председательствующего судьи Начарова Д. В.,
при секретаре Ершовой И. Ф.,
с участием:
представителя административного ответчика ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре Пузина Д. Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Макарова ДР об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной,
установил:
Макаров Д.Р. (далее истец) 07.04.2016 года обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В обоснование требований указал, что в его пользовании находятся земельный участок с кадастровыми номерами: (номер) площадью 6 983 кв.м., расположенный по (адрес)
Кадастровая стоимость указанного земельного участка утверждена Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N 249-п от 07.08.2015 года и по состоянию на 01.09.2014 года составила "данные изъяты" рубля.
Истец указал, что размер арендных платежей исчисляется от кадастровой стоимости земельного участка, в связи с чем его завышенная стоимость по отношению к реальной рыночной стоимости влечет увеличение арендных платежей и как следствие нарушение прав арендатора.
Макаров Д.Р. просил установить стоимость спорного земельного участка с кадастровыми номерами: (номер) в размере, установленном в отчете об оценке объектов недвижимости от (дата) (номер), подготовленным обществом с ограниченной ответственностью "данные изъяты" а именно в размере 5 348 978 рублей по состоянию на 01.09.2014 года.
Надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела стороны: Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, администрация города Нижневартовска, административный истец Макаров Д.Р., в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного разбирательства с уважительными причинами своей неявки не представили.
При указанных обстоятельствах, в соответствии с частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Участвующий в судебном заседании представитель административного ответчика ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре Пузин Д. Ф. пояснил, что не оспаривает право административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка. Против удовлетворения требований не возражал.
Заслушав объяснения лиц, участвующий в деле, проверив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) регламентированы правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам.
Статьей 24.18 и статьей 24.20 Закона об оценочной деятельности за физическими и юридическими лицами закреплено право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть определена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Основанием для внесения органом кадастрового учета рыночной стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости является решение суда, вступившее в законную силу.
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения об изменении кадастровой оценки на основании решения суда подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости.
Истец, являясь арендатором земельного участка, относится к лицам, чьи права затрагиваются определением кадастровой стоимости и вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости, так как завышенный размер кадастровой стоимости земельного участка по отношению к его рыночной стоимости влечет за собой увеличенные размеры арендной платы по договору, уменьшенный размер - их снижение.
Таким образом, защита нарушенных прав арендатора возможна посредством внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости арендованного земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Обращение в суд с настоящим заявлением обусловлено целью защиты права как арендатора земельного участка и плательщика земельного налога.
В судебном заседании установлено, что по договору (дата) переуступки прав на истца Макарова Д.Р. был осуществлен перевод прав и обязанностей по договору аренды земельного участка (номер) от (дата), заключенному на срок до 20.01.2062 года.
Согласно указанному договору истец пользуется земельным участком площадью 6 983 кв.м., с кадастровым номером (номер) относящимся к землям населенных пунктов с разрешенным использованием под "данные изъяты" расположенным по адресу: (адрес)
Согласно указанному договору и его приложению расчет арендной платы за пользование земельным участком рассчитывается исходя из его кадастровой стоимости.
Пунктом п. 2.2 договора аренды земельного участка (номер)-АЗ от (дата) предусмотрено, что размер арендной платы может быть изменен Арендодателем в одностороннем порядке на основании решения Арендодателя в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка.
Спорный земельный участок вошел в перечень объектов недвижимости, в отношении которых установлена кадастровая стоимость при массовой оценке, результаты которой по состоянию на (дата) утверждены Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 07.08.2015 N 249-п.
Согласно кадастровому паспорту от (дата) и кадастровой справке (дата) филиала ФГБУ "ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по ХМАО - Югре по состоянию на 01.09.2014 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером (номер) составляет "данные изъяты" рубля.
Датой постановки на кадастровый учет и внесения сведений в отношении указанного земельного участка о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости является 22.08.2015 год.
Исходя из заявленных административным истцом требований, обстоятельством, подлежащим установлению по настоящему делу, является размер рыночной стоимости земельного участка на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет о рыночной стоимости объектов недвижимости, который в силу общепроцессуальных и специальных правовых норм является доказательством по настоящему делу и подлежит оценке в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Пунктом 3 федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от (дата) N 254, отчет об оценке представляет собой документ, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральными стандартами оценки, стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет, предназначенный для заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователей отчета об оценке), содержащий подтвержденное на основе собранной информации и расчетов профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки.
В обоснование своих требований Макаровым Д.Р. в отношении спорного земельного участка был предоставлен отчет (номер) от (дата), подготовленный обществом с ограниченной ответственностью "данные изъяты" согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером (номер) по состоянию на 01.09.2014 года составила 5 348 978 рублей.
В указанном отчете оценщиком был использован сравнительный подход, обоснован выбор метода оценки в рамках указанного подхода. Содержание отчета свидетельствует о том, что итоговая рыночная стоимость спорных объектов оценки не является произвольной. Отчет базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; он составлен с использованием анализа описания и характеристик объектов-аналогов, анализа рыночных условий, метода сравнения продаж с учетом корректировки цен объектов сравнения. В отчете приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации, расчеты произведены в рамках используемого оценщиком подхода и позволяют объективно определить стоимость исследуемого земельного участка по состоянию на 01.09.2014 года.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что отчет (номер) от (дата), подготовленный обществом с ограниченной ответственностью "данные изъяты" соответствует требованиям Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ, федеральным стандартам оценки, ССО-РОО 2010, требованиям технического задания договора на оценку, что также подтверждается положительным экспертным заключением N (номер) от 25.03.2016 года, подготовленным "данные изъяты"
При разрешении настоящего дела обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе.
В случаях, когда лицо, участвующее в деле возражает против удовлетворения заявленного требования, оно обязано доказать недостоверность представленных сведений о величине рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
От участвующих в деле сторон возражений относительно определенной в отчете рыночной стоимости земельного участка не представлено как и не представлено доказательств наличия недостатков в представленном отчете, которые бы повлияли на итоговую сумму.
Выводы в отчете о рыночной стоимости земельного участка не опровергнуты. Иной рыночной стоимости спорного земельного участка, не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что указанная в отчете итоговая величина рыночной стоимости спорного земельного участка является достоверной и доказанной.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Макарова ДР об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 6 983 кв.м., с кадастровым номером 86:11:0301014:2, относящегося к землям населенных пунктов с разрешенным использованием под "данные изъяты", расположенного по адресу: (адрес) равной рыночной стоимости по состоянию на 01.09.2014 года в размере 5 348 978 рублей.
Датой подачи заявления считать 07.04.2016 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через тот же суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Начаров Д. В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.