Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе
председательствующего судьи Пятовой Н.Л.
судей Крашенинниковой М.В. и Нижегородцевой И.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Барской Я.Э.
рассмотрела в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе представителя министерства социальной политики Нижегородской области по доверенности Святненко А.И.
на решение Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода Нижегородской области от 16 марта 2016 года
гражданское дело по иску Абрамовой О.С., действующей в интересах недееспособного Данилина В.С., к министерству социальной политики Нижегородской области, администрации г.Дзержинска Нижегородской области о предоставлении денежной компенсации на приобретение или строительство жилья,
и, заслушав доклад судьи Нижегородцевой И.Л., выслушав объяснения представителя министерства социальной политики Нижегородской области по доверенности Шашковой Э.Э., Прописнова А.В. - представителя Абрамовой О.С., действующей в интересах недееспособного Данилина В.С.,
УСТАНОВИЛА:
Абрамова О.С., действующая в интересах недееспособного Данилина В.С., обратилась в суд с настоящим иском, указывая, что истец является инвалидом с детства, имеет первую группу инвалидности, страдает заболеванием, включенным в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, с 04 марта 2013 года состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и в настоящее время проживает в квартире своего опекуна - Абрамовой О.С., где также проживают ее двое несовершеннолетних детей.
С 04 марта 2013 года Абрамова О.С. неоднократно обращалась в администрацию г.Дзержинска Нижегородской области с заявлениями об улучшении жилищных условий недееспособного Данилина В.С. и предоставлении ему отдельного жилого помещения. При последнем обращении в министерство социальной политики Нижегородской области ей был дан письменный ответ о том, что жилищные условия Данилина В.С. могут быть улучшены по его выбору путем предоставления во внеочередном порядке жилого помещения муниципального жилищного фонда либо путем получения единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств областного бюджета, однако денежные средства в областном бюджете на 2015 год предусмотрены только для предоставления указанной единовременной выплаты на основании судебных решений.
С учетом всех изменений иска Абрамова О.С., действующая в интересах недееспособного Данилина В.С., просит суд обязать министерство социальной политики Нижегородской области за счет средств областного бюджета Нижегородской области и администрацию г. Дзержинска Нижегородской области предоставить Данилину В.С., " ... " года рождения, единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения в размере не ниже средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья по Нижегородской области, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Представитель Абрамовой О.С., действующей в интересах недееспособного Данилина В.С., извещенной о времени и месте разбирательства дела и не явившейся в судебное заседание, на основании ордера - адвокат Прописнов А.В. иск поддержал.
Представители ответчиков, извещенных о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не явились.
Решением Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода Нижегородской области от 16 марта 2016 года на министерство социальной политики Нижегородской области возложена обязанность за счет средств областного бюджета предоставить Данилину В.С. единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилья исходя из размера общей площади жилого помещения 18 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Нижегородской области, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
В иске Абрамовой О.С., действующей в интересах недееспособного Данилина В.С., к администрации г.Дзержинска Нижегородской области о предоставлении денежной компенсации на приобретение или строительства жилья отказано.
В апелляционной жалобе представителя министерства социальной политики Нижегородской области по доверенности Святненко А.И. поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного с неправильным применением норм материального и процессуального права. Заявитель указывает на недоказанность наличия у истца права на получение единовременной выплаты на строительство или приобретение жилья, отсутствие доказательств того, что в занимаемом им жилом помещении проживает несколько семей, что порядок предоставления единовременной выплаты и орган, уполномоченный на осуществление такой выплаты, законодательно не определен.
На основании положений ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (ч. 1).
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части (ч. 2).
Проверив материалы гражданского дела в порядке ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец Данилин В.С., " ... " года рождения, является инвалидом с детства первой группы бессрочно, страдает заболеванием, включенным в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (л.д. 8, 9).
Решением Дзержинского городского суда Нижегородской области от 20 декабря 2008 года истец признан недееспособным, приказом министерства социальной политики Нижегородской области от 03.02.2014 г. N" ... " над ним установлена опека, опекуном назначена Абрамова О.С. (л.д. 6).
04 марта 2013 года он принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д. 10).
В настоящее время недееспособный Данилин В.С. в собственности жилья не имеет, проживает и состоит на регистрационном учете по месту жительства по адресу: " ... ", - в квартире, находящейся в муниципальной собственности, в которой также зарегистрированы и проживают его опекун Абрамова О.С., ее дети А.Е.П., " ... " года рождения, и А.С.П., " ... " года рождения, и брат Д.М.С. (л.д.11, 15, 61, 63, 64).
Из материалов дела следует, что Абрамова О.С., действуя в интересах недееспособного Данилина В.С., неоднократно обращалась в министерство социальной политики Нижегородской области по вопросу об обеспечении истца жильем, на что получала ответы об отсутствии денежных средств в областном бюджете для предоставления единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилья (л.д.13, 14).
Разрешая спор по существу и принимая решение об удовлетворении заявленных к министерству социальной политики Нижегородской области требований, суд правильно исходил из наличия у истца права на получение меры социальной поддержки в виде единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет средств областного бюджета.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы о несогласии с данными выводами суда со ссылкой на недоказанность проживания в вышеуказанном жилом помещении нескольких семей, судебная коллегия отмечает, что этот вопрос по существу был разрешен на стадии принятия истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по основанию, предусмотренному п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ.
Отклоняя иные доводы жалобы об отсутствии у истца права на получение единовременной выплаты и о том, что заявитель не является надлежащим ответчиком по делу, судебная коллегия исходит из следующего.
В силу ч.3 ст.40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (ст.25 Всеобщей декларации прав человека, ст.11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
В соответствии со ст.17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
На основании ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.
Согласно п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Таким образом, федеральный законодатель, действуя в пределах своих конституционных полномочий, установилтакое правовое регулирование обеспечения нуждающихся в жилых помещениях граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, которое гарантирует предоставление им жилых помещений по договорам социального найма.
В соответствии с подп. "б" ч.1 ст.13 Закона Нижегородской области от 07.09.2007г. "123-З "О жилищной политике в Нижегородской области" (в редакции, действовавшей до внесения изменений Законом Нижегородской области от 05.02.2013 г. N6-З) жилые помещения жилищного фонда Нижегородской области предоставлялись по договорам социального найма проживавшим на территории Нижегородской области гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии со ст.51 ЖК РФ (до наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан).
Согласно ст.2 Закона Нижегородской области 05.02.2013г. N6-З "О внесении изменений в отдельные законы Нижегородской области" подп. "б" п.1 ст.13 Закона Нижегородской области "О жилищной политике в Нижегородской области" признан утратившим силу, и названный Закон дополнен статьей 11.1, согласно части первой которой гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии со ст.51 ЖК РФ, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающим в квартире, занятой несколькими семьями, и не имеющим иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, вставшим на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях после 1 января 2005 года, однократно предоставляется единовременная денежная выплата на строительство или приобретение жилого помещения. Размер единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения определяется исходя из общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Нижегородской области, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (ч.3 ст.11.1 Закона Нижегородской области "О жилищной политике в Нижегородской области").
Согласно ст.31 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в случаях, если другими правовыми актами для инвалидов предусмотрены нормы, повышающие по сравнению с настоящим Федеральным законом уровень социальной защиты инвалидов, применяются положения этих правовых актов. Если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления меры социальной защиты).
Из этого следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.
В данном случае истцом избрана форма реализации своего права на обеспечение жильем путем получения единовременной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Таким образом, установив наличие у истца права на обеспечение жильем, суд первой инстанции обоснованно возложил на министерство социальной политики Нижегородской области обязанность произвести соответствующую выплату за счет средств областного бюджета.
В этой части решение суда, вопреки утверждениям заявителя, соответствует положениям ст.17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ч.2 ст.2, п.6 ч.2 ст.3, ст.4, ч.2 ст.11 Закона Нижегородской области "О жилищной политике в Нижегородской области" и обусловлено основными функциями и задачами министерства социальной политики Нижегородской области, закрепленными в Положении о министерстве социальной политики Нижегородской области, утвержденном постановлением Правительства Нижегородской области от 25.03.2009 г. N148.
Согласно правовой позиции Европейского Суда по правам человека, если новое регулирование явно помешало проходившим в момент его принятия судебным разбирательствам, то оно представляет угрозу нарушения права на справедливое судебное разбирательство, закрепленного пунктом 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Постановление от 28 октября 1999 года по делу "Зелински (Zielinski) и Прадаль (Pradal) и Гонсалес (Gonzalez) и другие против Франции"). Как указал Европейский Суд по правам человека, если введение в действие закона в период рассмотрения дела делает дальнейшее продолжение разбирательства беспредметным, этим нарушается принцип равенства сторон, поскольку государство защищает одну из них (фактически же - само себя) с момента изменения законодательства; законодательное вмешательство, которое окончательно и с обратной силой предрешает рассмотрение споров по существу в судах, не может быть оправдано неотложными основаниями, представляющими общий интерес, и нарушает статью 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также статью 1 Протокола N 1 к ней применительно к соответствующим имущественным отношениям (Постановления от 9 января 2007 года "Арнолен (Arnolin) и другие и 24 других дела против Франции", "Обер (Aubert) и другие и 8 других дел против Франции" и др.).
Таким образом, несмотря на то, что Законом Нижегородской области от 02.12.2015г. N172-З с 1 января 2016 года действие положений ст.11.1 Закона Нижегородской области "О жилищной политике в Нижегородской области" приостановлено до 1 января 2017 года, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные истцом требования.
Судебная коллегия полагает, что судом при разрешении данного спора правильно определены правоотношения сторон и обстоятельства, имеющие значение для дела, тщательным образом исследованы доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, его выводы основаны на имеющихся в деле доказательствах.
В решении в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ приведены мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов, а другие отвергнуты, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований для отмены решения суда, поскольку по существу сводятся к выражению несогласия с данной судом оценкой исследованных доказательств и ссылок на другие доказательства, факты и обстоятельства, которые бы не были учтены судом, не содержат.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии с ч.4 ст.330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции, не допущено, оно не подлежит отмене.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода Нижегородской области от 16 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя министерства социальной политики Нижегородской области по доверенности Святненко А.И. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.