Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего судьи: Кузиной Т.А., судей ФИО9, ФИО4,
при секретаре судебного заседания ФИО5,
с участием представителя истца ФИО6, представителя ответчика ФИО7,
рассмотрела в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Нижегородского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ
гражданское дело по иску ФИО1 к ФКУ "Военный комиссариат "адрес"" о признании права на пенсию по случаю потери кормильца и повышения расчетного размера пенсии с момента достижения 50 лет, возложении обязанности назначить и выплачивать пенсию в повышенном размере, взыскании суммы невыплаченной пенсии, убытков и возмещения судебных расходов.
Заслушав доклад судьи ФИО9,
УСТАНОВИЛА:
Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к ФКУ "Военный комиссариат "адрес"" о признании права на пенсию по случаю потери кормильца, повышения расчетного размера пенсии, возложении обязанности назначить и выплачивать пенсию в повышенном размере, взыскании суммы невыплаченной пенсии, убытков, указав в обоснование иска, ее муж - прапорщик ФИО8 погиб во время боевых действий в Чеченской Республике 03.01.2000г., его смерть связана с исполнением обязанностей военной службы, в связи с чем, согласно Закону N "О пенсионном обеспечении ... " ФИО1 по достижении ею 50-летнего возраста имеет право на получение пенсии по случаю потери кормильца.
Так, достигнув 50-летнего возраста, истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца, в чем ей было отказано, с указанием, что лицам, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсия назначается и выплачивается после увольнения их со службы. Поскольку ФИО1 проходит военную службу, то пенсия по случаю потери кормильца ей может быть назначена только по окончании службы.
Находя данный отказ незаконным, истица обратилась в суд и просила признать право на пенсию по случаю потери кормильца в соответствии со ст.30 Закона РФ от 12.02.1993г. N "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" с момента достижения 50-летнего возраста; признать отказ в начислении и выплате пенсии незаконным; обязать ответчика назначить и выплачивать пенсию по случаю потери кормильца с 27.06.2015г., признать право на повышение на 32% расчетного размера пенсии, установленного в размере социальной пенсии, пенсию по случаю потери кормильца с 27.06.2015г., обязать назначить и выплачивать пенсию в повышенном размере с 27.06.2015г., возместить судебные расходы.
При рассмотрении дела истица в порядке ст.39 ГПК РФ увеличила исковые требования, просила также взыскать с ответчика суммы невыплаченной пенсии по случаю потери кормильца с 27.07.2015г. по 31.03.2016г. в повышенном размере "данные изъяты" руб. 61 коп., убытки - "данные изъяты" руб.
В судебное заседание истица не явилась, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие; представитель истца заявленные исковые требования поддержал.
Представитель ответчика иск не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Решением Нижегородского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований ФИО1 к ФКУ "Военный комиссариат "адрес"" о признании права на пенсию по случаю потери кормильца и повышения расчетного размера пенсии с момента достижения 50 лет, возложении обязанности назначить и выплачивать пенсию в повышенном размере, взыскании суммы невыплаченной пенсии, убытков и возмещения судебных расходов отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1, в лице ее представителя, поставлен вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленного иска. Заявитель полагает, что решение судом вынесено при неправильном применении норм материального и процессуального права.
В заседании судебной коллегии представитель истца поддержал доводы и требования апелляционной жалобы; представитель ответчика просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Истица в заседание судебной коллегии не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом и заблаговременно, о чем в материалах дела имеется уведомление о вручении судебного извещения.
Учитывая положения ст.167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, поскольку имеются сведения их надлежащего извещения в соответствии с нормами главы 10 ГПК РФ.
Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном главой 39 ГПК Российской Федерации, в обжалуемой части и в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что истица проходит службу в Вооруженных силах Российской Федерации по контракту от 01.02.2002г., что не оспаривается по делу.
Муж истицы - прапорщик ФИО8 погиб во время боевых действий 03.01.2000г.
Разрешая спор по существу заявленных сторонами требований относительно пенсии по случаю потери кормильца, суд первой инстанции исходил из того, что вдовы военнослужащих, состоящие на военной службе, не имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, полагая, что они основаны на правильном толковании и применении закона.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, осуществляется на основании Закона Российской Федерации от 12.02.1993г. N "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной, противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах исполнительной системы, и их семей".
В соответствии с пунктом "а" статьи 1 названного закона условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные цитируемым Законом, распространяются на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" цитируемой статьи, и их семей).
Частью 2 ст.5 указанного Закона установлено, что в случае гибели или смерти лиц, указанных в ст.1 Закона, их семьи при наличии условий, предусмотренных данным Законом, приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.
В соответствии со ст. 6 Закона лицам, указанным в статье 1, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их с военной службы. Пенсия по инвалидности этим лицам и пенсии по случаю потери кормильца их семьям назначаются независимо от продолжительности службы.
Пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.
В соответствии с положениями статьи 30 названного Закона, регламентирующими право на пенсию на льготных условиях, супруги лиц, указанных в статье 1 Закона, умерших вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 Закона, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца по достижении ими 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), а занятые из них уходом за ребенком умершего, не достигшим 8-летнего возраста, имеют право на указанную пенсию независимо от возраста, трудоспособности и от того, работают они или нет, в том числе независимо от того, проходят они военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы или нет (ч.1).
Таким образом, по общему правилу, установленному названным законом, выплата пенсий, предусмотренных законом, приостанавливается в период прохождения военной службы. Данное правило действует в отношении всех категорий пенсионеров, его применение исключается только при назначении пенсии по случаю потери кормильца супругу военнослужащего, занятому уходом за ребенком умершего, не достигшим 8-летнего возраста.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами заявителя жалобы о том, что законодатель разделил субъектов: военнослужащих и членов их семей и установилограничение по получению пенсии при прохождении службы только в отношении военнослужащих.
Статья 6 Федерального закона "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной, противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах исполнительной системы, и их семей" предусматривает указанные ограничения в отношении пенсионеров из числа лиц, указанных в статье 1 Закона.
В свою очередь подпункт "а" статьи первой содержит в перечне не только военнослужащих, но и членов их семей.
Доводы апелляционной жалобы о противоречии таких условий конституционным принципам недопустимости дискриминации при равном положении судебная коллегия также не может признать состоятельными.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации в Постановлении от 18.03.2004г. N-П "По делу о проверке конституционности части второй статьи 6 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", закрепляя в законе правовые основания назначения пенсий, размеры пенсий, порядок их исчисления и выплаты, федеральный законодатель вправе определять как общие правила назначения и выплаты пенсий, так и устанавливать особенности (условия) приобретения права на получение пенсий отдельными категориями лиц. Однако, такого рода дифференциация в правовом регулировании пенсионного обеспечения должна осуществляться законодателем с соблюдением Конституции Российской Федерации, в том числе, гарантированного статьей 19 принципа равенства всех перед законом и судом и равенства прав и свобод человека и гражданина, который распространяется не только на непосредственно упомянутые в тексте Конституции Российской Федерации права и свободы, но и на связанные с ними другие права, приобретаемые на основании закона (п.2).
Обязанности военной службы и службы в правоохранительных органах связаны с выполнением специфических задач обороны страны и охраны правопорядка в условиях, сопряженных с риском для жизни и здоровья, повышенными физическими и эмоциональными нагрузками, неблагоприятным воздействием различного рода иных факторов.
Особый характер такой службы обусловливает не только предъявление повышенных требований к допускаемым к ней лицам и установление в связи с этим законодательных ограничений их прав и свобод (в том числе предельного возраста пребывания на службе), но и предопределяет обязанность государства - в силу статей 1 (часть 1), 2, 7, 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1), 59 и 71 (пункты "в", "м", "т") Конституции Российской Федерации - гарантировать им повышенную социальную защиту, включая соответствующее их особому статусу и характеру службы пенсионное обеспечение (п.3).
Поскольку федеральный законодатель установилдля лиц, несущих военную службу и службу в правоохранительных органах, определенный объем содержания, гарантий и льгот, тот факт, что на период прохождения военной службы военнослужащему приостанавливается выплата пенсии, в том числе пенсии по потере кормильца не может свидетельствовать о дискриминационных различиях в условиях назначения соответствующей пенсии лицам, состоящим на военной службе, и иным категориям лиц.
Установив, что истица с 27.06.2015г. не приобрела права на получение пенсии по случаю потери кормильца, поскольку являлась военнослужащей, соответственно, суд верно отказал в удовлетворении требования о назначении и выплате истцу пенсии по случаю потери кормильца в повышенном размере с 27.06.2015г. и в удовлетворении требований о взыскании в пользу истца сумм пенсии по случаю потери кормильца с 27.07.2015г. по 31.03.2016г. в повышенном размере "данные изъяты" коп., а также убытков в размере "данные изъяты" руб.
Предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы истца судебная коллегия не усматривает.
Ссылка лица, подавшего апелляционную жалобу на необоснованный отказ суда в направлении запроса в Конституционный Суд РФ, также не может послужить основанием к отмене решения, поскольку направление такого запроса, исходя из ч.4 ст.125 Конституции РФ, ст.101 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", является правом, а не обязанностью суда, рассматривающего дело.
Отказ в направлении данного запроса не препятствует заявителю обратиться в Конституционный Суд РФ на предмет проверки соответствия Конституции РФ указанных заявителем норм в порядке, предусмотренном главой XII Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", а в случае признания жалобы обоснованной - в суд первой инстанции с заявлением о пересмотре дела ввиду новых обстоятельств.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения в порядке ст. 330 ГПК РФ, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нижегородского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.