилое помещение в (адрес) ХМАО-Югры равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, расположенному в (адрес) (адрес), в виде двухкомнатной квартиры, общей площадью не менее (адрес) отвечающее установленным требованиям".
Заслушав доклад судьи (ФИО)6, судебная коллегия
установила:
Д.а.Ч., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына, обратилась в суд с иском к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства Администрации (адрес) о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Требования мотивированы тем, что она вселилась со своей семьей и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: (адрес) (адрес), с (адрес) года.
Указала, что (дата) заключила с истцом договор социального найма жилого помещения (номер), с включением в него в качестве членов семьи нанимателя Д.А.Н. (сына).
(дата) Распоряжением Администрации (адрес) (номер)-р дом, в котором расположено указанное жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу на основании заключения межведомственной комиссии, при этом гражданам должны были предоставить жилые помещения по договорам социального найма.
Ответчик свою обязанность по предоставлению жилья не выполнил в установленные сроки.
В этой связи она обратилась в Администрацию (адрес) с заявлением о предоставлении жилого помещения, на что получила отказ.
Считает, что учитывая положения статей 86, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации ответчик обязан предоставить ей равнозначную ранее занимаемому жилому помещению другое жилое помещение.
Д.а.Ч. в судебном заседании исковые требования поддержала по указанным доводам.
Представитель ответчика в судебном заседании с иском не согласилась.
Пояснила, что в настоящее время осуществляется расселение жилых домов, которые признаны аварийными в 2008 году, поскольку у ответчика в наличии свободного жилья не имеется.
С (адрес) года переселение граждан из жилых домов, признанных непригодными (аварийными) для проживания осуществляется в рамках муниципальной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей (адрес) в (адрес) годах".
Предоставление жилого помещения по договору социального найма будет осуществляться согласно спискам очередности граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма.
Истцы на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, при Администрации (адрес) не состоят, с заявлением о постановке на учет не обращались.
Нефтеюганский районный суд постановилизложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Департамент ЖКХ Администрации (адрес) просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Считает, что решение незаконно и подлежит отмене, суд неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, судом не применены нормы подлежащие применению.
Требования мотивированы тем, что жилое помещение, расположенное по адресу: (адрес) (адрес) (адрес), является собственностью МО (адрес).
Сообщает, что постановлением Администрации (адрес) от (дата) (номер)-п утвержден реестр жилых домов, признанных в установленном порядке аварийными на территории МО (адрес). Названный жилой дом стоит в реестре очередности сноса домов под номером (адрес).
Указывает, что предоставление гражданам жилых помещений в связи со сносом дома осуществляется по мере строительства жилых помещений в рамках муниципальной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей (адрес) на (адрес) годы".
Утверждает, что предоставление жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом дома будет осуществлено в порядке очередности расселения аварийных жилых домов.
Полагает, что фактически требование истца направлено на необоснованное возложение на суд обязанности по обеспечению его жилищных прав вне очереди.
Возражения на апелляционную жалобу от лиц, участвующих в деле, не поступили.
Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно статье 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно статье 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилым помещением признается пригодное для проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Пунктами 1, 8 и 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилого фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилого фонда непригодными для проживания.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, установлены основания и порядок признания жилых помещений непригодными для проживания.
Тем самым, федеральным законодательством на органы местного самоуправления, возложена обязанность по контролю за сохранностью муниципального жилого фонда и соответствием жилых помещений, расположенных в нем, установленным требованиям, в том числе путем признания ветхих или аварийных домов непригодными для проживания.
В соответствии со статьей 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
Если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма (статья 86 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Статьей 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации случаев.
В силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86-88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2011 года N 551-О-О, в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1). Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2009 года N 376-О-П, от 3 ноября 2009 года N 1367-О-О и N 1368-О-О, от 1 декабря 2009 года N 1548-О-О, от 23 марта 2010 года N 330-О-О и N 331-О-О, от 19 октября 2010 года N 1328-О-О).
По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с требованиями статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, право на внеочередное предоставление жилья не ставится в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Иное толкование приведенных выше положений статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
Определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Однако в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, истец с "данные изъяты" года занимает квартиру, расположенную по адресу: (адрес) (адрес) (адрес). На основании решения Нефтеюганского районного суда от (дата) с ней заключен договор социального найма от (дата) (номер), с включением в него в качестве членов семьи нанимателя Д.А.Н. (сына) ( "данные изъяты").
Указанное жилое помещение включено в реестр объектов недвижимости муниципальной собственности (адрес) "данные изъяты").
Из технического отчета ООО "СК Профиль", проводившего обследование названного жилого дома, следует, что основные несущие строительные конструкции здания потеряли свои первоначальные прочностные и жесткостные характеристики; основные несущие конструкции обследуемого здания и здания в целом можно отнести к 4 категории технического состояния, то есть к недопустимой; несущая способность и эксплуатационные характеристики несущих конструкций здания исчерпаны; техническое состояние несущих конструкций здания оценивается как недопустимое; ветхость и снижение прочности несущих строительных конструкций, а также недостаточная высота жилых помещений дают основания для признания жилого дома непригодным для проживания людей ( "данные изъяты"
(дата) распоряжением Администрации (адрес) (номер)-р дом, в котором расположено указанное жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу на основании заключения межведомственной комиссии от (дата), а также на Департамент ЖКХ Администрации (адрес) возложена обязанность по предоставлению жилья по договору социального найма в срок до (дата) ( "данные изъяты").
Все доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, иное толкование норм закона и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Обязывая Департамент ЖКХ Администрации (адрес) предоставить во внеочередном порядке Д.а.Ч. на состав семьи "данные изъяты" человека благоустроенное жилое помещение в (адрес) равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому в виде двухкомнатной квартиры, общей площадью не менее "данные изъяты" кв.м. отвечающее установленным требованиям, суд первой инстанции исходил из невозможности проживания истцов в занимаемом ими жилом помещении, которое представляет опасность для их жизни и здоровья, поскольку дом, в котором оно находится, признан непригодным и подлежащим сносу ввиду его аварийности.
Судебная коллегия находит правильными выводы суда первой инстанции о том, что истцы имеют право на предоставление по договору социального найма вне очереди благоустроенного применительно к условиям (адрес) жилого помещения, отвечающего установленным требованиям, равнозначного по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению.
Выводы суда соответствуют позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от (дата) (номер)- "данные изъяты"; Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от (дата).
Ссылки в апелляционной жалобе на необходимость истцам ожидать срока переселения судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку техническое состояние дома угрожает жизни и здоровью граждан, в связи с чем требуется немедленное отселение.
Судебная коллегия находит несостоятельными доводы ответчика о том, что у истцов имеется лишь право на предоставления жилого помещения по договору социального найма согласно спискам очередности граждан, нуждающихся в получении жилья, а также об отсутствии в наличии Администрации (адрес) свободного жилья, поскольку они не основаны на положениях жилищного законодательства, регулирующих снос непригодного жилья.
Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований к отмене постановленного судом решения, так как не опровергают правильность выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчика, выраженную в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда и по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, которую судебная коллегия находит обоснованной.
Судом правильно определены юридически значимые обстоятельства по делу, вынесено законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, решение суда постановлено в соответствии с требованиями закона и представленными доказательствами, которым дана объективная и правильная оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести в неправильному разрешению дела, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Нефтеюганского районного суда от 23 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Нефтеюганска - без удовлетворения.
Председательствующий: Иванова И.Е.
Судьи: Вороная Н.Л.
Решетникова О.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.