Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Блиновской Е.О.
судей: Мелехиной Т.И.,Ахметзяновой Л.Р.
при секретаре Гладышевой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гасанова Х.Г. к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", присвоении звания "Ветеран труда",
по апелляционной жалобе ответчика Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Ханты-Мансийского районного суда от 20 апреля 2016 года, которым постановлено:
"Исковое заявление Гасанова Х.Г. удовлетворить.
Признать незаконным решение Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в отношении Гасанова Х.Г. об отказе учесть награждение "Благодарностью Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации" как ведомственного знака отличия в труде.
Обязать Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры присвоить Гасанову Х.Г. звание "Ветеран труда".
Взыскать с Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пользу Гасанова Х.Г. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей".
Заслушав доклад судьи Мелехиной Т.И., судебная коллегия
установила:
Гасанов Х.Г. обратился в суд с указанным выше иском к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, мотивируя тем, что ему отказано в присвоении звания "Ветеран труда", в связи с тем, что Благодарность Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации не включена в утвержденный постановлением Правительства ХМАО-Югры от 06.06.2005 N 103-п Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда". Считает отказ незаконным и нарушающим его права и свободы как гражданина Российской Федерации. Просил признать незаконным решение ответчика об отказе учесть награждение Благодарностью Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации как ведомственного знака отличия в труде и обязать присвоить ему звание "Ветеран труда", судебные расходы возложить на ответчика.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика Департамента социального развития ХМАО-Югры.
В судебном заседании истец Гасанов Х.Г. исковые требования поддержал.
Суд постановилизложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры просит решение суда отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Гасанову Х.Г. отказать. Указывает, что порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации. В силу ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов. Считает, что у субъектов Российской Федерации имеются права самостоятельно определять перечень наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте Российской Федерации. Закон ХМАО-Югры не определяет круг лиц, являющимися ветеранами труда, а устанавливает перечень документов, подтверждающих право граждан на присвоение звания "Ветеран труда" в автономном округе. В частности Закон ХМАО-Югры от 07.11.2006 года N 115-оз предусматривает, что при присвоении звания "Ветеран труда" учитывается награждение орденами или медалями, либо удостоенных почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде. Следовательно, отсутствуют правовые основания для признания за истцом права на присвоение звания "Ветеран труда" в ХМАО-Югре.
Участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, в связи с чем, на основании статей 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела в соответствии со ст. 327.1 ч. 1 ГПК РФ (по доводам апелляционной жалобы), обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Гасанов Х.Г. является получателем пенсии по старости с (дата).
Приказом от (дата) (номер) Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации Гасанову Х.Г. объявлена Благодарность.
Письмом Департамента социального развития ХМАО-Югры от (дата) (номер) Гасанову Х.Г. сообщено, что ему отказано в присвоении звания "Ветеран труда" (протокол (номер) от (дата)), со ссылкой, что в Перечне наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда" и "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", утв. постановлением Правительства ХМАО-Югры от 06.06.2005 г. N 103-п, в качестве основания присвоения звания "Ветеран труда" Благодарность Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации не поименована.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (с последующими изменениями и дополнениями) ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
В соответствии с п. 4 ст. 7 Закона "О ветеранах"" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда"" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Приведенная норма согласуется с положениями Федерального закона от 06 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Согласно подп. 24 п. 2 ст. 26.3 Закона N 184-ФЗ вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, то названные публично-правовые образования вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте Российской Федерации.
Аналогичная правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации, указавшим, что Закон "О ветеранах", устанавливающий общие основания присвоения звания "Ветеран труда", относит к числу ветеранов труда лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде (подпункт 2 пункта 1 статьи 7). Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Закона N 5-ФЗ определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Такое правовое регулирование направлено на учет трудовых заслуг граждан перед обществом и государством с целью обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки.
Вместе с тем, утверждая порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О ветеранах", несмотря на то, что субъект Российской Федерации в соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации несет расходные обязательства по отношению к ветеранам труда.
Кроме того, по смыслу п. 4 ст. 7 Закона "О ветеранах" под порядком и условиями присвоения звания "Ветеран труда", понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания "Ветеран труда", перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с требованиями, предъявляемыми пунктом 1 статьи 7 Закона "О ветеранах", перечень которых является исчерпывающим.
Таким образом, исходя из изложенного, субъекты Российской Федерации не вправе определять исчерпывающий перечень наград, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда", поскольку иное бы противоречило федеральному законодательству.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 года N 284 "Об утверждении Положения о Министерстве промышленности и энергетики Российской Федерации", Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти.
В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации имеет право учреждать знаки отличия и награждать ими работников в указанных областях.
Приказом от 21 июня 2004 года N 19 Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации "Об учреждении почетных званий, нагрудных знаков, Почетной грамоты и благодарности (ведомственных знаков отличия в труде)" Благодарность Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации отнесена к ведомственному знаку отличия в труде.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Благодарность Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации является ведомственной наградой за отличие в труде, Гасанов Х.Г. имеет право на присвоение звания "Ветеран труда", как лицо, награжденное ведомственной наградой за отличие в труде в установленном порядке.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 4 постановления от 31 октября 1995 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия", в случае если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то, исходя из положений части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом.
При разрешении спора суд обоснованно руководствовался положениями ст. 7 Федерального закона "О ветеранах".
Доводы апелляционной жалобы ответчика не содержат оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ханты-Мансийского районного суда от 20 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - без удовлетворения.
Председательствующий Блиновская Е.О.
Судьи Мелехина Т.И.
Ахметзянова Л.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.